Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
Программа социального сопровождения
«Семья и школа»
с. Новая Брянь
Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества
ИГ.Песталоцци.
Введение
Программа «Семья и школа» является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и подростков, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области семейного воспитания.
Комплекс программных мероприятий предусматривает взаимосвязанную деятельность трех уровней: муниципального (поселковый сельский совет), районного (районный отдел образования), школьного. При этом главный акцент делается на работу в образовательном учреждении как совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 8,5 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено подросткам из маломобильных семей, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологической позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в период интенсивных экономических и социальных перемен. Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В этот период развитие организма ребёнка в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду можно определить через ряд параметров:
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Образовательный уровень отцов: Образовательный уровень матерей:
Высшее образование - 4% Высшее - 3%
Среднее специальное - 26% Среднее специальное – 35%
Среднее - 70% Среднее - 62%
Социально- экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Социальный статус родителей составляют:
рабочие - 30%
интеллигенция - 3%
семьи пенсионеров - 11%
частные предприниматели – 0%
безработные - 56 %
Социальный состав учащихся школы.
Детей из полных семей - 75,
Неполные семьи - 31,
Многодетные семьи - 39
Опекаемые - 14
приёмные семьи - 1 ребенок
Учащихся из малообеспеченных семей - 80,
Неблагополучные семьи - 32
Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Почти все дети живут в домах, где не удовлетворительные условия жизни. Не имеются отдельные комнаты или уголки для занятий.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.
Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Программа «Семья и школа» призвана решить эту воспитательную проблему.
Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи:
• сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
• создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
• пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
• демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
• активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
• повысить роль разнообразных форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Главные идеи:
• семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
• ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
• ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; телефон доверия; день открытых дверей; совместное проведение праздников и мероприятий; презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
• познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;
• трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;
• досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)
Методы взаимодействия:
• Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
• Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
• Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
• Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Участники программы:
Руководитель образовательного учреждения,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
заместитель директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
классные руководители;
родители учащихся;
педагоги дополнительного образования;
психолого-педагогическая служба.
Социальные партнеры:
Поселковые администрации 9 районов Бурятии, Музыкальная школа с. Новая Брянь, МВД, в/ч 22036 «Былина», КСК «Зенит», бассейн «Дельфин», ДОСААФ, сельская библиотека. Христианская церковь «Возрождения».
Нормативно-правовая основа программы
1. ФЗ «Об образовании» от 13 января 1996 г № 12-ФЗ; с изменениями на 16 марта 2006 года)».
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751.
3. Конституция Российской Федерации. М., Юридический лист. 1999.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Ожидаемые результаты:
• психолого-педагогическая поддержка маломобильной семье в воспитании детей;
• возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
• утверждение здорового образа жизни;
• активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
• создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы, ориентированных на развитии личности.
Оценка предполагаемых результатов:
• наблюдение и анализ межличностных отношений;
• контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
• участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
• отзывы детей, родителей.
Содержание программы
Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков:
I блок «Изучение семей учащихся», II блок «Содружество» ( включают подпроекты «Семья и здоровье», «Семья в обществе», «Семья и ценности»), III блок «Проблемные семьи».
