Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю_________ Директор МБОУ «Онохойская СОШ №2» Е.М. Халтурина Приказ №________ от «____»__________2019 год | Согласовано__________ Заместитель директора по ВР МБОУ «Онохойская СОШ №2» А.А. Тимофеева «____»__________2019 год | Программа рассмотрена и одобрена на заседании МО Протокол №_____от «____»_____________2019 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеаудиторной занятости
Кружок «Я учусь учиться»
Автор-составитель:
Сапунова О.Ю.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа внеаудиторной занятости - кружок «Я учусь учиться» составлена на основе программы «Я учусь учиться» автор Т.Н. Князева.
Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности способствует позитивному восприятию ребенка установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителями или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше фактор дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения. Дезадаптивные проявления у детей часто сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления, поэтому процесс вхождения в новую ситуацию обучения может стать для детей довольно болезненным. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников к переходу на следующий этап обучения. Это одна из важнейших задач начальной школы, поскольку мероприятия подобного характера, проводимые в средней школе, направлены на преодоление, как правило, уже возникших трудностей, неготовности ребенка к новой ситуации обучения. Решение проблемы развитие психологической готовности детей к обучению связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Спецкурс программы рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Цель курса психологических занятий с младшими школьниками - формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школы и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень обучения.
Формирование психологической готовности к обучению в основной школе не происходит одномоментно, тем более у детей с длительным процессом адаптации и возможной дезадаптацией, что предполагает процесс формирования психологической готовности длительным, протяженным во времени, в соответствии с этим занятия рассчитаны на 2 года.
Программа развивающих занятий рассчитана на 2 года: 3 и 4 классы обучения в начальной школе.
Цель первого года обучения (3 класс): активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере. Задачи:
- Развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- Формирование приемов образного и логического запоминания.
- Расширение объема памяти.
- Обучение приемам аналитико - синтетической деятельности.
- Развитие рефлексивно - регулятивных и контрольно-оценочных действий.
- Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности.
- Формирование связанной и последовательной речи учащихся, что все чаще встречается, как проблема у учащихся среднего звена.
Второй год обучения (4 класс) - это работа по продолжению первого года обучения по программе «Я учусь учиться», и основные задачи остаются неизменными, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения. Содержательно - целевые блоки программы «Я учусь учиться»:
1. Коррекция и развитие основных интеллектуально - познавательных функций.
2. Обучение способам решения интеллектуально - познавательных задач на основе формирования учебных действий.
3. Формирование социально - коммуникативных действий.
Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.
Ожидаемые результаты и способы из проверки.
По окончании 1 года обучения по программе у обучающихся должны быть развиты и сформированы на достаточном уровне:
• Навыки произвольного внимания и восприятия
• Приемы образного логического запоминания и аналитико - синтетической деятельности
• Приемы целеполагания и планирования деятельности
• Рефлексивно - регулятивные и контрольно - оценочные действия
• Связанная и последовательная речь
Диагностический комплекс по итогам первого года занятий.
1. Диагностика способности к аналитическому восприятию информации и произвольному сосредоточению. Методика «Найди отличия»
2. Изучение осмысленности зрительного восприятия. Методика «Диагностика восприятия»
3. Диагностика слухового восприятия «Рисование домика лесника» У.В. Ульенковой
4. Диагностика особенностей образно - ассоциативного восприятия. Методика
«Пиктограмма»
5. Изучение способности к нахождению существенных признаков объекта. Методика «Существенные признаки»
6. Диагностика способности к произвольному вниманию и пошаговому самоконтролю. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
По окончании 2 года обучения по программе у обучающихся должны быть развиты и сформированы на достаточном уровне:
• Способности к целеполаганию и планированию
• Овладение основными мыслительными операциями, необходимыми для решения учебных задач
• Способности к рассуждению, вербализации способа действия
• Умение проверить и оценить работу с опорой на критерии
• Мотивационный аспект и оценка места школьного социума в иерархии социальных ценностей ребенка
Диагностический комплекс по итогам второго года занятий.
