СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Язык солнечного края" для 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Язык солнечного края" для 6 класса , расчитана на 68 часов для развития хакасской речи.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Язык солнечного края" для 6 класса»

Пояснительная записка

6 а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС и ООО учебных программ по хакасскому языку и литературе (для начинающих).

Программа для обучающихся 6 класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей школьников среднего возраста.

Актуальность.

Внеурочная деятельность «Язык солнечного края» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.

Средний школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.


Цели и задачи:

Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.

Задачи:

- Приобщать детей к родному языку;

- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.

- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;


Формы работы:

- викторины, беседы и игры;

- выставки рисунков;

- соревнования;

- экскурсии;

- мероприятия, посвященные историческим датам.

Формы контроля:

Программа предполагает различные формы контроля.

  • творческие задания

  • викторины, конкурсы;

  • выставки;

  • научно-практическая конференция.

Описание места в плане внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в 6а классе ведется 2 часа в неделю.

Итого: 68 часа в год, продолжительность занятий 40 мин.

Форма подведения итогов


Творческая игра «Моя Хакасия»



Возможные критерии результативности.

- Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.

- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности

- рост уровня сплоченности детского коллективизма;

-повышение интереса учащихся к изучении родного края;

Проводимые мероприятия включает в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, мини проекты, фотовыставки, трудовые дела каждый учащейся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Реализация данной программа предполагает:

Получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем, о личностях, оставивших заметный след в истории республики; приобретение учащимися учебно-интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; повышение мотивации школьников среднего возраста





Планируемые результаты:

личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.

- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.



метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

использование различных источников информации

Показатели результативности

  1. Активное участие во внеурочной деятельности.

  2. Активное участие школьников районных, региональных , Всероссийских, интеллектуальных играх и конкурсах.

  3. Рост числа учащихся, занимающихся во внеурочной деятельности.

  4. Высокий уровень сплоченности коллектива.





















Тематическое планирование.

Тема раздела

Содержание

Из них.

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Хакасский язык (государственный язык, диалекты, их различие)

Общие сведения о хакасском языке. Чтение учебного материала.



2

1

1

2

Я и мои родственники (со стороны отца, мамы, после брака)

Изучение новой лексики по теме «Я и мои родственники». Чтение и обсуждение учебного материала. Словесные игры. Кроссворды, ребусы.



8

5

3

3

Внешность человека (вид, рост, строение)

Изучение новой лексики по теме «Внешность человека». Составления словосочетаний, предложений, текста.

6

3

3

4

Характер человека

Изучение новой лексики по теме «Характер человека». Чтение и обсуждения учебного материала. Составление предложений текста.

6

3

3

5

Покупки (отделы, работа продавцов, вежливые слова)

Знакомство с новой лексикой. Чтение и обсуждения учебного материала. Ролевые игры.

4

2

2

6

Еда в различных условиях (буфет, столовая, культура поведения)

Знакомство с новой лексикой. Ролевые игры, составление диалога. Практические игры.


6

3

3

7

Праздники, выставки и спортивные состязания (нац. игры, выставки)

Знакомство с новой лексикой. Чтение обсуждение. Разучивание национальных игр, спортивных состязаний.

19

7

12

8

Сельская жизнь (районы, народ, обычаи, история, сельские работы)

Знакомство с новой лексикой. Чтение авторских произведений по теме. Составление текста. Пересказ.

4

2

2

9

Звери и птицы (места обитания, повадки, зоопарк)

Знакомство с новой лексикой. Чтение авторских текстов. Разучивание народных песен. Ролевые игры.

5

3

2

10

Жизнь в городе (кол-во, места отдыха, музей, театры)

Знакомство с новой лексикой. Чтение и обсуждение авторских текстов. Работа по сюжетным картинам, составление текста.

8

4

4


Итого:


68

33

35







Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Язык солнечного края» 6а класс

занятий

Дата

Тема занятий

Примечания

План

Факт



Хакасский язык – государственный язык РХ





Диалекты хакасского языка Алфавит хакасского языка


3-4



Я и мои родственники. Тартылғы форма.


5-6



Чтение рассказа «Позырах». Тартылғы форма

существительных


7-8



Чтение рассказа «Туғаннар».

Чтение рассказа И. Топоева «Тай ічезінің киректері».


9-10



И. Топоев «Iчезіне сыйых».

Чтение отрывка повести Н. Тиникова «Песни Кавриса».





11-12



Внешность человека.

Правописание у существительных Тартылғы форме.


13-14



Чтение отрывко рассказа Топанова «Тайға ээзі»



15-16



Чтение отрывка повести В. Кобякова «Айдо».

Сочинение – описание «Мой друг», «Моя подруга».


17-18



Характер человека.

Прилагательные.

Чтение рассказа «Ирачах»


19-20



Мини-сочинение «Мой друг/Моя подруга».


21-22



Мини-сочинение «Моя бабушка».

Творческая работа


23-24



Покупки.

Склонение существительных в Тартылғы форме по падежам.


25-26



Склонение существительных в Тартылғы форме по падежам.


27-28



Виды прилагательных (качественные, сравнительные). Применение в речи.


29



Мой завтрак.


30



Чтение рассказа «Кибірлер».


31



С. Карачаков «Оолның чиріндегі той».


32



Творческая работа


33-34



Хакасские народные праздники Чыл пазы.


35-36



Хакасские народные праздники Чир Ине.


37-38



Хакасские народные праздники Тун пайрам.


39-40



Школьные выставки


41-42



Спортивные состязания, соревнования.


43-44



Национальные спортивные игры.


45-46



Хакасские спортивные игры.


47-48



Словесные , творческие игры.


49-50



Песни – тахпахи хакасского народа.


51



Конкурс «Айтыс - 2018»


52



Наречие – часть речи.

Земля Таштыпская.


53



Чтение рассказа “Мындаг сiлiг чирнi паза корбеем”

“Сыра кол” Чтение рассказа “Индiркi Паза”


54



Чтение и обсуждение рассказа К. Нербышева «Земля моя».


55



Чтение и обсуждение стихотворения Кичеева «Аалдағы хоостар».


56-57



Звери и птицы. Повторение падежей.


58



Чтение рассказа «Аба». Орынғы падеж.


59



Чтение рассказа «Зоопаркта».


60



Чтение и обсуждение рассказа «Суғ хазы».


61-62



Абакан – столица РХ.


63



Абаза – город горняков.


64



Саяногорск .


65



Сорск.


66



Черногорск.


67



Проект «Города РХ»


68



Творческая игра «Моя Хакасия»