СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования городского округа Эгвекинот»
Принята на заседании Педагогического совета МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот» (протокол №2 от 23.08.2021) | УТВЕРЖДЕНА Приказом МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот» по основной деятельности №95 от 23.08.2021 |
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
Салоха Ю.В., тренер-преподаватель
Мухамедьярова Ю.А.,
педагог дополнительного образования
п. Эгвекинот
2021 г.
ОглавлениеРаздел 1. Пояснительная записка 3
Раздел 2. Учебный план. Календарный учебный график 6
Раздел 3. Содержание программы. 10
3.1. Теоретическая подготовка. 10
3.2. Общая физическая подготовка. 12
3.3. Специальная физическая подготовка. 14
3.4. Техническая подготовка. 15
3.5. Тактическая подготовка. 17
3.6. Игровая подготовка 18
3.7. Инструкторская и судейская практика 18
Раздел 4. Система контроля достижения планируемых результатов обучения 19
Раздел 5. Методическое обеспечение программы 24
5.1. Принципы, средства, методы спортивной тренировки 24
5.2. Методические рекомендации по организации и проведению тренировки 24
5.3. Рекомендации по организации психологической подготовки. 25
Раздел 6. Техника безопасности при проведении тренировочных занятий 26
6.1. Общие требования безопасности 26
6.2. Требования безопасности перед началом занятий. 27
6.3. Требования безопасности во время занятий 27
6.4. Требования безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях 27
6.5. Требования безопасности по окончании занятий 28
Раздел 7. Условия реализации программы 28
Раздел 8. Список информационных ресурсов 29
Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для игры в баскетбол характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Игры подобные баскетболу были популярны у разных народов еще в глубокой древности, однако официальной даты рождения баскетбола принято считать 1891 год. Автором является доктор анатомии Джеймс Нейсмит, который задался целью создать новую спортивную игру с мячом. Она должна была отвлечь молодых людей от ненужных дел и развивать их физически. Первая игра состоялась в 1891 году. На балконах спортивного зала были подвешены, две оказавшиеся под рукой корзины от персиков, куда и забрасывался мяч. Отсюда и пошло название баскетбола. Баскет - корзина, бол - мяч. Вскоре эта игра захватила весь мир.
В России возникновение этой игры связано с Петербургским обществом «Маяк», где в 1906 году была создана команда и начались регулярные занятия. Первые крупные соревнования по баскетболу в нашей стране прошли на физкультурном празднике 1929 года в городе Москва.
Игра сама не только развивает физически, но и имеет функцию подготовки к труду. Именно в игре, где творчески воссоздаются реальные жизненные ситуации, наилучшим образом формируются качество личности, определяющие успешность трудовой деятельности. Игра – процесс моделирования реальных жизненных условий. Посредством игры приобретаются жизненные навыки и умения. Она заставляет совершенствовать психологические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека. Коллективность действий и появление тактики в игре становится возможным благодаря способности мыслить.
Педагогическая целесообразность: программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Реализация программы позволяет решить проблему занятости детей, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
В процессе изучения у ребят формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Дети приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ребята, успешно усвоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного уровня.
Данная программа адаптирована под реальные условия муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования городского округа Эгвекинот» и составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Уставом МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот».
Программа направлена на:
создание условий для физического развития детей;
формирование знаний умений и навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Цель программы: физическое образование и воспитание детей посредством систематических занятий баскетболом.
Основными задачами реализации Программы являются:
формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
развитие специальных физических способностей, овладение основами техники и тактики баскетбола;
выявление и поддержка одаренных детей.
Минимальный возраст зачисления детей в группу первого года обучения - 7 лет. В группу первого года обучения зачисляются все желающие заниматься баскетболом, проживающие на данной территории и имеющие заключение врача об отсутствии противопоказаний к занятиям баскетболом. Допускается зачисление учащихся в группы второго и последующих годов обучения при выполнении нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на 5 лет обучения. Периодичность занятий: 1-й – 5-й год обучения – 3 раза в неделю по два академических часа с перерывами через каждые 45 минут для отдыха детей и проветривания помещения в течение 36 недель.
Объем программы каждого года обучения – 216 часов. Полный объем программы – 1080 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 18 лет:
первый год обучения – 7-8 лет;
второй год обучения – 9-10 лет;
третий год обучения – 11-12 лет;
четвертый год обучения – 13-14 лет;
пятый год обучения – 15-18 лет.
Основными формами организации деятельности учащихся являются учебно-тренировочные занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается администрацией Учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, возможностей использования арендуемых спортивных сооружений.
Планируемые результаты реализации программы.
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
история развития баскетбола;
место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта);
необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
гигиенические знания, умения и навыки;
режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
основы спортивного питания;
требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
в области общей и специальной физической подготовки:
освоение комплексов физических упражнений;
развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий волейболом;
укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию:
развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.