1 блок «Изучение семей учащихся»
Показатель | Характеристика |
Цель: | формирование единых педагогических требований, раннее выявление кризисных семей, создание банка данных, обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе. |
Задачи: | повысить уровень правовых знаний родителей в контексте организации учебно-воспитательного процесса; выявить особенности семейного воспитания, изучить детско- родительские отношения; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. |
Направления деятельности: | изучение семей учащихся с использованием диагностических методик, анкетирования, наблюдения, беседы; создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя»; своевременное выявление детей, требующих внимания, оказание помощи проблемным семьям. |
Содержание деятельности: | изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе; ежегодное составление социального паспорта школы; индивидуальные беседы с детьми, родителями, педагогами; проведение анкетирования детей и родителей; посещение семей учащихся; привлечение родителей к анализу достижений ребёнка, его трудностей и проблем; поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей; психологические занятия. |
Ожидаемые результаты: | формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей. |
Компенсация негативных результатов: | |
Ресурсное обеспечение: | Классные руководители, соц.педагог, психолог, педагог-организатор, зам по ВР и УВР, мед. сестра - микрокоманда специалистов, работающих в едином смысловом ключе. |
II блок «Содружество»
Подпроект «Семья и здоровье»
Состояние счастья сильно зависит
от той заботы, которую мы проявляем
по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П. С. Брег
Показатель | Характеристика |
Цель: | формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения |
Задачи: | показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни; научить ради здоровья противостоять вредным привычкам; формировать у воспитанников потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. |
Направления деятельности: | пропаганда здорового образа жизни |
Содержание деятельности: | акции; социальные рекламы и сюжеты; тематические беседы с детьми, родителями, педагогами; игровые программы; конкурсы; выставки; соревнования; психологические занятия; "минутки здоровья" в образовательном процессе; разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов. |
Ожидаемые результаты: | овладение навыками психофизической саморегуляции; овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья. |
Компенсация негативных результатов: | |
Ресурсное обеспечение: | Классные руководители, соц.педагог, психолог, педагог-организатор, зам по ВР и УВР, мед. сестра - микрокоманда специалистов, работающих в едином смысловом ключе. |
Подпроект «Семья в обществе»
Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев
Показатель | Характеристика |
Цели: | повышение педагогической, правовой культуры родителей; создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности; формирование социально-активной личности гражданина. |
Задачи: | содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев; сформировать модель единого культурного пространства «ребёнок - семья - социум»; ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребёнка, Уставом образовательного учреждения; сформировать представление о социальных правах и обязанностях; способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания; активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса. |
Направления деятельности: | психолого-педагогическое просвещение; правовое просвещение. |
Содержание деятельности: | экскурсии; копилка советов для родителей "вопрос - ответ"; проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий; участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий; тематические выставки; организация работы с родителями: s лекции на следующие темы: "Типы отношений в семье", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей", «Подросток и закон», «Три ступени, ведущие вниз»; s консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье; s совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: «Клуб выходного дня», «Литературная гостиная», «Музыкальная гостиная»; s конкурс на лучшее генеалогическое древо и т.д.; s День открытых дверей в образовательном учреждении: "Дети любимым родителям"; s телефон доверия. |
Ожидаемые результаты: | овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями; овладение коммуникативными навыками; укрепление семейных традиций; формирование уверенности в собственной социальной личной значимости. |
Компенсация негативных результатов: | индивидуальный подход; корректировка поведения, отношения на каждом этапе взаимного общения ребенка с педагогами, родителями, специалистами, с другими детьми. |
Ресурсное обеспечение: | Классные руководители, соц.педагог, психолог, педагог-организатор, зам по ВР и УВР, мед. сестра - микрокоманда специалистов, работающих в едином смысловом ключе. |
Подпроект "Семья и ценности"
Только добро, творимое человеком, остаётся, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит. Ж.Ж. Руссо
Показатель | Характеристика |
Цели: | развитие нравственных и духовных ценностей; раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции. |
Задачи: | развивать и воспитывать культуру общения; содействовать укреплению семейных традиций; включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих; помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования; развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного. |
Направления деятельности: | укрепление детско-родительских отношений; формирование семейных ценностей. |
Содержание деятельности: | игровые программы; совместные выставки; конкурсы; творческие вечера; родительские собрания; экскурсии. |
