СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеаудиторной занятости "Я учусь учиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа направлена на формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школы и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеаудиторной занятости "Я учусь учиться"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»





Утверждаю_________

Директор МБОУ «Онохойская СОШ №2» Е.М. Халтурина

Приказ №________ от «____»__________2019 год


Согласовано__________

Заместитель директора по ВР МБОУ «Онохойская СОШ №2» А.А. Тимофеева

«____»__________2019 год



Программа рассмотрена и одобрена на заседании МО

Протокол №_____от «____»_____________2019 год










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеаудиторной занятости

Кружок «Я учусь учиться»

 







 Автор-составитель:

Сапунова О.Ю.,

учитель начальных классов







Пояснительная записка

Программа внеаудиторной занятости - кружок «Я учусь учиться» составлена на основе программы «Я учусь учиться» автор Т.Н. Князева.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности способствует позитивному восприятию ребенка установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителями или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше фактор дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения. Дезадаптивные проявления у детей часто сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления, поэтому процесс вхождения в новую ситуацию обучения может стать для детей довольно болезненным. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников к переходу на следующий этап обучения. Это одна из важнейших задач начальной школы, поскольку мероприятия подобного характера, проводимые в средней школе, направлены на преодоление, как правило, уже возникших трудностей, неготовности ребенка к новой ситуации обучения. Решение проблемы развитие психологической готовности детей к обучению связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Спецкурс программы рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

Цель курса психологических занятий с младшими школьниками - формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школы и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень обучения.

Формирование психологической готовности к обучению в основной школе не происходит одномоментно, тем более у детей с длительным процессом адаптации и возможной дезадаптацией, что предполагает процесс формирования психологической готовности длительным, протяженным во времени, в соответствии с этим занятия рассчитаны на 2 года.

Программа развивающих занятий рассчитана на 2 года: 3 и 4 классы обучения в начальной школе.

Цель первого года обучения (3 класс): активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере. Задачи:

- Развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

- Формирование приемов образного и логического запоминания.

- Расширение объема памяти.

- Обучение приемам аналитико - синтетической деятельности.

- Развитие рефлексивно - регулятивных и контрольно-оценочных действий.

- Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности.

- Формирование связанной и последовательной речи учащихся, что все чаще встречается, как проблема у учащихся среднего звена.

Второй год обучения (4 класс) - это работа по продолжению первого года обучения по программе «Я учусь учиться», и основные задачи остаются неизменными, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения. Содержательно - целевые блоки программы «Я учусь учиться»:

1. Коррекция и развитие основных интеллектуально - познавательных функций.

2. Обучение способам решения интеллектуально - познавательных задач на основе формирования учебных действий.

3. Формирование социально - коммуникативных действий.

Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.


Ожидаемые результаты и способы из проверки.


По окончании 1 года обучения по программе у обучающихся должны быть развиты и сформированы на достаточном уровне:

• Навыки произвольного внимания и восприятия

• Приемы образного логического запоминания и аналитико - синтетической деятельности

• Приемы целеполагания и планирования деятельности

• Рефлексивно - регулятивные и контрольно - оценочные действия

• Связанная и последовательная речь


Диагностический комплекс по итогам первого года занятий.


1. Диагностика способности к аналитическому восприятию информации и произвольному сосредоточению. Методика «Найди отличия»

2. Изучение осмысленности зрительного восприятия. Методика «Диагностика восприятия»

3. Диагностика слухового восприятия «Рисование домика лесника» У.В. Ульенковой

4. Диагностика особенностей образно - ассоциативного восприятия. Методика

«Пиктограмма»

5. Изучение способности к нахождению существенных признаков объекта. Методика «Существенные признаки»

6. Диагностика способности к произвольному вниманию и пошаговому самоконтролю. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

По окончании 2 года обучения по программе у обучающихся должны быть развиты и сформированы на достаточном уровне:

• Способности к целеполаганию и планированию

• Овладение основными мыслительными операциями, необходимыми для решения учебных задач

• Способности к рассуждению, вербализации способа действия

• Умение проверить и оценить работу с опорой на критерии

• Мотивационный аспект и оценка места школьного социума в иерархии социальных ценностей ребенка


Диагностический комплекс по итогам второго года занятий.