в области избранного вида спорта:
овладение основами техники и тактики в баскетболе;
приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
повышение уровня функциональной подготовленности;
освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по баскетболу.
№ п/п | Название раздела (темы) | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения | 5-й год обучения |
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Теоретическая подготовка | 14 | 12 | 12 | 12 | 12 |
3 | Общая физическая подготовка | 80 | 63 | 55 | 40 | 35 |
4 | Специальная физическая подготовка | 30 | 40 | 40 | 50 | 50 |
5 | Техническая подготовка | 35 | 35 | 36 | 35 | 32 |
6 | Тактическая подготовка | 24 | 30 | 32 | 35 | 35 |
7 | Игровая подготовка | 20 | 25 | 30 | 30 | 35 |
8 | Инструкторская и судейская практика |
|
|
| 3 | 6 |
9 | Контрольные испытания | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
| Итого часов | 216 | 216 | 216 | 216 | 216 |
Календарный учебный график для группы 1-го года обучения (ч)
Содержание | Кол-во часов | Период | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Вводное занятие | 4 | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
Теоретическая подготовка | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
|
| 1 | 2 |
Общая физическая подготовка | 80 | 15 | 14 | 10 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Специальная физическая подготовка | 30 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Техническая подготовка | 35 |
| 4 | 4 | 3 | 2 | 6 | 6 | 6 | 4 |
Тактическая подготовка | 24 |
|
| 2 | 3 | 2 | 6 | 5 | 3 | 3 |
Игровая подготовка | 20 |
|
| 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 |
Контрольные испытания | 9 | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Всего часов | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Календарный учебный график для группы 2-го года обучения (ч)
Содержание | Кол-во часов | Период | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Вводное занятие | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
|
| 1 | 2 |
Общая физическая подготовка | 63 | 10 | 8 | 6 | 6 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Специальная физическая подготовка | 40 | 7 | 6 | 6 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Техническая подготовка | 35 |
| 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Тактическая подготовка | 30 |
| 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Игровая подготовка | 25 |
| 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Контрольные испытания | 9 | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Всего часов | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Календарный учебный график для группы 3-го года обучения (ч)
Содержание | Кол-во часов | Период | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Вводное занятие | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
|
| 1 | 2 |
Общая физическая подготовка | 55 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Специальная физическая подготовка | 40 | 7 | 6 | 6 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Техническая подготовка | 36 |
| 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Тактическая подготовка | 32 |
| 3 | 3 | 3 | 5 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Игровая подготовка | 30 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Контрольные испытания | 9 | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Всего часов | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Календарный учебный график для группы 4-го года обучения (ч)
Содержание | Кол-во часов | Период | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Вводное занятие | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
|
| 1 | 2 |
Общая физическая подготовка | 40 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Специальная физическая подготовка | 50 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 |
Техническая подготовка | 35 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Тактическая подготовка | 35 | 1 | 4 | 4 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Игровая подготовка | 30 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Инструкторская и судейская практика | 3 |
|
|
|
| 1 |
| 2 |
|
|
Контрольные испытания | 9 | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Всего часов | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Календарный учебный график для группы 5-го года обучения (ч)
Содержание | Кол-во часов | Период | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Вводное занятие | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
|
| 1 | 2 |
Общая физическая подготовка | 35 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Специальная физическая подготовка | 50 | 5 | 8 | 7 | 3 | 4 | 7 | 4 | 7 | 5 |
Техническая подготовка | 32 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Тактическая подготовка | 35 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Игровая подготовка | 35 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Инструкторская и судейская практика | 6 |
|
|
| 2 | 2 |
| 2 |
|
|
Контрольные испытания | 9 | 3 |
|
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Всего часов | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Теоретический раздел программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Баскетбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и профилактики травматизма.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.
Контроль за усвоением знаний проводится в виде опроса. Периодически контроль может проводиться при подготовке к соревнованиям (по знанию положений правил соревнования, правил поведения, этики и морали, тактике и др.).
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть обшей культуры. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Тема 2. Состояние и развитие баскетбола в России, в мире.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Тема 3. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувств: ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные методы.
Тема 4. Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие сведения об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Понятие о рациональном питании. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Режим питания. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 5. Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Активный отдых. Самомассаж. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Тема 6. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Меры личной и общественной профилактики. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 7. Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство обшей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Тема 8. Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи.
Тема 9. Физические качества и физическая подготовка
Физические качества. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятии спортом. Методика воспитания физических качеств. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как о комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Понятие выносливости.
Тема 10. Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. О соединении технической, тактической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр видеозаписей игр.
Тема 11. Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Напряженное вытягивание пальцев и напряженное сжимание в кулаки, отведение напряженных кистей в стороны. В упоре стоя согнувшись передвижение на прямых руках в упор лежа и возращение в исходное положение, повороты прямых рук в плечевых суставах наружу и внутрь. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. Упражнения с набивными мячами (вес 1 кг, 2 кг, 5 кг в зависимости от возраста) поднимание опускание перебрасывание с одной руки на другую, перед собой, за спиной, броски и ловля мячей, в парах.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища. Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.
Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки. Сгибание ног в тазобедренных суставах. Отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях. Упражнения без предметов и индивидуальные, в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, выпады, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами - приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, утяжелителями, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажёрах.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, бег с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек).
Подвижные игры.
Обычные салочки. Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком. Иногда по согласованию игроков вводится дополнительное правило: водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого.
Колдуны. Игроки делятся на две неравные команды: «колдуны» (примерно 1/3 игроков) и «убегающие» (2/3). Если колдун запятнает убегающего, он его «заколдовывает» - тот возвращается в то место, где его запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих, коснувшись заколдованного рукой. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают всех, убегающие – когда за отведённое время не дали колдунам это сделать. Если участников игры больше 10-15-ти человек, часто используют цветные повязки или ленточки для обозначения водящих и убегающих.
Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых –перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых - не дать себя выбить. Если мяч отскакивает от земли и попадает в игрока, то это не считается. Место выбитых игроков занимают другие члены команды. Когда выбивают всех – команды меняются местами.
Гуси–Лебеди. На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая "гусятник". По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это "гора". Все играющие находятся в "гусятнике" - "гуси". За горой очерчивается круг "логово", в котором размещаются 2 "волка". По сигналу - "гуси-лебеди, в поле", "гуси" идут в "поле" и там гуляют. По сигналу "гуси-лебеди домой, волк за дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в "гусятник". Из-за "горы" выбегают "волки" и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.
Поймай мяч. В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Третий лишний. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий спасаясь от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, станет лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.
3.3. Специальная физическая подготовка.Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель). Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
3.4. Техническая подготовка.1 год обучения.
Остановка прыжком. Остановка двумя шагами. Ловля мяча двумя руками в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении. Ловля одной рукой в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении.
Передача двумя руками в движении, в прыжке. Передача одной рукой сверху, одной рукой от головы, от плеча. Передача одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу. Передача одной рукой в движении, в прыжке. Передача мяча одной рукой (встречные, поступательные). Передача мяча одной рукой на одном уровне. Передача мяча одной рукой (сопровождающие).
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение по прямой, по кругам, зигзагом. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой, за спиной.
Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита, без отскока от щита. Броски в корзину двумя руками с места, броски двумя руками в движении. Броски в корзину двумя руками в прыжке. Броски в корзину двумя руками (дальние, средние, ближние). Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом и под углом к щиту, параллельно щиту. Броски в корзину одной рукой от плеча, сверху, снизу. Броски одной рукой с отскоком от щита, одной рукой с места и в движении, в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние, средние, ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
2 год обучения.
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении. Ловля мяча одной и двумя руками при движении сбоку. Ловля одной рукой в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении.
Передача двумя руками в движении. Передача двумя руками (встречные). Передача одной рукой сбоку, снизу. Передача одной рукой в движении, в прыжке. Передача мяча одной рукой (встречные, поступательные). Передача мяча одной рукой на одном уровне. Передача мяча одной рукой (сопровождающие).
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение зигзагом.
Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой, за спиной. Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд.
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита, без отскока от щита. Броски двумя руками в движении. Броски в корзину двумя руками в прыжке. Броски в корзину двумя руками (дальние, средние, ближние). Броски в корзину двумя руками под углом к щиту, параллельно щиту. Броски в корзину одной рукой сверху, снизу. Броски одной рукой с отскоком от щита, одной рукой с места и в движении, в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние, средние, ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
3 год обучения.
Ловля одной рукой в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении. Ловля мяча одной рукой при поступательном движении. Ловля мяча одной рукой при движении сбоку.
Передача двумя руками в движении. Передача двумя руками (встречные). Передача одной рукой сбоку. Передача одной рукой в прыжке. Передача мяча одной рукой (встречные, поступательные). Передача мяча одной рукой на одном уровне. Передача мяча одной рукой (сопровождающие).
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение зигзагом.
Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления, скорости. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой, за спиной. Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд.
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита, без отскока от щита. Броски в корзину двумя руками в прыжке. Броски в корзину двумя руками (дальние, средние, ближние). Броски в корзину двумя руками под углом к щиту, параллельно щиту. Броски в корзину одной рукой сверху, снизу. Броски одной рукой с отскоком от щита, одной рукой с места и в движении, в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние, средние, ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
4 год обучения.
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку.