Ожидаемые результаты: | овладение навыками культуры общения; укрепление и развитие семейных традиций; личностное самосовершенствование; развитие творческого потенциала; |
Компенсация негативных результатов: | индивидуальный подход; консультации психолого-педагогической службы. |
Ресурсное обеспечение: | Классные руководители, соц. педагог, психолог, педагог-организатор, зам по ВР и УВР, мед. сестра - микрокоманда специалистов, работающих в едином смысловом ключе. |
III блок «Проблемные дети и семьи»
Показатель | Характеристика |
Цель: | включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям. |
Задачи: | воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку; создавать "ситуации успеха" в учебном процессе; организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений обучить подростков саморегуляции поведения; способствовать снятию ребенка с внутришкольного учета в КДН, пдн. |
Направления деятельности: | деятельность, направленная на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. |
Содержание деятельности: | игровые программы; организация внеурочной занятости; конкурсы; творческие вечера; организация психолого-педагогической службы; |
Ожидаемые результаты: | овладение навыками культуры общения; укрепление и развитие семейных традиций; личностное самосовершенствование; развитие творческого потенциала; |
Компенсация негативных результатов: | гуманно - личностный подход. |
Ресурсное обеспечение: | Классные руководители, соц.педагог, психолог, педагог-организатор, зам по ВР и УВР, мед. сестра - микрокоманда специалистов, работающих в едином смысловом ключе. |
План реализации программы «Семья и школа»
План мероприятий к блоку
«Изучение семей учащихся»
№ | Название мероприятия | класс | сроки | ответственные |
1. | Изучение семей будущих | - | Март- | Классный руководитель |
| первоклассников. | | июнь | будущих первоклассников, |
| | | | социальный педагог. |
2. | Составление социального паспорта | 1-9 | сентябрь | Социальный педагог, |
| школы. | | | классные руководители. |
3. | Индивидуальные беседы с детьми, | 1-9 | В течение | Администрация школы, |
| родителями, педагогами по вопросам мер | | года | социальный педагог, |
| социальной поддержки и оказанию | | | классные руководители, |
| материальной помощи семьям учащихся. | | | управление соцзащиты |
| | | | района. Педагог-психолог |
| Проведение анкетирования детей и | | | |
| родителей; по организации питания | 1-9 | Сентябрь. | Медицинская сестра ОУ, |
4. | учащихся в школьной столовой. | | | классные руководители. |
| Посещение семей учащихся. | | | Социальный педагог, |
| | 1-9 | В течение | классные руководители, |
5. | | | года. | педагог-психолог. |
| Привлечение родителей к созданию | | | Классные руководители. |
| Портфолио достижений ребёнка. | 1-9 | В течение | |
6. | | | года | |
| Изучение интересов родителей с целью | | | Классные руководители. |
| привлечения их в учебно-воспитательный | 1-9 | В течение | |
7. | процесс класса и школы. | | года. | |
| Поощрение, поддержка, пропаганда | | | Администрация школы. |
| успехов и достижений родителей в | 1-9 | В течение | Классные руководители. |
8. | воспитании детей. | | года | |
План мероприятий
к подпроекту «Семья и здоровье»
№ | Название мероприятия | класс | сроки | ответственные |
1. | Диагностика состояния здоровья учащихся | 1-9 | Сентябрь- | Медицинская сестра |
| школы. | | октябрь | школы. |
2. | Лекторий - практикум с родителями | 1-9 | В течение | Медицинская сестра |
| «О полезной и здоровой пище» | | года | школы, администрация школы. |
3. | Проведение общешкольных Дней здоровья. | 1-9 | 2 раз в год | Учителя физической культуры. |
4. | Тематические родительские собрания с привлечением специалистов. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, администрация школы. |
5. | Цикл бесед с родителями: адаптационный период первоклассника. Роль семьи в адаптационный период. психологические и психофизиологические особенности подростка. проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте. особенности психологии старшего подросткового возраста. поведение учащихся старшего возраста. Профилактика ПАВ. особенности юношеской психологии. | 1 класс 1-9 1-4 5-8 7-9 | Сентябрь В течение года по запросу | Классные руководители, психолог, соц.педагог, Медработники, инспектор ПДН. |
6. | Пропаганда здорового образа жизни среди родителей. Для чего нужно хорошее здоровье ученику и взрослому человеку. Что такое физическое здоровье и основные способы его сохранения и укрепления. Что такое психическое здоровье и способы его сохранения. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, медицинская сестра |
7. | Разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, медицинская сестра |
8. | Участие в конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях. | 1-9 | В течение года | Педагог-организатор, классные руководители, Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
9. | Участие в акциях «Уютная школа», «Чистое село». | 1-9 | В течение года | Классные руководители, Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
10. | Мониторинг учащихся и родителей. | | В течение года | Зам. директора по ВР |
План мероприятий
к подпроекту «Семья в обществе»
№ | Название мероприятия | класс | сроки | ответственные |
1. | Организация и проведение экскурсий. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, родительские комитеты классов. |
2. | Копилка "вопрос - ответ" по правовым знаниям; | 1-9 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, библиотекарь, работники правоохранительных органов. |
3. | Проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий. | 1-9 | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-организатор, социальный педагог, классные руководители, |
4. | Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий. | 1-9 | В течение года | Педагог-организатор, Классные руководители, администрация школы, родители. |