1. Анкета «Оценка школьной мотивации»
2. Изучение мыслительных способностей на наглядно - образном уровне Методика «Матрицы Равена»
3. Изучение способности к обобщению на вербальном уровне. Методика «Исключение лишнего»
4. Решение логико - математических задач
5. Решение логико - лингвистических задач
6. Изучение особенностей развития ассоциативно - логической памяти
Таким образом, программа по психологическому курсу коррекционно-развивающих занятий решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельному развитию младших школьников, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.
Важность групповой формы психологических занятий обусловлена двумя факторами:
- во-первых, реализация задач по развитию учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей;
- во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности. Поэтому в задачи работы психолога входят также занятия, приобщающие детей к условиям коллективной познавательной деятельности.
Содержание курса программы «Я учусь учиться».
Содержание первого года занятий в ходе психологического курса «Я учусь учиться» рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Основное направление I этапа обучения в ходе курса (3-й класс) — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, показ в привлекательной для него форме интересных сторон познавательной деятельности, наращивание собственных возможностей ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач I этапа (года) занятий можно выделить следующие:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;
- знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;
- формирование связной и логической речи учащихся.
На II этапе (2-й год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ученика с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у ребенка адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно- целевые блоки:
1.Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.
2.Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий).
3.Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности.
4.Формирование социально-коммуникативных действий,
5.Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень. Каждая из представленных задач, одновременно являющаяся и направлением коррекционно-развивающей работы психолога на I этапе, реализуется с помощью специальных приемов, стимулирующих субъектность ребенка, его активность и самостоятельность в ходе занятий. Для этого в процессе проектирования курса отбирались
наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия при решении задач того или иного занятия. В сконцентрированном виде тематика, задачи, содержательные аспекты и рекомендуемые приемы реализации занятий представлены в структурно - тематическом планировании.
Программа рассчитана на групповые занятия с учащимися 3 - 4 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Тематическое планирование
курса развивающих занятий
для 3 класса
«Я учусь учиться» 1 год обучения.
№ | Тема занятия | Развивающие задачи | Основные содержательные аспекты занятия | Приемы организации деятельности |
1 | Давайте познакомимся». Что помогает и что мешает общению. | Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия. Знакомство с приемами доброжелательного общения | Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей. Правила и приемы доброжелательного общения | Беседа, игра, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их видов может быть несколько) |
2 | Вводно - диагностическое занятие. | Диагностика особенностей учебной мотивации на начало 3- го класса. Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально- познавательных функций (внимание память, мышление) | Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности | Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы. |
3 | «Умеем ли мы общаться» | Выявление особенностей общения детей. Знакомство с правилами общения. Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе) | Почему люди общаются. Как можно общаться. Кого называют общительным человеком. Формирование навыков общения со сверстником | Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ |
4 | «Как подружились "Хочу" и "Надо"» | Развитие произвольно- рефлексивных действий в поведении и деятельности | Рассказ о «Хочу» и «Надо», которые доставляют много хлопот человеку, не умеющему определить, что бывает важнее. Анализ собственных потребностей и обязанностей | Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ |
5 | Смешной и грустный Человек. Рассеянный» | Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля. | Значение внимания в жизни человека. Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания. | Беседа, игра, упражнение, тренинг. |
6 | «Как мы воспринимаем информацию» | Развитие целостности и осознанности восприятия. Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия. Диагностика особенностей восприятия. | Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях. | Тест, беседа, игры- тренинги, упражнения. |