1. Анкета «Оценка школьной мотивации»

2. Изучение мыслительных способностей на наглядно - образном уровне Методика «Матрицы Равена»

3. Изучение способности к обобщению на вербальном уровне. Методика «Исключение лишнего»

4. Решение логико - математических задач

5. Решение логико - лингвистических задач

6. Изучение особенностей развития ассоциативно - логической памяти

Таким образом, программа по психологическому курсу коррекционно-развивающих занятий решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельному развитию младших школьников, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.

Важность групповой формы психологических занятий обусловлена двумя факторами:

- во-первых, реализация задач по развитию учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей;

- во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности. Поэтому в задачи работы психолога входят также занятия, приобщающие детей к условиям коллективной познавательной деятельности.

Содержание курса программы «Я учусь учиться».


Содержание первого года занятий в ходе психологического курса «Я учусь учиться» рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Основное направление I этапа обучения в ходе курса (3-й класс) — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, показ в привлекательной для него форме интересных сторон познавательной деятельности, наращивание собственных возможностей ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач I этапа (года) занятий можно выделить следующие:

- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

- формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;

- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания;

- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

- знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;

- формирование связной и логической речи учащихся.

На II этапе (2-й год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ученика с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у ребенка адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно- целевые блоки:

1.Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.

2.Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий).

3.Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности.

4.Формирование социально-коммуникативных действий,

5.Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень. Каждая из представленных задач, одновременно являющаяся и направлением коррекционно-развивающей работы психолога на I этапе, реализуется с помощью специальных приемов, стимулирующих субъектность ребенка, его активность и самостоятельность в ходе занятий. Для этого в процессе проектирования курса отбирались

наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия при решении задач того или иного занятия. В сконцентрированном виде тематика, задачи, содержательные аспекты и рекомендуемые приемы реализации занятий представлены в структурно - тематическом планировании.

Программа рассчитана на групповые занятия с учащимися 3 - 4 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.




Тематическое планирование

курса развивающих занятий

для 3 класса

«Я учусь учиться» 1 год обучения.

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Приемы организации деятельности

1

Давайте познакомимся». Что помогает и что мешает общению.

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия.

Знакомство с приемами доброжелательного

общения

Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей.

Правила и приемы доброжелательного

общения

Беседа, игра, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их видов может быть несколько)

2

Вводно - диагностическое занятие.

Диагностика особенностей учебной мотивации на начало 3- го класса. Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально- познавательных функций (внимание

память, мышление)

Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности

Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы.

3

«Умеем ли мы общаться»

Выявление особенностей общения детей. Знакомство с правилами общения.

Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе)

Почему люди общаются. Как можно общаться. Кого называют общительным человеком.

Формирование навыков общения со

сверстником

Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ

4

«Как подружились "Хочу"

и "Надо"»

Развитие произвольно- рефлексивных действий в поведении и

деятельности

Рассказ о «Хочу» и

«Надо», которые доставляют много хлопот человеку, не умеющему

определить, что бывает важнее. Анализ собственных потребностей и

обязанностей

Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ

5

Смешной и грустный Человек. Рассеянный»

Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на

действие контроля.

Значение внимания в жизни человека. Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания.

Беседа, игра, упражнение, тренинг.

6

«Как мы воспринимаем

информацию»

Развитие

целостности и

осознанности

восприятия.

Развитие

произвольного

внимания.

Формирование

мотивационной

направленности на

действия внимания и

восприятия.

Диагностика

особенностей

восприятия.

Особенности

восприятия

человеком

предметов

окружающего

мира, Диагностика

целостности

восприятия.

Развитие внимания

и восприятия в

играх и

упражнениях.

Тест, беседа, игры-

тренинги,

упражнения.

7

«Секреты нашей

памяти»

Расширение объема

и развитие

зрительной памяти.

Развитие слуховой

памяти.

Формирование

произвольного

восприятия и

воспроизведения.

Информация о

возможностях

человеческой

памяти. Анализ

трудностей

запоминания и

воспроизведения.

Приемы развития

зрительной и

слуховой памяти.

Мотивация на

запоминание.

Лекция - беседа,

упражнения,

практическая работа,

игра.

8

«Развитие памяти.

Развиваем зрительную

память»

Обучение приемам

логического,

ассоциативного и

образного

запоминания.

Как запомнить

больше и лучше.

Связи между

запоминаемым

материалом.

Логическая

Цепочка запоминаемого

материала. Образы при запоминании.