Передача двумя руками на одном уровне. Передача двумя руками (сопровождающие). Передача одной рукой в прыжке. Передача мяча одной рукой (встречные, поступательные).
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение зигзагом.
Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления, скорости. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой, за спиной. Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд.
Броски в корзину двумя руками (добивание). Броски в корзину двумя руками без отскока от щита. Броски в корзину двумя руками (средние, ближние). Броски в корзину одной рукой сверху. Броски одной рукой с отскоком от щита, одной рукой с места и в движении, в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние, средние, ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
5 год обучения.
Передача мяча одной рукой (поступательные, сопровождающие). Передача мяча одной рукой на одном уровне.
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение зигзагом.
Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления, скорости. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой, за спиной. Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд.
Броски в корзину двумя руками сверху вниз. Броски в корзину одной и двумя руками (добивание). Броски в корзину двумя руками без отскока от щита. Броски в корзину одной рукой сверху. Броски в корзину одной рукой сверху вниз. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние, средние, ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
3.5. Тактическая подготовка.1 год обучения.
Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Заслон. Наведение. Пересечение. Треугольник. Тройка. Скрестный выход. Система быстрого прорыва.
Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаке корзины. Подстраховка. Переключение. Групповой отбор мяча. Система личной защиты.
2 год обучения.
Розыгрыш мяча. Атака корзины. Заслон. Наведение. Пересечение. Треугольник. Тройка. Малая восьмерка. Скрестный выход. Сдвоенный заслон. Наведение на двух игроков. Система быстрого прорыва. Система эшелонного прорыва. Система нападения через центрового. Система нападения без центрового.
Противодействие атаке корзины. Подстраховка. Переключение. Проскальзывание. Групповой отбор мяча. Против тройки. Против малой восьмерки. Против скрестного выхода. Против сдвоенного заслона. Против наведения на двух. Система личной защиты. Игра в большинстве. Игра в меньшинстве.
3 год обучения.
Атака корзины. Заслон. Наведение. Пересечение. Треугольник. Тройка. Малая восьмерка. Скрестный выход. Сдвоенный заслон. Наведение на двух игроков. Система быстрого прорыва. Система эшелонного прорыва. Система нападения через центрового. Система нападения без центрового.
Противодействие атаке корзины. Подстраховка. Переключение. Проскальзывание. Групповой отбор мяча. Против тройки. Против малой восьмерки. Против скрестного выхода. Против сдвоенного заслона. Против наведения на двух. Система личной защиты. Система зонной защиты. Игра в большинстве. Игра в меньшинстве.
4 год обучения.
Атака корзины. Заслон. Наведение. Пересечение. Треугольник. Тройка. Малая восьмерка. Скрестный выход. Сдвоенный заслон. Наведение на двух игроков. Система быстрого прорыва. Система эшелонного прорыва. Система нападения через центрового. Система нападения без центрового.
Противодействие атаке корзины. Подстраховка. Переключение. Проскальзывание. Групповой отбор мяча. Против тройки. Против малой восьмерки. Против скрестного выхода. Против сдвоенного заслона. Против наведения на двух. Система личной защиты. Система зонной защиты. Система смешенной защиты. Система личного прессинга. Система зонного прессинга. Игра в большинстве. Игра в меньшинстве.
5 год обучения.
Атака корзины. Заслон. Пересечение. Треугольник. Тройка. Малая восьмерка. Скрестный выход. Сдвоенный заслон. Наведение на двух игроков. Система быстрого прорыва. Система эшелонного прорыва. Система нападения через центрового. Система нападения без центрового.
Противодействие атаке корзины. Переключение. Проскальзывание. Групповой отбор мяча. Против тройки. Против малой восьмерки. Против сдвоенного заслона. Против наведения на двух. Система личной защиты. Система зонной защиты. Система смешенной защиты. Система личного прессинга. Система зонного прессинга. Игра в большинстве. Игра в меньшинстве.
3.6. Игровая подготовкаИгровая подготовка носит целенаправленный характер. На этом этапе используют все средства игровой подготовки. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.
Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники. Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. Юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа. При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами - юношами и девушками.
Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
При выполнении игровых упражнении следует учитывать количество игроков, размер поля, установки на игру (личная защита или зонная, с форой или без нее и пр.), так как все эти компоненты создают значительную разницу интенсивности упражнении.
Спортивная тренировка юных баскетболистов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высоких спортивных результатов. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить организацию врачебно-педагогического контроля состояния здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умении и навыков, всестороннее развитие физических качеств.
Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
3.7. Инструкторская и судейская практикаВ течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
4. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
5. Составить конспект урока и провести занятие с командой.
6. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
7. Руководить командой класса на соревнованиях.
Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным и проводится с целью последующего привлечения учащихся к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение – у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу. Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на протяжении подготовки в процессе теоретических знаний и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.