7 | «Секреты нашей памяти» | Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения. | Информация о возможностях человеческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание. | Лекция - беседа, упражнения, практическая работа, игра. |
8 | «Развитие памяти. Развиваем зрительную память» | Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания. | Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым материалом. Логическая Цепочка запоминаемого материала. Образы при запоминании. | Лекция - беседа, упражнения, аналитическая работа, тренинг памяти. |
9 | «Образ и мысль» | Развитие мышления и речи на основе образов | Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация. | Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика. |
10 | «Думаем играя» | Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений | Кого называют наблюдательным человеком. Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно- следственных отношений на основе житейских наблюдений | Беседа, упражнение- игра, самостоятельная работа |
11 | «Необычное в обычном» | Развитие функции анализа и анали- тического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Развитие произвольного внимания и восприятия | Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению. | Игра, аналитическое упражнение, беседа |
12 | Развитие мыслительных процессов: анализ и синтез. «Как Колобок превращается в Кубик» | Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов | Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его признакам | Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа |
13 | «Общее в различном» | Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы | Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие | Беседа, упражнение, игра, групповая работа, самостоя- тельная работа, моделирование |
14 | «Развиваем мышление» | Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения. Формирование учебного сотрудничества. | Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль. Придумывание задач на анализ, сравнение, обобщение. | Аналитическая работа в парах, игра, творческая работа |
15 | «История о человеке, который нашел время» | Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности | Что значит «потерять время». Когда мы «теряем время». Приемы организации своего времени. Планирование режима дня | Беседа, игра-тренинг, упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом |
16 | «Когда я бываю Незнайкой» | Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление | Когда и почему человек может быть Незнайкой. Анализ трудностей в обучении. Игра «Альпинисты» как способ развития мотивации достижения. Составление «маршрута преодоления» | Беседа, игра-тренинг, упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом |
17 | «Путешествие в страну Учебных удач» | Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. Формирование познавательной мотивации | Составление карты страны «Учебных удач» и помещение на ней объектов, требующих достижений. | Беседа, рисование, групповая работа |
18 | Сочинение на тему «Чему я хочу научиться» | Развитие рефлексивного самоанализа. Диагностика познавательных потребностей | Анализ собственных потребностей и ожиданий, связанных с учебной деятельностью | Самостоятельная работа |
19 | Учимся задавать вопросы | Обучение приемам постановки различных вопросов. Формирование умения анализировать в вопросительной форме. Развитие познавательной активности | Развитие аналитического мышления и формирование умения постановки вопросов через осознание логической интонации при постановке смыслового вопроса | Беседа, групповая работа, игра, самостоятельная работа |
20 | Вежливое обращение к людям. Умение задавать вопросы. | Знакомство со способами обращения к знакомым и незнакомым людям | Развитие умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях | Обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья», проигрывание ситуаций |
21 | «Учимся отвечать на вопросы» | Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос | Как можно ответить на поставленный вопрос (верно - не верно, полно – кратко, точно - не точно). Упражнение в построении суждений для ответа | Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа |
22 | «Что такое цель и зачем она нужна» | Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания, точки зрения, цели деятельности. | Понятие о цели. Какие могут быть цели (обмен мнениями), Какие цели достигнуты и какие еще впереди. Учимся определять и формулировать цель деятельности | Беседа, игра, упражнения, парная работа |
23 | «Как достичь цели» | Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля | Определение самой точной цели из нескольких. Построение плана- алгоритма дости- жения цели (на материале арифметической задачи и текста) | Упражнения, беседа, самостоятельная работа, работа в парах |
