Пояснительная записка
6 а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС и ООО учебных программ по хакасскому языку и литературе (для начинающих).
Программа для обучающихся 6 класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей школьников среднего возраста.
Актуальность.
Внеурочная деятельность «Язык солнечного края» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
Средний школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.
Цели и задачи:
Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.
Задачи:
- Приобщать детей к родному языку;
- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.
- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;
Формы работы:
- викторины, беседы и игры;
- выставки рисунков;
- соревнования;
- экскурсии;
- мероприятия, посвященные историческим датам.
Формы контроля:
Программа предполагает различные формы контроля.
Описание места в плане внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в 6а классе ведется 2 часа в неделю.
Итого: 68 часа в год, продолжительность занятий 40 мин.
Форма подведения итогов
Творческая игра «Моя Хакасия»
Возможные критерии результативности.
- Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.
- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности
- рост уровня сплоченности детского коллективизма;
-повышение интереса учащихся к изучении родного края;
Проводимые мероприятия включает в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, мини проекты, фотовыставки, трудовые дела каждый учащейся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Реализация данной программа предполагает:
Получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем, о личностях, оставивших заметный след в истории республики; приобретение учащимися учебно-интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; повышение мотивации школьников среднего возраста
Планируемые результаты:
личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.
- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.
метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
использование различных источников информации
Показатели результативности
Активное участие во внеурочной деятельности.
Активное участие школьников районных, региональных , Всероссийских, интеллектуальных играх и конкурсах.
Рост числа учащихся, занимающихся во внеурочной деятельности.
Высокий уровень сплоченности коллектива.
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Содержание | Из них. |
Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Хакасский язык (государственный язык, диалекты, их различие) | Общие сведения о хакасском языке. Чтение учебного материала. | 2 | 1 | 1 |
2 | Я и мои родственники (со стороны отца, мамы, после брака) | Изучение новой лексики по теме «Я и мои родственники». Чтение и обсуждение учебного материала. Словесные игры. Кроссворды, ребусы. | 8 | 5 | 3 |
3 | Внешность человека (вид, рост, строение) | Изучение новой лексики по теме «Внешность человека». Составления словосочетаний, предложений, текста. | 6 | 3 | 3 |
4 | Характер человека | Изучение новой лексики по теме «Характер человека». Чтение и обсуждения учебного материала. Составление предложений текста. | 6 | 3 | 3 |
5 | Покупки (отделы, работа продавцов, вежливые слова) | Знакомство с новой лексикой. Чтение и обсуждения учебного материала. Ролевые игры. | 4 | 2 | 2 |
6 | Еда в различных условиях (буфет, столовая, культура поведения) | Знакомство с новой лексикой. Ролевые игры, составление диалога. Практические игры. | 6 | 3 | 3 |
7 | Праздники, выставки и спортивные состязания (нац. игры, выставки) | Знакомство с новой лексикой. Чтение обсуждение. Разучивание национальных игр, спортивных состязаний. | 19 | 7 | 12 |
8 | Сельская жизнь (районы, народ, обычаи, история, сельские работы) | Знакомство с новой лексикой. Чтение авторских произведений по теме. Составление текста. Пересказ. | 4 | 2 | 2 |
9 | Звери и птицы (места обитания, повадки, зоопарк) | Знакомство с новой лексикой. Чтение авторских текстов. Разучивание народных песен. Ролевые игры. | 5 | 3 | 2 |
10 | Жизнь в городе (кол-во, места отдыха, музей, театры) | Знакомство с новой лексикой. Чтение и обсуждение авторских текстов. Работа по сюжетным картинам, составление текста. | 8 | 4 | 4 |
| Итого: | | 68 | 33 | 35 |
| | | | | |
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Язык солнечного края» 6а класс |
№ занятий | Дата | Тема занятий | Примечания |
План | Факт |
-
| | | Хакасский язык – государственный язык РХ | |
-
| | | Диалекты хакасского языка Алфавит хакасского языка | |
3-4 | | | Я и мои родственники. Тартылғы форма. | |
5-6 | | | Чтение рассказа «Позырах». Тартылғы форма существительных | |
7-8 | | | Чтение рассказа «Туғаннар». Чтение рассказа И. Топоева «Тай ічезінің киректері». | |
9-10 | | | И. Топоев «Iчезіне сыйых». Чтение отрывка повести Н. Тиникова «Песни Кавриса».
| |
11-12 | | | Внешность человека. Правописание у существительных Тартылғы форме. | |
13-14 | | | Чтение отрывко рассказа Топанова «Тайға ээзі» | |
15-16 | | | Чтение отрывка повести В. Кобякова «Айдо». Сочинение – описание «Мой друг», «Моя подруга». | |
17-18 | | | Характер человека. Прилагательные. Чтение рассказа «Ирачах» | |
19-20 | | | Мини-сочинение «Мой друг/Моя подруга». | |
21-22 | | | Мини-сочинение «Моя бабушка». Творческая работа | |
23-24 | | | Покупки. Склонение существительных в Тартылғы форме по падежам. | |
25-26 | | | Склонение существительных в Тартылғы форме по падежам. | |
27-28 | | | Виды прилагательных (качественные, сравнительные). Применение в речи. | |
29 | | | Мой завтрак. | |
30 | | | Чтение рассказа «Кибірлер». | |
31 | | | С. Карачаков «Оолның чиріндегі той». | |
32 | | | Творческая работа | |
33-34 | | | Хакасские народные праздники Чыл пазы. | |
35-36 | | | Хакасские народные праздники Чир Ине. | |
37-38 | | | Хакасские народные праздники Тун пайрам. | |
39-40 | | | Школьные выставки | |
41-42 | | | Спортивные состязания, соревнования. | |
43-44 | | | Национальные спортивные игры. | |
45-46 | | | Хакасские спортивные игры. | |
47-48 | | | Словесные , творческие игры. | |
49-50 | | | Песни – тахпахи хакасского народа. | |
51 | | | Конкурс «Айтыс - 2018» | |
52 | | | Наречие – часть речи. Земля Таштыпская. | |
53 | | | Чтение рассказа “Мындаг сiлiг чирнi паза корбеем” “Сыра кол” Чтение рассказа “Индiркi Паза” | |
54 | | | Чтение и обсуждение рассказа К. Нербышева «Земля моя». | |
55 | | | Чтение и обсуждение стихотворения Кичеева «Аалдағы хоостар». | |
56-57 | | | Звери и птицы. Повторение падежей. | |
58 | | | Чтение рассказа «Аба». Орынғы падеж. | |
59 | | | Чтение рассказа «Зоопаркта». | |
60 | | | Чтение и обсуждение рассказа «Суғ хазы». | |
61-62 | | | Абакан – столица РХ. | |
63 | | | Абаза – город горняков. | |
64 | | | Саяногорск . | |
65 | | | Сорск. | |
66 | | | Черногорск. | |
67 | | | Проект «Города РХ» | |
68 | | | Творческая игра «Моя Хакасия» | |
| | | | |