Раздел 4. Система контроля достижения планируемых результатов обучения
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а также влияния физических упражнений на организм учащихся осуществляется медико-педагогический контроль. Контроль должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях.
Контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям баскетболом и участия в соревнованиях осуществляются на основании справок о состоянии здоровья от специалистов медицинских учреждений.
Контроль за технической и физической подготовленностью осуществляется тренером-преподавателем с помощью специальных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических и технических качеств.
Указание к выполнению нормативов по технической подготовке.
Передвижение в защитной стойке. Используется для определения скоростной координации движений. Обучающийся находится за лицевой линией и по сигналу тренера-преподавателя перемещается спиной вперёд в «защитной стойке», после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперёд к лицевой линии на исходную позицию. Для обучающихся всех групп одинаковое задание. Результат общего времени фиксируется (в секундах).
Инвентарь: 3 стойки.
Скоростное ведение. Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся по сигналу тренера-преподавателя начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, обучающийся выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска обучающийся снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведёт мяч правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (левой рукой).
Инвентарь: 10 стоек, баскетбольные мячи № 5, 6, 7.
Организационно-методические указания (ОМУ):
1) для обучающихся первого года и второго года обучения:
- перевод выполняется с руки на руку через пол;
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска).
2) для обучающихся третьего, четвертого и пятого года обучения:
- перевод выполняется с руки на руку под ногой или за спиной;
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков).
Фиксируется общее время выполнения задания и общее количество заброшенных мячей.
В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда. За выполнение неправильного перевода мяча, за каждую ошибку при обводке стоек, ошибках приведении и т.д. к общему времени прибавляется 1 секунда.
Результат общего времени фиксируется (в секундах).
Передачи мяча в движении. Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся стоит лицом к щиту. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передаёт его партнёру №1 левой рукой и начинает движение к противоположному щиту, получает обратно мяч и передаёт его партнёру №2 левой рукой и т.д. После передачи от партнёра №3, обучающийся выполняет атаку в корзину. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположной корзине, отдавая передачи правой рукой.
Организационно-методические указания (ОМУ):
1) для обучающихся первого и второго года обучения:
- передачи выполняются одной рукой от плеча;
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска).
2) для обучающихся третьего, четвертого и пятого года обучения:
- передачи выполняются об пол;
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков).
Фиксируется общее время выполнения задания и количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда. За выполнение неправильной передачи мяча, пробежки и т.д., к общему времени прибавляется 1 секунда.Результат общего времени фиксируется (в секундах).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7.
Дистанционные броски. Используется для определения техники владения мячом при броске в корзину.
Организационно-методические указания (ОМУ):
1) для обучающихся первого и второго года обучения:
- обучающийся выполняют 20 бросков: с каждой из 5 точек - первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска – в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков (за 1 попадание из 3-х очковой зоны – 6%; из 2-х очковой зоны – 4%).
2) для обучающихся третьего, четвертого и пятого года обучения:
- обучающийся выполняет 40 бросков: по 2 броска с 10 указанных точек. С каждой точки: первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска – в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков (за 1 попадание из 3-х очковой зоны – 3%; из 2-х очковой зоны – 2%).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7.
Штрафные броски. Используется для определения техники владения мячом при броске в корзину.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- обучающийся выполняет 20 бросков со «штрафной» линии 3-х секундной зоны.
1) для обучающихсяпервого и второго года обучения:
- заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку – допускается.
2) для обучающихся третьего, четвертого и пятого года обучения:
- заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку – запрещён.
Фиксируется общее количество бросков и попаданий (за 1 попадание – 5 %).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7.
Указание к выполнению нормативов по физической подготовке.
Прыжок в длину с места. Используется для определения скоростно-силовых качеств. Из исходного положения, стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперёд с места на максимально возможное расстояние. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно. Результат фиксируется по ближней точке тела к линии старта (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка
Прыжок с доставанием (высота подскока по Абалакову). Используется для определения скоростно-силовых качеств. Обучающийся располагается под щитом на рисованном на полу квадрате 50 x 50 см. и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укреплённую на баскетбольном щите. В зачёт идёт лучший результат из трёх попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Результат фиксируется (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка
Бег 20 метров. Используется для определения скоростных качеств. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый выполняет рывок от линии старта до преодоления полнойдистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер
Бег 40 секунд. Используется для определения скоростной выносливости. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет бег по кругу, в течение 40 секунд. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.Результат фиксируется (в метрах).
Инвентарь: секундомер, рулетка
Бег 600 метров. Используется для определения скоростной выносливости. Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег до преодоления полной дистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер, сажень.