24 | «Учимся планировать» | Обучение составлению плана деятельности. Развитие навыков самоконтроля | Составление планов к различным заданиям (для различных групп). Исправление деформированных планов | Упражнение, групповая работа по планированию, самостоятельная работа |
25 | «В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом» | Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации | Групповая работа по определению цели, плана деятельности, поиска информации, формулировке вопросов и ответов на них | Методика «Пчелиный рой» Алгоритм составления плана действий |
26 | «Мы выпускаем газету» | Обучение выбору необходимой информации из различных источников. Развитие навыков учебного сотрудничества. | Групповая работа по определению цели, плана деятельности, подбору информации, анализу и работе с различным текстом. Достижение результата через продукт совместной деятельности. Выпуск мини- газеты, посвященной той или иной области знания. | Групповая практическая работа. Работа по заданному алгоритму. |
27 | «Как я работал редактором» | Формирование навыков контроля и оценки. Развитие умения классифицировать ошибки | Исправление печатного текста (ошибок) и их классификация (объяснение), «ловушки» в тексте. Доказательство правильности исправлений. Деформированный текст и его коррекция | Практическая работа, беседа, игра, упражнение |
28 | «Оценка и отметка» | Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки | В чем разница между оценкой и отметкой. За что ставится отметка. Критерии отметок письменных работ (как пример). Тренировка в критериальном оценивании. | Лекция-беседа, упражнение, работа в парах |
29 | «Когда исчезают отметки» | Развитие навыков критериального оценивания. Развитие навыков анализа при критериальном оценивании. | Контроль и оценка классной работы по выделенным критериям; самооценка и взаимооценка, выделение положительных характеристик и недостатков работы | Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ |
30 | «Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)» | Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. Формирование мотивации достижения | Тренинги на преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, самоанализ с выделением положительных качеств личности партнера по общению | Тренинг, игра |
31 | «Когда помогает дневник» | Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования | Что такое личный дневник и зачем он нужен. Как вести дневник. Анализ ситуации в дневнике. Планирование своих действий в различных ситуациях | Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа |
32 | «В мире образов» | Знакомство с приемами создания образов. Развитие репродуктивного и творческого воображений | Эмоциональный анализ художественных образов (на основе живописи и музыки). Приемы создания некото- рых образов. Творческая работа. | Беседа на основе зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа |
33 | «Сочинение на тему "Моя мечта"» | Диагностика детских стремлений и ожиданий | Описание собственных стремлений и желаний по специально построенному плану | Самостоятельная работа |
34 | «Диагностическое занятие» | Диагностика развития компонентов учебной деятельности | Изучение особенностей учебной деятельности детей, интеллектуальных учебных действий (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка) и психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) | Индивидуальная самостоятельная работа |
| Итого:34 часа | | | |
Тематическое планирование
курса развивающих занятий
для 4 класса
«Я учусь учиться» 2 год обучения.
№ | Тема занятия | Развивающие задачи | Основные содержательные аспекты занятия | Приемы организации деятельности |
1 | «График моего настроения» | Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Развитие рефлексивных действий. Анализ эмоциональных состояний и причин их появления. | Изучение настроения во временном аспекте. Развитие контроля над поведением и эмоциями. Развитие умений изменения эмоциональных состояний. | Беседа, игра, проективная диагностика, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их видов может быть несколько) |
2 | «Как научиться учиться». | Обучение приемам организации учебной деятельности; знакомство с требованиями основной школы. | Аналитическая беседа о представлениях учащихся об обучении в среднем звене (сходство и различие обучения на разных ступенях образования); анализ приемов, помогающих учиться | Беседа, игра, тренинг, обучающие приемы в виде памятки. |
3 | «Как готовить домашние задания» | Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности; развитие контрольно - оценочных действий | Обсуждение вопроса: «Как правильно организовать свою работу»; применение способов организации и выполнения самостоятельной работы; работа по заданному алгоритму | Групповая работы; упражнение; практическая работа, самостоятельная работа, аналитическая беседа |