Лекция - беседа,

упражнения,

аналитическая

работа, тренинг

памяти.

9

«Образ и мысль»

Развитие мышления и речи на основе образов

Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая

вербализация.

Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика.

10

«Думаем играя»

Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.

Формирование умения строить суждения на основе наблюдений

Кого называют наблюдательным человеком.

Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно- следственных отношений на основе житейских

наблюдений

Беседа, упражнение- игра,

самостоятельная работа

11

«Необычное в обычном»

Развитие функции анализа и анали- тического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

Развитие произвольного внимания и восприятия

Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать.

Упражнения по

аналитическому сравнению.

Игра, аналитическое упражнение, беседа

12

Развитие мыслительных процессов: анализ и синтез. «Как Колобок превращается в Кубик»

Анализ существенных и несущественных признаков.

Сравнение предметов

Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта.

Поиск существенных признаков.

Синтезирование объекта по его

признакам

Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа

13

«Общее в различном»

Развитие обобщения на наглядно-образном и

вербальном уровне.

Обучение приемам

групповой (парной)

работы

Выделение

существенных признаков в

различных объектах

для обобщения в

новое понятие

Беседа, упражнение,

игра, групповая работа, самостоя-

тельная работа,

моделирование

14

«Развиваем мышление»

Развитие

аналитического

мышления. Развитие

понятийного и

образного обобщения.

Формирование

учебного

сотрудничества.

Анализ, сравнение и

обобщение объектов

в форме парного

сотрудничества.

Взаимная помощь и

контроль.

Придумывание задач

на анализ, сравнение,

обобщение.

Аналитическая работа

в парах, игра,

творческая работа

15

«История о человеке,

который нашел время»

Обучение приемам

самоорганизации в процессе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования своей

деятельности

Что значит «потерять

время». Когда мы

«теряем время». Приемы организации своего времени.

Планирование режима дня

Беседа, игра-тренинг,

упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом

16

«Когда я бываю Незнайкой»

Обучение анализу своих трудностей.

Формирование мотивации на их преодоление

Когда и почему человек может быть Незнайкой. Анализ трудностей в обучении. Игра

«Альпинисты» как способ развития мотивации достижения.

Составление

«маршрута преодоления»

Беседа, игра-тренинг,

упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом

17

«Путешествие в страну Учебных удач»

Развитие мотивации достижения на основе самоанализа.

Формирование

познавательной мотивации

Составление карты страны «Учебных удач» и помещение на ней объектов, требующих

достижений.

Беседа, рисование, групповая работа

18

Сочинение на тему

«Чему я хочу научиться»

Развитие рефлексивного самоанализа. Диагностика

познавательных

потребностей

Анализ собственных потребностей и ожиданий,

связанных с

учебной

деятельностью

Самостоятельная работа

19

Учимся задавать вопросы

Обучение приемам постановки различных вопросов.

Формирование умения анализировать в вопросительной форме. Развитие познавательной

активности

Развитие аналитического мышления и формирование умения постановки вопросов через осознание логической интонации при постановке

смыслового вопроса

Беседа, групповая работа, игра, самостоятельная работа

20

Вежливое обращение к людям. Умение задавать вопросы.

Знакомство со способами

обращения к знакомым и незнакомым людям

Развитие умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных

ситуациях

Обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья», проигрывание ситуаций

21

«Учимся отвечать на вопросы»

Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос.

Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос

Как можно ответить на поставленный вопрос (верно - не

верно, полно – кратко, точно - не точно). Упражнение в построении

суждений для ответа

Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа

22

«Что такое цель и зачем она нужна»

Развитие умения определять цель предстоящей деятельности.

Осознание содержания, точки зрения, цели деятельности.

Понятие о цели. Какие могут быть цели (обмен мнениями), Какие цели достигнуты и какие еще впереди. Учимся определять и формулировать цель

деятельности

Беседа,

игра, упражнения, парная работа

23

«Как достичь цели»

Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля

Определение самой точной цели из нескольких.

Построение плана- алгоритма дости- жения цели (на материале арифметической

задачи и текста)

Упражнения, беседа, самостоятельная работа, работа в парах

24

«Учимся планировать»

Обучение составлению плана деятельности.