Нормативные требования по технической подготовке
Группы | Этап контрольных упражнений | Передвижения в защитной стойке мальчики девочки | Скоростное ведение (сек.) мальчики девочки | Передача мяча в движении (сек.) мальчики девочки | Дистанционные броски (%) мальчики девочки | Штрафные броски (%) мальчики девочки | ||||||
| 1-й год | начальный | 12.5 | 12.5 | 16.0 | 16.5 | 15.9 | 16.4 | 15 | 15 | 10 | 10 |
контрольный | 12.2 | 12.2 | 15.7 | 16.2 | 15.5 | 16.2 | 16 | 16 | 13 | 13 | ||
итоговый | 12.0 | 12.0 | 15.5 | 15.9 | 15.3 | 16.0 | 17 | 17 | 15 | 15 | ||
2-й год | начальный | 11.9 | 11.9 | 15.4 | 15.8 | 15.2 | 15.9 | 18 | 18 | 18 | 18 | |
контрольный | 11.7 | 11.7 | 15.2 | 15.6 | 15.0 | 15.7 | 20 | 20 | 20 | 20 | ||
итоговый | 11.5 | 11.5 | 15 | 15.3 | 14.8 | 15.4 | 22 | 22 | 23 | 23 | ||
3-й год | начальный | 11.4 | 11.4 | 14.9 | 15.2 | 14.7 | 15.3 | 25 | 23 | 25 | 25 | |
контрольный | 11.1 | 11.2 | 14.7 | 15.0 | 14.5 | 15.1 | 27 | 25 | 28 | 28 | ||
итоговый | 10.9 | 11.0 | 14.5 | 14.8 | 14.2 | 14.8 | 30 | 28 | 33 | 33 | ||
4-й год | начальный | 10.7 | 10.9 | 14.3 | 14.7 | 14.1 | 14.5 | 32 | 30 | 35 | 35 | |
контрольный | 10.5 | 10.8 | 14.1 | 14.5 | 13.8 | 14.3 | 35 | 34 | 40 | 40 | ||
итоговый | 10.3 | 10.6 | 13.8 | 14.3 | 13.6 | 14.0 | 40 | 38 | 45 | 45 | ||
5-й год | начальный | 10.2 | 10.4 | 13.7 | 14.2 | 13.5 | 13.9 | 45 | 40 | 50 | 50 | |
контрольный | 10.0 | 10.3 | 13.4 | 13.9 | 13.3 | 13.7 | 50 | 45 | 55 | 55 | ||
итоговый | 9.8 | 10.0 | 13.0 | 13.5 | 13.0 | 13.5 | 55 | 50 | 60 | 60 |
Нормативные требования по физической подготовке
Группы | Этап контрольных упражнений | Прыжок в длину с места (см.) мальчики девочки | Высота подскока (см.) (по Абалакову) мальчики девочки | Бег 20 м.
мальчики девочки | Бег 600м.
мальчики девочки | Бег 40 сек. (м.)
мальчики девочки | ||||||||||
| 1-й год | начальный | 140 | 135 | 20 | 17 | 6.0 | 6.5 | 3.15 | 3.30 | 300м | 280м | ||||
контрольный | 143 | 137 | 21 | 18 | 5.9 | 6.4 | 3.13 | 3.25 | 305м | 285м | ||||||
итоговый | 145 | 140 | 22 | 19 | 5.7 | 6.3 | 3.10 | 3.20 | 307м | 287м | ||||||
2-й год | начальный | 147 | 141 | 22 | 20 | 5.7 | 6.3 | 2.9 | 3.20 | 307м | 287м | |||||
контрольный | 150 | 144 | 24 | 21 | 5.6 | 6.2 | 2.75 | 3.15 | 308м | 288м | ||||||
итоговый | 153 | 147 | 26 | 22 | 5.5 | 6.1 | 2.55 | 3.10 | 319м | 290м | ||||||
3-й год | начальный | 155 | 148 | 26 | 23 | 5.4 | 6.0 | 2.50 | 3.05 | 310м | 292м | |||||
контрольный | 160 | 151 | 28 | 24 | 5.2 | 5.8 | 2.35 | 2.90 | 312м | 295м | ||||||
итоговый | 165 | 155 | 30 | 25 | 5.0 | 5.6 | 2.20 | 2.80 | 314м | 297м | ||||||
4-й год | начальный | 170 | 157 | 30 | 26 | 5.0 | 5.4 | 2.15 | 2.70 | 315м | 300м | |||||
контрольный | 175 | 163 | 32 | 27 | 4.9 | 5.3 | 2.10 | 2.60 | 318м | 303м | ||||||
итоговый | 180 | 166 | 34 | 28 | 4.8 | 5.1 | 2.0 | 2.50 | 319м | 305м | ||||||
5-й год | начальный | 185 | 170 | 35 | 30 | 4.7 | 5.0 | 1.95 | 2.45 | 320м | 307м | |||||
контрольный | 190 | 175 | 37 | 33 | 4.5 | 4.9 | 1.85 | 2.30 | 325м | 310м | ||||||
итоговый | 200 | 180 | 40 | 35 | 4.1 | 4.7 | 1.70 | 2.10 | 330м | 315м |
Принципы спортивной тренировки
1. Возрастная адекватность спортивной деятельности;
2. Единство общей и специальной подготовки;
3. Непрерывность тренировочного процесса;
4. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;
5. Цикличность тренировочного процесса;
6. Направленность на максимально возможные достижения, индивидуализация.
