СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Что такое хорошо и что такое плохо" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Что такое хорошо и что такое плохо"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Что такое хорошо и что такое плохо" 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы

_______________

СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова

Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.

__________________

Н.А. Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Что такое хорошо и что такое плохо»

(духовно - нравственное направление)

4 класс

на 2021 - 2022 учебный год








Составитель: Чернышова И.И.

учитель начальных классов,

высшая кв. категория













Перенка, 2021


Пояснительная записка

Актуальность. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2009 году он составил 6,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (в 2008 году - 6,8 процента, по России - 5,7 процента, по Центральному федеральному округу - 4,6 процента).

Растет число безнадзорных детей. В 2009 году органами внутренних дел было выявлено 224 безнадзорных несовершеннолетних (в 2008 году - 193), 4 беспризорных (в 2008 году - 8), 208 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2008 году - 206), из которых 90 совершили правонарушения или антиобщественные действия (в 2008 году - 101).

В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек со­ставляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. При её реализации будут использованы современные педагогические технологии.

Цель программы – воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.

Задачи программы:

  • сформировать систему нравственных ценностей;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

  • формировать экологически воспитанную личность;

  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

  • формировать интерес к чтению художественной литературы;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать творческие способности.

Форма внеурочной деятельности: кружок

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 9 лет

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)

2018-2019 – 1 класс

2019-2020 – 2 класс

2020-2021 – 3 класс

2021-2022 – 4 класс

Промежуточная аттестация за курс 4 класса в форме итогового тестирования

Краткое обоснование ценностных ориентиров. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте.

 Общая характеристика курса

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

в том числе

теории

практики

1.

Я и школа

1

1

-

2.

Я и окружающие

15

5

10

3.

Я и семья

2

1

1

4.

Я и природа

6

1

5

5.

Я и книга

2

1

1

6.

Я и здоровье

4

1

3

7.

Я и животные

1

1

-

8.

Проверка знаний

3

-

3


Итого

34

11

23

Перечень нормативно - правовых документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября декабря 2020 г. №28 СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи " (в редакции от 18.12.2020 года №61573);

Режим занятий – 1час в неделю.

Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей, практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, исследовательская работа, учебный проект.


Планируемые результаты

Личностные результаты

1 уровень приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

3 уровень получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты:

ценностно-смысловые установки учащихся

Прогнозируемый воспитательный результат – знают о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

(1 уровень)


Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

-диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

май

позитивное отношение к базовым ценностям общества, соблюдение моральных норм и правил поведения.

(2 уровень)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наблюдения педагогов и родителей.

май

делятся положительным опытом самостоятельного общественного действия, приемлемыми моделями поведения с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями)

(3 уровень)

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


май

Воспитательный эффект

Формирование духовно – нравственной личности ребёнка через систему нравственных ценнстей.


Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию


«Найди отличия» - сравнение картинок

(1 класс).

Выделение существенных признаков (2 класс).

Логические закономерности

(3 класс).

Исследование словесно - логического мышления (4 класс).


май

Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания



Регулятивные УУД:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Методика

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»


«Рисование по точкам

(1 класс)

Корректурная проба

(2- 4 класс)


май

Прогнозируемый эффект

Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия




Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методика «Рукавичка»

(1 класс)

«Дорога к дому»

(2-3класс)

Методика «Кто прав?» (4 класс)

май

Прогнозируемый эффект

Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;



Содержание изучаемого курса

  1. Я и школа - 1ч

С Днём Знаний!

  1. Я и окружающие - 15 ч

Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как выбирать друзей. Накануне Новогодних праздников. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды…

  1. Я и семья - 2 ч

Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.

  1. Я и природа - 6 ч

Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок.

  1. Я и книга - 2 ч

Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.

  1. Я и здоровье – 4

  2. ч

Мы – за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья.

  1. Я и животные - 1ч

Кошки

8. Проверка знаний (3 часа)

Текущий контроль

Промежуточная аттестация








Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Что такое хорошо и что такое плохо»


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

1.

Я и школа – 1ч

С Днём Знаний!

1

06.09


2.

Я и природа – 1ч

Осенняя сказка Конкурс рисунков

1

13.09


3.

Я и окружающие – 1ч

Расскажи нам о себе. Активная беседа

1

20.09


4.

Я и семья – 1ч

Семейный калейдоскоп. Аукцион ценностей

1

27.09


5.

Я и окружающие – 3ч

И это тоже я!

1

04.10


6.

О профессиях и трудолюбии. Познавательная игра.

1

11.10


7.

В который раз о дружбе…Активная беседа

1

18.10


8.

Я и здоровье – 1ч

Мы – за здоровый образ жизни! Эстафета

1

25.10


9.

Я и окружающие – 1ч

Как выбирать друзей. Активная беседа

1

01.11


10.

Я и здоровье – 1ч

О режиме дня. Мини-проект.

1

15.11


11.

Я и природа – 1ч

Экологическая карусель. Викторина

1

22.11


12.

Я и окружающие – 1ч

Накануне Новогодних праздников.

1

29.11


13.

Я и книга – 1ч

Берегите книгу. Практическое занятие

1

06.12


14.

Я и окружающие – 1ч

День рождения старой ели. Конкурс рисунков

1

13.12


15.

Я и здоровье – 1ч

Будь здоров! Эстафета

1

20.12


16.

Обобщение за 1 полугодие

1

27.12


17.

Я и природа – 1ч

Станем друзьями природы. Просмотр видеофильма

1

10.01


18.

Я и окружающие – 2ч

О совести. Активная беседа

1

17.01


19.

Учимся быть щедрыми.

1

24.01


20.

Я и природа – 1ч

Путешествие капельки. Просмотр видеофильма

1

31.01


21.

Я и окружающие – 2ч

Настроение.

1

07.02



22.

На экономической волне.

1

14.02


23.

Я и здоровье – 1ч

Секреты здоровья.

1

21.02


24.

Я и животные – 1ч

Кошки. Конкурс рисунков

1

28.02


25.

Я и окружающие – 1ч

Приглашение к разговору. Активная беседа

1

14.03


26.

Я и природа – 1ч

Полюбуйся, весна наступает…Экскурсия

1

21.03


27.

Я и семья – 1ч

Наши бабушки. Аукцион ценностей

1

04.04


28.

Я и окружающие – 1ч

Игры в самих себя.

1

11.04


29.

Я и книга – 1ч

Сказки Г.-Х. Андерсена.

Сказочная путаница. Викторина

1

18.04


30.

Я и окружающие – 1ч

Учимся шутить.

1

25.04


31.

Итоговое тестирование (промежуточная аттестация)

1

16.05


32.

Я и природа – 1ч

Здравствуй, первый листок. Экскурсия

1

23.05


33.

Я и окружающие – 1ч

Живи, не требуя награды… Аукцион ценностей


1

30.05



34.

Обобщение за 2 полугодие



Итого

34


Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

  1. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  2. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 2 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  3. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 3 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  4. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012


Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка диагностических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, диагностических методик.

Контрольно - измерительные материалы: тест





Список учащихся

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________________________________________________

  5. _________________________________________________________

  6. _________________________________________________________