4 | «Необычный урок - зачет» | Развитие связной речи; формирование контрольно-оценочных действий; преодоление школьной тревожности | знакомство с правилами проведения зачетных уроков, требования к ответу на обобщающих уроках | Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самостоятельная аналитическая работа |
5 | «Техника запоминания» | Развитие различных видов памяти; диагностика способности к запоминанию. | Значение памяти в жизни человека. Как хорошо развитая память помогает учиться. Способы развития и тренировки памяти. | Беседа, развивающие игры и упражнения, диагностика. |
6 | «Как развивать память» | Обучение способам развития различных видов памяти. Развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий. | Систематизация и закрепление умений применять приемы запоминания и тренировки памяти | Игра, беседа, упражнения, самоанализ. |
7 | «Умею ли я думать?» | Диагностика способности к анализу и обобщению информации. Развитие приемов аналитико- синтетической деятельности. | Диагностика уровня развития мыслительных операций и мотивация на развитие мышления. | Лекция - беседа, диагностика, упражнения, творческая работа. |
8 | «Что такое классификация?» | Обучение приемам классификации объектов, развитие навыков планирования и формирования связной речи. | Развитие умения классифицировать предметы и понятия. Развитие мышления. | Вводная беседа, упражнения, групповая работа, практическая работа. |
9 | «Что такое? Кто такой » | Обучение умению определять понятия. Развитие связной речи. | Обучение алгоритму определения понятия. Введение понятий «родовое» и «видовое». | Вводная беседа, мотивирующий рассказ, упражнение, самостоятельная работа. |
10 | «Учимся давать определения» | Овладение алгоритмом определения понятий, развитие функции обобщения. Развитие связной речи | Осознание специфики видовых признаков, развитие аналитического мышления, закрепление и самоконтроль умения находить родовое понятие и видовые отличия. | Беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
11 | «Цепочка рассуждения» | Обучение построению суждения. Развитие логической связной речи. | Обучение правильному выражению своей мысли и доказательству своего мнения через построение суждений при определении понятий. | Вводная беседа, обучающее упражнение, практическая работа. |
12 | «Правила доказательства, или Как доказать черепахе, что она не рыба» | Обучение построению умозаключений развитие аналитико- синтетических действий, формирование связной речи. | Активизация мыслительной деятельности через проблемный вопрос. Обучение правилам построения доказательств | Проблемное упражнение, обучающее упражнение, самостоятельная работа, игра |
13 | «Можно ли решить задачу, которая не имеет решения?» | Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Обучение приемам преобразования задач. | Умение преобразовывать логические задачи в арифметические. Формирование навыков логического анализа и суждений. | Вводная беседа, упражнение, групповая работа, творческая работа. |
14 | «Как съесть слона, или Учимся решать проблему» | Развитие действий логического анализа и обобщения. Обучение приемам планирования при решении проблемных задач. | Осознание и понимание логики в решении проблемных задач. | Вводная сказка -беседа, решение логических задач, Аналитическая работа в группе. |
15 | «Мысли на бумаге» | Обучение приемам планирования письменных работ. Развитие связной речи. | Введение понятия речевой ошибки. Обучение правилам составления письменного сообщения. | Беседа, игра, обучающее упражнение, работа с алгоритмом, творческая работа. |
16 | Сочинение «И снова о себе ...» | Диагностика отношений ребенка к учебной деятельности, к своим достижениям и оценка мотивационных ожиданий | Изучение мотивации, интересов и ожиданий детей через высказывание своих мыслей в письменной форме. Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. | Беседа, самостоятельная творческая работа |
17 | «Легко ли быть оратором?» | Снижение учебной тревожности. Развитие связной речи. | Расширение активного словаря. Поиск и исправление речевых ошибок. Овладение речевыми умениями | Беседа, упражнение, групповая работа, самостоятельная работа, конкурсная работа, диагностика самооценки умений. |
18 | «Готовимся к докладу» | Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи. | Правила составления доклада. Составление памятки. | Вводная беседа. Групповая работа, коллективная оценка творческой работы группы. |
19 | «В мире интересного» | Снижение учебной тревожности. Развитие связной монологической речи. Развитие умения правильно формулировать ответ. | Развитие умения представлять самостоятельную работу, выступать с различными сообщениями, задавать вопросы и отвечать на вопросы. | Беседа, мини -лекция, игра -соревнование. |