5. | Организация и участие в тематических выставках: «Всемирный день красоты»; «Мир увлечений», фотовыставка «Мой папа - защитник Родины», «Моя семья» | 1-9 | Сентябрь Декабрь Февраль Май | Классные руководители, Педагоги дополнительного образования, зам. директора по ВР, соц. педагог, работники библиотеки и ДК «Зенит», родители. |
6. | Час общения с родителями -Типы отношений в семье", -"Права и обязанности родителей", - «Подросток и закон», -«Три ступени, ведущие вниз»; Консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье; | 1-9 5-9 | В течение года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог, зам директора по ВР |
7. 8. | Совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: «Клуб выходного дня», «Литературная гостиная», «Музыкальная гостиная»; | 1-9 | В течение года | Педагог-психолог, Классные руководители педагог-организатор |
| День открытых дверей в образовательном | 1-9 | В течение | Классные руководители, |
| учреждении: "Дети любимым | | года | воспитатели, зам. директора |
| родителям"; | | | по ВР, соц. педагог, родители. |
9. | | | | Администрация школы, |
| | | | классные руководители, |
| Служба доверия. | 1-9 | В течение | Соц. педагог, педагог- |
| | | года | психолог, |
| | | | Администрация школы. |
План мероприятий
к подпроекту «Семья и ценности»
№ | Название мероприятия | класс | сроки | ответственные |
1. | Генеалогическое древо «Моя родословная». | 1-5 | Ноябрь | Классные руководители. |
2. | Тематические классные часы: Право ребёнка на семью; Защищённость ребёнка в семье; Забота о престарелых, младших, больных, инвалидах. | 1-4 1-9 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог. |
3. | Круглый стол «Авторитет отца и матери» | 7-9 | Январь | Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог. |
4. | Уклад и традиции семьи. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках различного уровня. | 1-9 | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители.педагог- организатор |
5. | Участие в декадах -пожилых людей; -инвалидов; -семьи; -за здоровый образ жизни. | 1-9 | В течение года согласно плану. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог- организатор, классные руководители. |
6. | Литературные гостиные «Читаем всей семьёй»: - «Моя любимая сказка»; | 1-9 | Октябрь, май. | Работники сельской и школьной библиотек, родители, классные |
| -«Герой, на которого хочется быть похожим»; -«Любимые поэты». | | | руководители. |
7. | Диспуты «Отцовство и материнство»; «Родительская любовь и забота» | 9 9 | Февраль, Апрель | Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог. |
План мероприятий
к подпроекту «Проблемные дети и семьи»
№ | Название мероприятия | класс | сроки | ответственные |
1. | Работа с родителями. | 1-9 | В течение года | Классные руководители Социальный педагог |
2. | Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через проведение совместных с родителями и учителями коллективных творческих дел, классное самоуправление. | 1-9 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, Зам. директора по ВР, Классные |
3. | Индивидуальная работа со слабоуспевающими. | 1-9 | В течение года | руководители, учителя- предметники, воспитатели |
4. | Определение форм индивидуальной помощи. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, Педагог-психолог. |
5. | Организация медицинской помощи (проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера). | 1-9 | В течение года | Медсестра, классные руководители, родители. |
6. | Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам: -анкетирование учащихся 1-9 классов, родителей; - заседания круглого стола на тему: «Наркомания, алкоголизм - слабость или | 1-9 | В течение года систематически | Соц. педагог, классные руководители. Педагог- психолог, медицинская служба. Соц.педагог |
7. | болезнь?»; дискуссия «По ком звонит колокол?» -«Сигарет, не приносящих вреда, - нет!» Организация свободного времени: изучение интересов и способностей | 1-9 | В течение года согласно планам классных руководителей. | Классные руководители, соц.педагог. Классные руководители, |
| учащихся; | | | воспитатели, родители. |
| - вовлечение детей в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, в детские общественные объединения; | | В течение года | |
8. | - изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодически её посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг; | 7-8 | Сентябрь - октябрь. | Библиотекарь школы, библиотекарь сельской библиотеки, классные руководители, родители. |
9. | - изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства; | 6-9 | В течение года | Классные руководители, администрация школы, соц.педагог, родители. |
10. | Выявление неблагополучных семей. | 1-9 | В течение года | Администрация школы, соц.педагог, классные руководители, педагог- психолог. |
11. | Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. | 1-9 | В течение года | Администрация школы, соц.педагог, классные руководители. |
12 | Заседания Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся | 1-9 | В течение года | Классные руководители, Соц. педагог. Педагог- психолог, медсестра, Администрация школы |
Литература
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1994
Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание - 8-9 класс», «Человек и общество - 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт- Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 320 с. (стр. 13, 55-57).
Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.-160 с. (стр. 7-14).
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: 1994.
Бедный Д.С., «Семья-здоровье-общество», М.: 1986.
Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.
Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М., 00.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru