Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дятьковская городская гимназия»
Дятьковского района Брянской области
ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Новое поколение»
для учащихся 6 класса
классного руководителя
Картавенко Елены Ивановны
Дата составления: 2018г.
г. Дятьково
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Новое поколение»
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование мотивации учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)
формирование мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива;
формирование коммуникативной культуры учащихся во время внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
умение извлекать информацию из различных источников;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом;
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
В результате ученик научится:
формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
выражать свои предпочтения и отрицания; выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
осваивать нормы общения, поведения и взаимоотношений;
осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.
Формы организации учебных занятий:
игры-тренинги;
интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям);
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
коллективные творческие дела;
интеллектуальные игры: ролевые, ситуационные;
групповые дискуссии;
тренинги общения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития. Целью является личностный рост ученика.
Программа адресована для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Подбор занятий и заданий отражает реальную умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную помочь учащемуся проявить себя как личность.
Программа предусматривает: задания, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, упражнения, игры на формирование коммуникативных навыков, приобретение лидерских, организаторских качеств.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Это способствует появлению желания общения с другими людьми, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
№ п/п | Название раздела (содержание раздела с указанием форм организации и видов деятельности) | Количество часов |
1 | Тема №1. «Первый раз в 6-й класс» Игра – тренинг. Знакомство с классом. «Каким я вижу свой класс год назад, сегодня, через год». Рассказ о своем классе, аргументирование своего мнения, анализ прошедшего учебного года и формулирование цели на текущий учебный год. Обсуждение и принятия устава класса. | 1 |
2 | Тема №2. «Будем друзьями» Игра – тренинг. Установление благоприятного микроклимата в классе. Упражнения для развития уверенности в себе; чувства собственного достоинства; формирование доброжелательных отношений в классе. | 1 |
3-4 | Тема №3-4. «Мои таланты и увлечения» Познавательно-развлекательная программа. Презентация поделок, коллекций, фотографий, рисунков. Рассказы о своих хобби и увлечениях. | 2 |
5 | Тема №5. «Нравственные ценности жизни» Круглый стол. Размышление и дискуссия о нравственных ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделирование ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, искать способы их разрешения. | 1 |
6 | Тема №6. «Быть воспитанным - что это значит?» Игра – тренинг. Рассмотрение различных ситуаций, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализ поведения в различных ситуациях. Составление памятки о правилах этикета. | 1 |
7 | Тема №7. «Правила ПДД на всю жизнь» Круглый стол. Правила дорожного движения, обсуждение различных ситуаций на дороге. | 1 |
8 | Тема №8. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…» Игра-путешествие. История города (создание, первое упоминание и т.д.). Подготавливают исторические справки о родном городе. | 1 |
9 | Тема №9. «Наши именинники» (лето, осень) Познавательно-развлекательная программа. Поздравление именинников, история возникновения имен. Формирование уважительного отношения друг к другу. | 1 |
10 | Тема №10. Виртуальная экскурсия по городу. Познавательно-развлекательная программа. «Путешествие» по местам исторической и партизанской славы г. Дятьково. Викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» | 1 |
11 | Тема №11. «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» Круглый стол. Рассказы о своих семьях, семейных ценностях, важных событиях. Формирование знаний об истории своей семьи, воспитание бережного отношения к традициям своей семьи. | 1 |