Средства спортивной тренировки
Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения. Они могут быть разделены на 3 группы:
общеподготовительные упражнения;
специально подготовительные упражнения;
избранные соревновательные упражнения.
Методы спортивной тренировки
Общепедагогические:
словесные (беседа, рассказ, объяснение);
наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример).
Практические:
метод строго регламентированного упражнения:
метод направленный на освоение спортивной техники;
метод направленный на воспитание физических качеств.
игровой метод;
соревновательный метод.
Основной организационной формой спортивной тренировки является тренировочное занятие.
Его содержание (общая направленность, задачи, используемые методы, средства, величина и характер тренировочных нагрузок) определяется недельным планом тренировки. Продолжительность занятий составляет – 2*45 минут.
Тренировочное занятие строится по одной схеме и состоит из четырех взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть продолжается около 3 минут. Основная задача – сформировать мотивацию спортсменов на предстоящую работу. Тренер знакомит спортсменов с задачами предстоящей тренировки. Содержание вводной части включает построение, приветствие, постановку задач, объявления.
Подготовительная часть (разминка) продолжается от 10-15 минут в тренировке новичков до 30-35 минут в тренировке подготовленных спортсменов.
Эта часть тренировочного занятия направлена на функциональное врабатывание организма, на усиление вегетативных функций, на разогревание и растягивание мышц, усиление их эластичности, что способствует возможности быстрого включения в работу и предупреждению травматизма. В подготовительную часть специализированной тренировки включаются упражнения, целенаправленно настраивающие функции организма на ту работу, которую предстоит выполнить в основной части занятия (подготовительные упражнения). Содержание специальной части разминки составляют малоинтенсивные упражнения, специализированные упражнения.
Значительную роль разминка играет в решении задач психологической подготовки. Правильно построенная разминка снимает чрезмерное возбуждение или при необходимости вызывает возбуждение.
Признаком правильно выполненной разминки является чувство уверенности и желание тренироваться, а также разогрев организма до легкого потоотделения.
Основная часть продолжается от 30 минут. В ней решается от одной до трех задач. В построении основной части необходимо придерживаться следующих закономерностей:
1. Задачи технической подготовки решаются в первой трети основной части занятия, когда организм спортсмена находится в оптимальном состоянии.
2. Когда в занятии решается несколько задач, необходима следующая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость.
3. Пик нагрузки должен приходиться на вторую треть основной части с постепенным дальнейшим снижением.
Заключительная часть длится 3-5 минут. Она предназначена для постепенного снижения нагрузки, что приводит к восстановлению. Основным средством заключительной части является медленный бег с переходом на ходьбу.
5.3. Рекомендации по организации психологической подготовки.Большое внимание уделяется психологической подготовке. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности занимающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
Основными задачами психологической подготовки являются:
привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование установки на тренировочную деятельность;
формирование волевых качеств спортсмена;
совершенствование эмоциональных свойств личности;
развитие коммуникативных свойств личности;
развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.
В структуру психологической подготовки занимающегося включены следующие компоненты:
1. Определение и разработка системы требований к личности занимающегося определенным видом спорта;
2. Психодиагностика и оценка уровня проявления психических качеств и черт личности занимающегося – его «психологическая характеристика»;
3. Становление личности занимающегося, через волевые, эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные качества личности.
4. Разработка и совершенствование содержания «психологической настройки» занимающегося в день соревнований через систему организации жизнедеятельности спортсмена, организацию внимания в предстартовый период соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психологическая игровая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
Раздел 6. Техника безопасности при проведении тренировочных занятий
Для предотвращения травм на занятиях командными игровыми видами спорта, в том числе баскетболом, необходимо учитывать основные причины травматизма:
нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной дисциплины;
нарушение методики и режима тренировки;
плохое материально-техническое обеспечение занятий;
нарушение врачебных требований и гигиенических условий.
К травматизму могут привести: проведение занятий без тренера; неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале; отсутствие сознательной дисциплины, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям.
6.1. Общие требования безопасности1) К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к занятиям баскетболом.