Развитие навыков самоконтроля

Составление планов к различным заданиям (для различных групп). Исправление деформированных

планов

Упражнение, групповая работа по планированию, самостоятельная работа

25

«В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом»

Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации

Групповая работа по определению цели, плана деятельности, поиска информации, формулировке вопросов и ответов на

них

Методика «Пчелиный рой»

Алгоритм составления плана действий

26

«Мы выпускаем газету»

Обучение выбору необходимой информации из различных источников. Развитие навыков учебного сотрудничества.

Групповая работа по определению цели, плана деятельности, подбору информации, анализу и работе с различным текстом. Достижение результата через продукт

совместной деятельности. Выпуск мини- газеты,

посвященной той или

иной области знания.

Групповая практическая работа. Работа по заданному алгоритму.

27

«Как я работал редактором»

Формирование навыков контроля и оценки.

Развитие умения классифицировать ошибки

Исправление печатного текста (ошибок) и их классификация (объяснение),

«ловушки» в тексте.

Доказательство правильности исправлений. Деформированный текст и его коррекция

Практическая работа, беседа, игра, упражнение

28

«Оценка и отметка»

Знакомство с правилами оценивания.

Понимание критериального смысла отметки

В чем разница между оценкой и отметкой. За что ставится отметка. Критерии отметок письменных работ (как пример). Тренировка в критериальном

оценивании.

Лекция-беседа, упражнение, работа в парах

29

«Когда исчезают отметки»

Развитие навыков критериального оценивания.

Развитие навыков анализа при критериальном оценивании.

Контроль и оценка классной работы по выделенным критериям; самооценка и взаимооценка, выделение положительных характеристик и недостатков

работы

Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ

30

«Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)»

Развитие адекватной самооценки на основе тренинга.

Формирование мотивации достижения

Тренинги на преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, самоанализ с выделением положительных качеств личности

партнера по общению

Тренинг, игра

31

«Когда помогает дневник»

Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования

Что такое личный дневник и зачем он нужен.

Как вести дневник. Анализ ситуации в дневнике.

Планирование своих действий в различных

ситуациях

Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа

32

«В мире образов»

Знакомство с

приемами создания образов.

Развитие репродуктивного и творческого воображений

Эмоциональный

анализ художественных образов (на основе живописи и музыки). Приемы создания некото- рых образов.

Творческая работа.

Беседа на основе

зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа

33

«Сочинение на тему

"Моя мечта"»

Диагностика детских

стремлений и ожиданий

Описание

собственных стремлений и желаний по специально построенному плану

Самостоятельная

работа

34

«Диагностическое

занятие»

Диагностика

развития компонентов учебной деятельности

Изучение

особенностей учебной деятельности детей, интеллектуальных учебных действий (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка) и психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь)

Индивидуальная

самостоятельная работа


Итого:34 часа






Тематическое планирование

курса развивающих занятий

для 4 класса

«Я учусь учиться» 2 год обучения.

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Приемы организации деятельности

1

«График моего настроения»

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Развитие рефлексивных действий. Анализ эмоциональных состояний и причин их

появления.

Изучение настроения во временном аспекте. Развитие контроля над поведением и эмоциями.

Развитие умений изменения эмоциональных состояний.

Беседа, игра, проективная диагностика, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их видов может быть несколько)

2

«Как научиться учиться».

Обучение приемам организации учебной деятельности; знакомство с требованиями основной школы.

Аналитическая беседа о представлениях учащихся об обучении в среднем звене (сходство и различие обучения на разных ступенях образования); анализ приемов, помогающих

учиться

Беседа, игра, тренинг, обучающие приемы в виде памятки.

3

«Как готовить домашние задания»

Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности; развитие контрольно

- оценочных действий

Обсуждение вопроса: «Как правильно организовать свою работу»; применение способов организации и выполнения самостоятельной работы; работа по заданному

алгоритму

Групповая работы; упражнение; практическая работа, самостоятельная работа, аналитическая беседа

4

«Необычный урок -

зачет»

Развитие связной речи; формирование контрольно-оценочных действий; преодоление школьной тревожности

знакомство с правилами проведения зачетных уроков, требования к ответу на

обобщающих уроках

Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самостоятельная аналитическая

работа

5

«Техника запоминания»

Развитие различных видов памяти; диагностика способности к запоминанию.

Значение памяти в жизни человека. Как хорошо развитая память помогает учиться. Способы развития и

тренировки памяти.