12 | Тема №12. «Мамины руки, нет их теплее…» Познавательно-развлекательная программа. Подготовка для поздравления мам, бабушек с Днем Матери. Воспитание нравственных ценностей: любви, добра, уважения, традиций. | 1 |
13 | Тема №13. «Учимся общаться» Игра – тренинг. Анализ своего поведение в разных ситуациях. Обучение эффективным способам общения: устанавливать контакт с другими людьми; предавать информацию; умение слушать. | 1 |
14 | Тема №14. «Причуды матушки-зимы» Игра – викторина. Воспитание чувства прекрасного через обращение к произведениям литературы, живописи, музыки. Знакомство с культурными обычаями и традициями России. | 1 |
15 | Тема №15. «На пороге Новый год» Круглый стол. Украшение класса к новогоднему празднику. Подготовка сообщений о новогодних традициях народов мира. Оформление новогодних открыток — пожелания для друзей и членов семьи. | 1 |
16 | Тема №16. «Рождественские посиделки» Познавательно-развлекательная программа. Беседа с элементами игры. Воспитание уважительного отношения к национальному наследию. | 1 |
17 | Тема №17. «Азбука вежливости или этикет на каждый день» Игра – викторина. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе. | 1 |
18 | Тема №18. «Скажем: «Нет!» вредным привычкам. Вред наркотиков и спайсов» Познавательно программа. Урок посвящен Всемирному дню борьбы с СПИДом и наркотиками. Формирование представления о здоровом образе жизни. | 1 |
19 | Тема №19. «Здоровье – вот твое богатство!» Викторина. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. | 1 |
20 | Тема №20. «Истории любви моего дома» Познавательно-развлекательная программа. Праздник семьи. Рассказы, рисунки, фотографии о любви, посвященные Дню Петра и Февроньи. | 1 |
21 | Тема №21. «Наши именинники» (зима) Познавательно-развлекательная программа. Поздравление именинников, история возникновения имен. Формирование уважительного отношения друг к другу. | 1 |
22 | Тема №22. «Будущие защитники нашего Отечества» Познавательно-развлекательная программа. Поздравление мальчиков, пап, дедушек. Оформление поздравительных открыток для мальчиков, выпуск стенгазеты к празднику 23 февраля. Рассказы о значении этого праздника в семьях. | 1 |
23 | Тема №23. «Масленицу встречаем!» Познавательно-развлекательная программа. Игровая деятельность, направленная на воспитание уважения к народной культуре, традициям. | 1 |
24 | Тема №24. «Девочки-девчонки!» Игровая развлекательная программа. Игровая деятельность, посвященная международному женскому дню. Воспитание и формирование уважительного отношения к девочкам. Поздравление девочек, мам, бабушек. Выпуск стен-газеты. Оформление открыток. | 1 |
25 | Тема №25. «Праздник солнца» Викторина. Воспитание чувства прекрасного через обращение к произведениям литературы, живописи, музыки, посвященных весне. | 1 |
26 | Тема №26. «День птиц» Викторина. Игровая деятельность познавательного характера, посвященная Дню птиц. Формирование экологических представлений и убеждений в необходимости экологической деятельности. | 1 |
27 | Тема №27. «Секретный алгоритм отказов» (Как сказать «нет») Игра – тренинг. Формирование представлений учащихся об основных этических нормах, правилах выбора и отказа от негативного влияния окружающих. Как отказать и настоять на своем. | 1 |
28 | Тема №28. «Мы выбираем здоровый образ жизни!» Круглый стол. Беседы с врачом. Формирование представления о здоровом образе жизни. | 1 |
29 | Тема №29. «Один в поле не воин!» Игра – тренинг. Сплочение класса. Развитие способности ставить себя на место другого человека, сопереживать и находить способы поддержки. | 1 |
30 | Тема №30. «Расскажу я Вам о хорошем человеке» Круглый стол. Познавательная деятельность, воспитание любви и уважения к Родине, предкам, истории. Рассказы, сообщения и истории о ВОВ, их участниках. Общение посвящено Дню Победы. | 1 |
31 | Тема №31. «Наши именинники» (весна) Познавательно-развлекательная программа. Поздравление именинников, история возникновения имен. Формирование уважительного отношения друг к другу. | 1 |
32 | Тема №32. «Успех внутри нас» Игра – тренинг. Формирование уверенности в себе. | 1 |
33 | Тема №33. «Передай добро по кругу!» Игра – тренинг. Формирование чувства милосердия в оказании помощи нуждающимся (помощь родителям, родственникам, друзьям). | 1 |
34 | Тема №34. «Я достигну успеха!» Игра – тренинг. Игровая деятельность, направленная на формирование уважительного отношения к себе и окружающим. Подведение итогов за прошедший учебный год. | 1 |
| Итого: | 34 часа |