СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5-7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для детей - юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5-7 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БЕРЕЗНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»









Программа курса внеурочной деятельности

«Юный пожарный»


Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов

(срок реализации 3 года)















Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей - юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является организация деятельности юных пожарных.

Кружок «Юный пожарный» создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «...обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.

Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа рассчитана на детей 5-7 классов.

К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.

Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.

Цель программы: 
 - формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

- патриотическое воспитание подрастающего поколения;

-социальное становление личности ребенка;

-формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне- специальных учебных заведениях МЧС России.

 Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества, 
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
   
Время реализации программы 3 года – 51 занятие (17 занятий в год).

Календарно-тематический план




Дата проведен.



Наименование темы


количество часов








теоретич.


практ.


всего


Первый год обучения

1.


18 сен


Цели и задачи кружка «Юный пожарный», обязанности и права .

1


1

2.


22 сен


История становления пожарной охраны России

1


1

3.


30 сен;

13 окт.



Признаки начинающегося пожара. Причины возникновения пожаров

1

1

2

4.


20 окт

27 окт




Действия в случае возникновения пожара в школе, дома

1

1

2

5.


10 ноя

17 ноя

1 дек


Пожары в лесу и их последствия

1

2

3

6.


15 дек

12 янв


Посещение пожарной части


2

2

7.


26 янв

09 фев

24 фев

1 март


Пожарно-спасательный спорт

1

3

4

8.


16 март

5 апр.


Итоговые занятия


2

2


Итого:

6

11

17

Второй год обучения

1.


Опасные факторы пожара. Общие сведения о природе горения.

1


1

2.


Пожарно-спасательный спорт

1

2

3

3.

Первичные средства пожаротушения. Противопожарное оборудование

1

2

3

4.

Системы автоматического пожаротушения

1

2

3

5.

Основные правила тушения пожаров

1

2

3

6.


Посещение пожарной части п. Березник и г. Архангельск


2

2

7.

Итоговые занятия


2

2



Итого:


5


12

17

Третий год обучения

1.

Пожарные автомобили, противопожарное оборудование (посещение пожарной части)

1

2

3

2.

Первая помощь при ожогах и отравлениях продуктами горения

1

2

3

3.

Пожарная опасность современного жилища

1

2

3

4.

Правила поведения при пожаре

1

2

3

5.

Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности

1

2

3

6.

Итоговые занятия


2

2


Итого:


5


12

17


Всего за курс:

16

35

51

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:

* основные правила пожарной безопасности;

* причины возникновения пожаров;

* первичные средства пожаротушения;

* виды огнетушителей и область их применения;

* знаки пожарной безопасности и места их размещения;

* меры предосторожности при обращении с огнём,

* правила поведения в экстремальных ситуациях;

* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

* главные исторические события становления пожарной охраны России, Архангельской области.

УМЕТЬ:

* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

* пользоваться огнетушителями;

* работать с пожарным инвентарём;

* различать знаки пожарной безопасности;

* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

Формы контроля.

Один раз в полугодие в течение всего курса обучения проводится проверка теоретических знаний в форме викторины и проверка пожарно-спасательных навыков в форме соревнований (пожарные старты).


ЛИТЕРАТУРА для учителя:

1.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.

 2.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г

3.Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,1998 г.

4.Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г

5.Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.


ЛИТЕРАТУРА для учащихся:

1.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.

 2.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г

3. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.












Приложение.

Программа полностью реализована. Каждый учащийся, прошедший полный курс обучения, получил УДОСТОВЕРЕНИЕ ЮНОГО ПОЖАРНОГО от ПЧ№29п. Березник.

Практика в пожарной части






















В икторина на знание теории

П ожарные старты













В музее пожарной охраны г. Архангельск












Экскурсия в ПЧ №1 г. Архангельск











Р аспространение листовок по пожарной безопасности, выпущенных самостоятельно, жителям п. Березник

Показ сказки в детском саду по Вручение Удостоверений пожарной безопасности ЮНОГО ПОЖАРНОГО