Беседа, развивающие игры и упражнения, диагностика.

6

«Как развивать память»

Обучение способам развития различных видов памяти.

Развитие умения применять способы запоминания при

выполнении заданий.

Систематизация и закрепление умений применять приемы запоминания и тренировки памяти

Игра, беседа, упражнения, самоанализ.

7

«Умею ли я думать?»

Диагностика способности к анализу и обобщению информации. Развитие приемов аналитико- синтетической

деятельности.

Диагностика уровня развития мыслительных операций и мотивация на развитие мышления.

Лекция - беседа, диагностика, упражнения, творческая работа.

8

«Что такое классификация?»

Обучение приемам классификации объектов, развитие навыков планирования и формирования

связной речи.

Развитие умения классифицировать предметы и понятия. Развитие мышления.

Вводная беседа, упражнения, групповая работа, практическая работа.

9

«Что такое? Кто такой »

Обучение умению определять понятия. Развитие связной речи.

Обучение алгоритму определения понятия. Введение понятий

«родовое» и

«видовое».

Вводная беседа, мотивирующий рассказ, упражнение, самостоятельная работа.

10

«Учимся давать определения»

Овладение алгоритмом определения понятий, развитие функции обобщения. Развитие связной речи

Осознание специфики видовых признаков, развитие аналитического мышления, закрепление и самоконтроль умения находить родовое понятие и

видовые отличия.

Беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа, взаимоконтроль.

11

«Цепочка рассуждения»

Обучение построению суждения. Развитие логической связной речи.

Обучение правильному выражению своей мысли и доказательству своего мнения через построение суждений при определении

понятий.

Вводная беседа, обучающее упражнение, практическая работа.

12

«Правила доказательства, или Как

доказать черепахе, что она не рыба»

Обучение построению умозаключений развитие аналитико- синтетических действий, формирование связной

речи.

Активизация мыслительной деятельности через проблемный вопрос. Обучение правилам построения

доказательств

Проблемное упражнение, обучающее упражнение, самостоятельная работа, игра

13

«Можно ли решить задачу, которая не имеет решения?»

Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Обучение приемам преобразования

задач.

Умение преобразовывать логические задачи в арифметические.

Формирование

навыков логического анализа и суждений.

Вводная беседа, упражнение, групповая работа, творческая работа.

14

«Как съесть слона, или Учимся решать проблему»

Развитие действий логического анализа и обобщения. Обучение приемам планирования при решении проблемных задач.

Осознание и понимание логики в решении проблемных задач.

Вводная сказка -беседа, решение логических задач, Аналитическая работа в группе.

15

«Мысли на бумаге»

Обучение приемам планирования письменных работ. Развитие связной речи.

Введение понятия речевой ошибки. Обучение правилам составления письменного

сообщения.

Беседа, игра, обучающее упражнение, работа с алгоритмом, творческая работа.

16

Сочинение «И снова о себе

...»

Диагностика отношений ребенка к учебной деятельности, к своим достижениям и оценка мотивационных ожиданий

Изучение мотивации, интересов и ожиданий детей через высказывание своих мыслей в письменной форме. Развитие мотивации достижения на основе

самоанализа.

Беседа, самостоятельная творческая работа

17

«Легко ли быть оратором?»

Снижение учебной тревожности.

Развитие связной речи.

Расширение активного словаря. Поиск и исправление речевых ошибок.

Овладение речевыми

умениями

Беседа, упражнение, групповая работа, самостоятельная работа, конкурсная работа, диагностика

самооценки умений.

18

«Готовимся к докладу»

Знакомство с приемами построения доклада.

Развитие связной речи.

Правила составления доклада.

Составление

памятки.

Вводная беседа. Групповая работа, коллективная оценка творческой работы

группы.

19

«В мире интересного»

Снижение учебной тревожности. Развитие связной

монологической речи. Развитие умения правильно формулировать ответ.

Развитие умения представлять самостоятельную работу, выступать с различными сообщениями, задавать вопросы и

отвечать на вопросы.

Беседа, мини -лекция,

игра -соревнование.

20

«Наша пресс -

конференция»

Снижение тревожности при монологическом выступлении. Развитие связной

речи и умения отвечать на вопросы

Развитие умения представлять самостоятельную работу, выступать с различными

сообщениями, задавать вопросы и отвечать на

вопросы.