20 | «Наша пресс - конференция» | Снижение тревожности при монологическом выступлении. Развитие связной речи и умения отвечать на вопросы | Развитие умения представлять самостоятельную работу, выступать с различными сообщениями, задавать вопросы и отвечать на вопросы. | Деловая игра |
21 | «Учимся общаться без слов» | Развитие невербальных средств общения и формирование контроля эмоциональных состояний | Формирование внимательности детей к состоянию другого человека, понимание мимических средств в выражении эмоций. Анализ собственных переживаний. Развитие связной речи. | Упражнение, игра, игровой тренинг. |
22 | «Что такое психологический портрет и как его нарисовать» | Развитие рефлексивно - оценочных действий, формирование адекватной самооценки. Развитие связной речи. | Снижение тревожности при выражении себя. Оценивание своих качеств. Описание различных особенностей личности. Алгоритм написания психологического портрета. | Беседа, упражнения, самостоятельная работа |
23 | «Я и мои одноклассники» | Развитие навыков конструктивного общения со сверстниками. Диагностика межличностных отношений | Выявление лидеров в личностной и учебной ситуациях. Определение своих особенностей в общении. Коллективный самоанализ особенностей общения в классе. | Диагностическая методика, упражнения, анализ ситуаций, самостоятельная работа. |
24 | «Общение с окружающими и умение приобретать друзей» | Развитие навыков общения. | Формирование качеств, необходимых для дружеского общения | Беседа, упражнения, групповая работа |
25 | «Правила бесконфликтного общения» | Формирование навыков конструктивного взаимодействия | Введение понятий - общение, конфликт, конфликтогены. Формирование культуры общения | Беседа, упражнения, игра, групповая работа |
26 | «Саморегуляция состояния: релаксация» | Научить обучающихся методам регулирования своего состояния | Введение понятия - релаксация. Обучение навыкам снятия напряжения | Беседа, упражнения, игра, |
27 | «Я и мои учителя» | Обучение правилам поведения общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях. | Анализ знаний, которые имеются у детей на основе бытового опыта. Анализ прав и обязанностей ученика. Сближение позиций ученик - учитель с точки зрения общечеловеческих прав. | Диагностика, аналитическая групповая работа. |
28 | «Я и моя семья» | Диагностика межличностных отношений в семье | Изучение особенностей отношений в семье, особенностей детско- родительских отношений | Диагностическая методика «Кинетический рисунок семьи» |
29 | «Легко ли быть взрослым?» | Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Формирование рефлексивно - контрольных действий. Диагностика самооценки. | Актуализация знаний и умений определить понятие. Формирование умения выхода из трудных ситуаций не нарушая правил поведения. | Тест «Изучение общей самооценки», беседа, решение ситуаций. |
30 | «Ближе к цели. Как подготовиться к контрольной работе» | Систематизация знаний об организации рабочего времени. Закрепление навыков целеполагания и планирования. Развитие контрольно- оценочных действий. | Обобщение знаний, которые помогают Преодолеть подготовке к контрольной работе. Анализ действий. Выработка алгоритма подготовки к проверочным работам. | Беседа, анализ трудностей, выработка практических |
31 | «Наука отдыхать» | Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха | Анализ понятия «отдых». Диагностика способности к самостоятельным обобщениям | Лекция-беседа, упражнение, анализ ситуаций, групповая работа |
32 | «Мой режим дня» | Развитие умения планировать свое время и составлять свой режим дня | Значение режима дня для здоровья школьника. Что значит, умение планировать свой день. | Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ |
33 | Сочинение «Когда я буду в 5 классе...» | Диагностика мотивационных ожиданий, связанных с обучением в средней школе | Диагностика с целью изучения основных мыслей учащихся в отношении дальнейшего обучение. Снижение тревожности обучающихся. | Диагностическая работа. |
34 | «У меня все получится» | Итоговая диагностика психологической готовности к обучению в основной школе | Изучение способности к целеполаганию, планированию, владению основными мыслительными операциями; способности к рассуждению; умение проверять и оценивать свою работу; отношение дальнейшим обучением к выполняемой деятельности, связанной с | Диагностический комплекс |
| Итого: 34 часа | | | |
Список литературы
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994.
Венгер Л.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьноков. - М., 2001.
Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева и В.В Столина - М., 1987.
Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышление детей.- Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997.
Ульенкова У.В.., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
Федоренко Л.Г. Психология для школьников. Качества ума. - СПб., 2002.
23