Дмитриевская основная общеобразовательная школа,
филиал МОУ «Торбаевская СОШ»
Проверено заведующий филиалом Беляков С.А. | «Согласовано» Зам директора по ВР Кутейникова И.С. | «Утверждено» Директор школы ________ Карпова Т.В. Приказ №________________ От «____»__________2022г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
направление «Профориентационное»
для обучающихся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Мартынова Наталья Викторовна
с. Дмитриево 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шаги в профессию» составлена на основе Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение– (Работаем по новым стандартам).
Общая характеристика программы
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели, задачи и принципы программы
Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;
приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.
Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Объем: Программа курса «Шаги в профессию» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю .
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Шаги в профессию», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Шаги в профессию» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено:
составление презентации;
проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий»
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Многообразие мира профессий | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Профессии моего поселка | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Профессии моих родителей | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Профессии моих родителей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Профессии школы | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Профессия «повар». | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Профессии «учитель», «воспитатель» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Профессии «психолог», «социальный педагог» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Профессия «библиотекарь» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Профессия «юрист» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Профессии соцработников. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Что мы узнали» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Профессии сферы услуг | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Что такое КБО? | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Виртуальная «экскурсия» в пожарную часть | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Мир интересных профессий | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Почему нравится профессия» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Профессия «художник» | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Игротека «Угадай профессию» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Встреча с родителями | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Работники Администрации села | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Профессия «врач» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Профессия «продавец» | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Профессия «полицейский» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27, 28 | Работники молочной фермы | 2 | 1 | 1 |
29 | Профессиональный турнир | 1 | 0,5 | 0,5 |
30, 31 | «Кем я хочу стать?» | 2 | 1 | 1 |
32-33 | «Экскурс в мир профессий» | 2 | 1 | 1 |
34 | Заключительное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Методическое обеспечение
№ п/п | Темы | |
Техническое оснащение, дидактический материал | Формы занятий | Приёмы и методы | Итог |
1 | Вводное занятие | Презентация «Все работы хороши» | Дискуссия | Словесные, наглядные, ИКТ | Знакомство с планом работы. Просмотр презентации |
2 | Многообразие мира профессий | Презентация «Многообразие мира профессий» | Просмотр презентации, отгадывание загадок | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с многообразием мира профессий |
3 | Профессии моего поселка | Презентация | Просмотр презентации, беседа | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессиями села |
4 | Профессии моих родителей | Фото с работы родителей | Круглый стол, беседа | Словесные, наглядные, ИКТ | Узнать больше о профессиях родителей |
5 | «Профессии моих родителей» | Презентация, тетради, ручки | Написание сочинения-рассуждения | Словесные, наглядные, ИКТ | Написание сочинения-рассуждения «Профессии моих родителей» |
6 | Профессии школы | Презентация | Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с особенностями профессий школьных работников |
7 | Профессия «повар». | Презентация | Знакомство с содержанием профессии. | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с особенностями профессий поваров |
8 | Профессии «учитель», «воспитатель» | Презентация | Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель? | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с особенностями профессий учитель и воспитатель |
9 | Профессии «психолог», «социальный педагог» | Презентация | Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессиями психолог и социальный педагог |
10 | Профессия «библиотекарь» | Презентация | Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией библиотекарь |
11 | Профессия «юрист» | Презентация | Встреча с юристом | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией юрист |
12 | Профессии соцработников | Презентация | Круглый стол. Дискуссия. Другие профессии школы. Краткая характеристика профессий | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией соцработниками |
13 | «Что мы узнали» | Презентация | Викторина, презентация | Словесные, наглядные, ИКТ | Подведение итогов, обобщение знаний |
14 | Профессии сферы услуг | Презентация | Просмотр презентации, беседа | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией из сферы услуг |
15 | Что такое КБО? | Презентация | Встреча с работниками КБО, интервью, фоторепортаж | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией работников КБО |
16 | «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» | Презентация | История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией спасателя и пожарного |
17 | Виртуальная «экскурсия» в пожарную часть | Презентация | Фоторепортаж, интервью | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщить знания о пожарных |
18 | Мир интересных профессий | Презентация | Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщить знания |
19 | «Почему нравится профессия» | Презентация | Написание сочинения-рассуждения | Словесные, наглядные, ИКТ | Написание сочинения-рассуждения |
20 | Профессия «художник» | Презентация | Встреча с художником. | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией художника |
21 | Игротека «Угадай профессию» | Презентация | Анаграммы, ребусы, викторина | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщить знания |
22 | Встреча с родителями | ноутбук | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?» | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщить знания |
23 | Работники Администрации села | Презентация | Люди каких специальностей работают в Администрации, чем они занимаются? Интервью, фоторепортаж | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией работников администрации |
24 | Профессия «врач» | Презентация | Пресс-конференция со школьной медсестрой. Профессионально-важные качества, риск профессии. Оказание I медицинской помощи | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией врача |
25 | Профессия «продавец» | Презентация | Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж. | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией продавца |
26 | Профессия «полицейский» | Презентация | Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии. | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией полицейского |
27, 28 | Работники молочной фермы | Презентация | Знакомство с профессиями работников фермы и перерабатывающего цеха | Словесные, наглядные, ИКТ | Познакомить с профессией работников молочной фермы |
29 | Профессиональный турнир | Бумага, ручки | Урок-игра | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщение знаний |
30, 31 | «Кем я хочу стать?» | Презентация | Беседа. Составление плана рассказа, презентации: История профессии Краткая характеристика профессии Профессионально-важные качества Риски профессии | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщение знаний |
32-33 | «Экскурс в мир профессий» | Презентация | Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщение знаний |
34 | Заключительное занятие | Презентация | Обобщение, систематизация знаний учащихся | Словесные, наглядные, ИКТ | Обобщение знаний |