Деловая игра

21

«Учимся общаться без

слов»

Развитие

невербальных средств общения и формирование контроля эмоциональных состояний

Формирование

внимательности детей к состоянию другого человека, понимание мимических средств в выражении эмоций. Анализ собственных переживаний.

Развитие связной

речи.

Упражнение, игра,

игровой тренинг.

22

«Что такое

психологический портрет и как его нарисовать»

Развитие

рефлексивно - оценочных действий, формирование адекватной самооценки.

Развитие связной речи.

Снижение

тревожности при выражении себя. Оценивание своих качеств. Описание различных особенностей личности.

Алгоритм написания психологического

портрета.

Беседа,

упражнения, самостоятельная работа

23

«Я и мои

одноклассники»

Развитие навыков

конструктивного общения со сверстниками.

Диагностика межличностных отношений

Выявление

лидеров в личностной и учебной ситуациях.

Определение своих особенностей в общении. Коллективный самоанализ особенностей

общения в классе.

Диагностическая

методика, упражнения, анализ ситуаций, самостоятельная работа.

24

«Общение с окружающими и умение приобретать друзей»

Развитие навыков общения.

Формирование качеств, необходимых для дружеского

общения

Беседа, упражнения, групповая работа

25

«Правила бесконфликтного общения»

Формирование навыков конструктивного взаимодействия

Введение понятий - общение, конфликт, конфликтогены.

Формирование

культуры общения

Беседа, упражнения, игра, групповая работа

26

«Саморегуляция состояния: релаксация»

Научить обучающихся методам регулирования своего состояния

Введение понятия - релаксация. Обучение навыкам снятия

напряжения

Беседа, упражнения, игра,

27

«Я и мои учителя»

Обучение правилам поведения общения со взрослыми.

Диагностика представлений детей об учителях.

Анализ знаний, которые имеются у детей на основе бытового опыта.

Анализ прав и обязанностей ученика. Сближение позиций ученик - учитель с точки зрения общечеловеческих

прав.

Диагностика, аналитическая групповая работа.

28

«Я и моя семья»

Диагностика межличностных отношений в семье

Изучение особенностей отношений в семье, особенностей детско- родительских отношений

Диагностическая методика

«Кинетический рисунок семьи»

29

«Легко ли быть взрослым?»

Знакомство с правилами обучения и

поведения в основной школе. Формирование рефлексивно - контрольных действий. Диагностика

самооценки.

Актуализация знаний и умений определить понятие.

Формирование умения выхода из трудных ситуаций не нарушая правил поведения.

Тест «Изучение общей самооценки», беседа, решение ситуаций.

30

«Ближе к цели. Как подготовиться к контрольной работе»

Систематизация знаний об организации

рабочего времени. Закрепление навыков целеполагания и планирования. Развитие контрольно- оценочных действий.

Обобщение знаний, которые помогают

Преодолеть подготовке к контрольной работе. Анализ действий.

Выработка алгоритма подготовки к проверочным

работам.

Беседа,

анализ трудностей, выработка практических

31

«Наука отдыхать»

Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха

Анализ понятия

«отдых». Диагностика способности к самостоятельным обобщениям

Лекция-беседа, упражнение, анализ ситуаций, групповая работа

32

«Мой режим дня»

Развитие умения планировать свое время и составлять свой режим дня

Значение режима дня для здоровья школьника. Что значит, умение планировать свой

день.

Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ

33

Сочинение «Когда я буду в

5 классе...»

Диагностика мотивационных ожиданий, связанных с обучением в средней школе

Диагностика с целью изучения основных мыслей учащихся в отношении дальнейшего обучение.

Снижение тревожности

обучающихся.

Диагностическая работа.

34

«У меня все получится»

Итоговая диагностика психологической готовности к обучению в основной школе

Изучение способности к целеполаганию, планированию, владению основными мыслительными операциями; способности к рассуждению; умение проверять и оценивать свою работу; отношение дальнейшим обучением к выполняемой деятельности,

связанной с

Диагностический комплекс


Итого: 34 часа






Список литературы



  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994.

  2. Венгер Л.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьноков. - М., 2001.

  3. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева и В.В Столина - М., 1987.

  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышление детей.- Ярославль, 1997.

  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997.

  6. Ульенкова У.В.., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

  7. Федоренко Л.Г. Психология для школьников. Качества ума. - СПб., 2002.



















23