СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Язык солнечного края"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для 5 класса при обучении хакасскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Язык солнечного края"»

Пояснительная записка

5 а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС и ООО учебных программ по хакасскому языку и литературе (для начинающих).

Программа для обучающихся 5 класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей школьников среднего возраста

Актуальность.

Внеурочная деятельность «Язык солнечного края» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.

Средний школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.


Цели и задачи:

Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.

Задачи:

- Приобщать детей к родному языку;

- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.

- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;


Формы работы:

- викторины, беседы и игры;

- выставки рисунков;

- соревнования;

- экскурсии;

- мероприятия, посвященные историческим датам.

Формы контроля:

Программа предполагает различные формы контроля.

  • творческие задания

  • викторины, конкурсы;

  • выставки;

  • научно-практическая конференция.

Описание места в плане внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в 5а классе ведется 2 часа в неделю.

Итого: 68 часа в год, продолжительность занятий 40 мин.


Возможные критерии результативности.

- Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.

- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности

- рост уровня сплоченности детского коллективизма;

-повышение интереса учащихся к изучении родного края;

Проводимые мероприятия включает в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, мини проекты, фотовыставки, трудовые дела каждый учащейся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Реализация данной программа предполагает:

Получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем, о личностях, оставивших заметный след в истории республики; приобретение учащимися учебно-интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; повышение мотивации школьников среднего возраста







Планируемые результаты:

личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.

- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.



метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

использование различных источников информации

Показатели результативности

  1. Активное участие во внеурочной деятельности.

  2. Активное участие школьников районных, региональных , Всероссийских, интеллектуальных играх и конкурсах.

  3. Рост числа учащихся, занимающихся во внеурочной деятельности.

  4. Высокий уровень сплоченности коллектива.


Форма подведения итогов:

- Итоговое занятие. Мой дом. Творческая игра «Юрта»








Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Язык солнечного края» 5 а класс



п/п

Тема раздела

Содержание

Из них

Всего часов

теоретических

практических

1

Вводная тема

Общие сведения о хакасском языке.

1

1


2

Хакасский язык

Понятие о языке.

Система языка (2).

Основные законы и правило орфоэпии.

Словари и их использование.

8

6

2

3

Устное народное творчество.


Устное народное творчество.

Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений


Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пеструшки, приговорки, скороговорки и загадки.


Хакасские сказки


Сказки о животных. Особенности сказок о животных, герои животные, Сказка в актерском исполнении.

Бытовые сказки. Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народное представление о добре и зле бытовых сказок.


Волшебные сказки. Особенности волшебных сказок и отличие от бытовых и о животных.


Итоговое занятие на тему: хакасские сказки.

15

4

11

4

Хакасская литература

Основоположники хакасской литературы.


Современные хакасские писатели РХ. Краткий рассказ о писателях Хакасии (детство, начало литературной деятельности)

10

3

7

5

Отражение в языке и литературе, истории, жизни, мироощущения и культуры хакасского народа (13ч.)

Республика Хакасия.


Достопримечательности города.


Достопримечательности в республике.


Национальная одежда, игры и кухня, жилище.


Традиции и обычаи.

34

10

24


Итого :


68

24

44























Календарно-тематическое планирование 5 а класса (68 часов)


Дата

Тема занятий

Примечание

план

факт

1



Вводная тема


2



Общие сведения о хакасском языке и литературе.


3



Система языка


4



Система языка


5



Основные законы и правила орфоэпии


6



Словари и их использование


7-8



Словари



9-10



Устное народное творчество.



11-12



Устное народное творчество



13-14



Малые жанры фольклора



15-16



Сказки.



17-18



Сказки о животных



19-20



Бытовые сказки



21-22



Волшебные сказки



23



Итоговый


24-25



Основоположники хакасской литературы



26




Основоположники хакасской литературы


27



Современные хакасские писатели.


28



Современные хакасские писатели.


29



Современные хакасские писатели


30-31



Современные хакасские писатели



32



Современные хакасские писатели


33



Итоговый урок


34



Республика Хакасия


35



Республика Хакасия


36



Республика Хакасия


37-38



Хакасская национальная одежда.



39-40



Национальный русский костюм.



41-42



Игры.



43-44



Национальные спортивные игры



45



Словесные, песенные игры


46-47



Национальная кухня. Злаковая еда.



48-49



Национальная кухня. Белая еда. (молочная)



50-51



Национальный праздник.



52-53



Национальный праздник.



54-55



Национальный праздник.



56-57



Национальный праздник.



58-59



Национальный праздник.



60



Школьный праздник Очы пайрам – 2018


61-62



Жилище.



63-64



Древнее жилище хакасов.



65-66



Современные дома



67-68



Итоговое занятие. Мой дом.