МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БЕРЕЗНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Программа курса внеурочной деятельности
«Юный пожарный»
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов
(срок реализации 3 года)
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для детей - юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является организация деятельности юных пожарных.
Кружок «Юный пожарный» создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «...обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа рассчитана на детей 5-7 классов.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.
Цель программы:
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
-социальное становление личности ребенка;
-формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне- специальных учебных заведениях МЧС России.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Время реализации программы 3 года – 51 занятие (17 занятий в год).
Календарно-тематический план
№ | Дата проведен. | Наименование темы | количество часов |
| |
| теоретич. | практ. | всего |
Первый год обучения |
1. | 18 сен | Цели и задачи кружка «Юный пожарный», обязанности и права . | 1 | | 1 |
2. | 22 сен | История становления пожарной охраны России | 1 | | 1 |
3. | 30 сен; 13 окт. | Признаки начинающегося пожара. Причины возникновения пожаров | 1 | 1 | 2 |
4. | 20 окт 27 окт | Действия в случае возникновения пожара в школе, дома | 1 | 1 | 2 |
5. | 10 ноя 17 ноя 1 дек | Пожары в лесу и их последствия | 1 | 2 | 3 |
6. | 15 дек 12 янв | Посещение пожарной части | | 2 | 2 |
7. | 26 янв 09 фев 24 фев 1 март | Пожарно-спасательный спорт | 1 | 3 | 4 |
8. | 16 март 5 апр. | Итоговые занятия | | 2 | 2 |
| Итого: | 6 | 11 | 17 |
Второй год обучения |
1. | Опасные факторы пожара. Общие сведения о природе горения. | 1 | | 1 |
2. | Пожарно-спасательный спорт | 1 | 2 | 3 |
3. | Первичные средства пожаротушения. Противопожарное оборудование | 1 | 2 | 3 |
4. | Системы автоматического пожаротушения | 1 | 2 | 3 |
5. | Основные правила тушения пожаров | 1 | 2 | 3 |
6. | Посещение пожарной части п. Березник и г. Архангельск | | 2 | 2 |
7. | Итоговые занятия | | 2 | 2 |
| Итого: | 5 | 12 | 17 |
Третий год обучения |
1. | Пожарные автомобили, противопожарное оборудование (посещение пожарной части) | 1 | 2 | 3 |
2. | Первая помощь при ожогах и отравлениях продуктами горения | 1 | 2 | 3 |
3. | Пожарная опасность современного жилища | 1 | 2 | 3 |
4. | Правила поведения при пожаре | 1 | 2 | 3 |
5. | Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности | 1 | 2 | 3 |
6. | Итоговые занятия | | 2 | 2 |
| Итого: | 5 | 12 | 17 |
| Всего за курс: | 16 | 35 | 51 |
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России, Архангельской области.
УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать с пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
Формы контроля.
Один раз в полугодие в течение всего курса обучения проводится проверка теоретических знаний в форме викторины и проверка пожарно-спасательных навыков в форме соревнований (пожарные старты).
ЛИТЕРАТУРА для учителя:
1.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
2.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
3.Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,1998 г.
4.Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
5.Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
ЛИТЕРАТУРА для учащихся:
1.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
2.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
3. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
Приложение.
Программа полностью реализована. Каждый учащийся, прошедший полный курс обучения, получил УДОСТОВЕРЕНИЕ ЮНОГО ПОЖАРНОГО от ПЧ№29п. Березник.
Практика в пожарной части
В
икторина на знание теории
П
ожарные старты
В музее пожарной охраны г. Архангельск
Экскурсия в ПЧ №1 г. Архангельск
Р
аспространение листовок по пожарной безопасности, выпущенных самостоятельно, жителям п. Березник
Показ сказки в детском саду по Вручение Удостоверений пожарной безопасности ЮНОГО ПОЖАРНОГО