2) При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
3) При проведении занятий по спортивным играм возможно воздействие следующих опасных факторов: травмы при столкновениях, при нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
4) Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
5) При проведении занятий по спортивным играм должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах.
6) О каждом несчастном случае с обучающимся пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает о несчастном случае администрации учреждения и принимает меры к оказанию первой помощи пострадавшему, при необходимости отправляет его в ближайшее лечебное учреждение.
7) В процессе занятий тренер-преподаватель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
8) Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
6.2. Требования безопасности перед началом занятий.1) Тщательно проветрить спортивный зал.
2) Тренер-преподаватель должен проверить исправность и надежность крепления баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
3) Вход в зал разрешается только в присутствии тренера-преподавателя.
4) Учащиеся допускаются к занятиям только в соответствующей спортивной форме и спортивной обуви с нескользкой подошвой. Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы, способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.
5) Ногти на руках должны быть коротко подстрижены.
6) Провести разминку.
6.3. Требования безопасности во время занятий1) Занятия в зале проходят согласно расписанию.
2) Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
3) При занятиях баскетболом должно быть исключено:
пренебрежительное отношение к разминке;
неправильное обучение технике физических упражнений;
плохая подготовка инвентаря для проведения занятий (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты);
нарушение дисциплины, невнимательность, поспешность.
4) На занятиях баскетболом запрещается:
находиться в зале и начинать учебно-тренировочные занятия без тренера-преподавателя;
начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру без сигнала тренера-преподавателя;
брать инвентарь и выполнять физические упражнения без разрешения и присутствия тренера-преподавателя;
категорически запрещается висеть на дужке кольца, залезать на баскетбольный щит, бросать мяч под ноги игрокам, передавать или подавать мяч ногой.
1) При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятияи сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
2) При получении обучающимся травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
3) При возникновении пожара в спортивном зале действия работников образовательного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.
6.5. Требования безопасности по окончании занятий1) Убрать в отведенное место спортивный инвентарь.
2) Проветрить спортивный зал и провести влажную уборку.
3) Снять спортивную одежду и спортивную обувь, тщательно вымыть лицо и руки с мылом, по возможности принять душ.
Раздел 7. Условия реализации программы
Для тренировок по баскетболу, нацеленных на достижение максимально возможного результата необходимы:
Спортивный зал;
Баскетбольные стойки - 2 штуки.
Баскетбольные щиты - 2 штук.
Мячбаскетбольный № 5 - 25 штуки.
Эспандер - 2 штуки.
Мяч футбольный - 2 штуки.
Гимнастическая стенка - 6 пролётов.
Мячи набивные - 25 штук.
Рулетка.
Секундомер.
Гимнастические скамейки - 4 штуки
Гимнастические маты - 6 штук.
Скакалки - 25 штук.
Мяч баскетбольный № 7 - 25 штуки.
Стойки конусы - 2 штуки.
Аптечка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский полярный техникум поселка Эгвекинот» ежегодно предоставляет на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом спортивный зал для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол».
Соответствие спортивного зала Чукотского полярного техникума поселка Эгвекинот требованиям пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждается заключением о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности № 5 от 02.12.2015 г., санитарно - эпидемиологическим заключением № 87.01.04.000.М.000028.04.15 от 29.04.2015 г.
Материально – техническая обеспеченность спортивного зала Чукотского полярного техникума поселка Эгвекинот соответствует созданию оптимальных условий для проведения спортивных занятий детей и подростков МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Амгуэмы» предоставляет на основании договора сетевого взаимодействия МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот» спортивный зал для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол».
Соответствие спортивного зала МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» требованиям пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждается заключением о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 16.12.2014 г., санитарно - эпидемиологическим заключением №87.01.04.000.М.000016.03.15 от 05.03.2015 г.
Материально – техническая обеспеченность спортивного зала МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» соответствует созданию оптимальных условий для проведения спортивных занятий детей и подростков МАОУ ДО «ЦДО ГО Эгвекинот».
Раздел 8. Список информационных ресурсов
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2008.
Гомельский А. Я. Баскетбол: Секреты мастера. – М., 1997.
Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. – М., 1976.
Николич А., Парапович В. Отбор в баскетболе. – М., 1996.
Спортивные игры. Учебник для вузов. Том1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2002. 5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 408 с.
Шевцов И. Г. Баскетбол. – М.: ФиС, 1978.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2008. – 100 с.
Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников Мурманской области. Методические рекомендации для учителей физической культуры. – Мурманск, 1993.
Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учебных заведений . – М.: «Академия», 2001. -520
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2016 г
Цицов А.А. Студенческий спорт, массовый спорт и спорт высших достижений / А.А. Цицов, Ю.А. Ткаченко // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых. – Ростов н/Д., 2018.
Гатмен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гатмен, Т.Финнеган / пер. с
англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.