Дорога в страну профессий 5 класс
Пояснительная записка
Цель: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;
создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
о правилах конструктивной групповой работы;
опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
§ соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
§ владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
§ использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
§ об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
§ приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
§ участвовать в исследовательских работах;
§ знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
§ иметь представление о правилах проведения исследования;
§ получение первоначального опыта самореализации.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
знания | умения |
Допустимый уровень | |
- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, -представления о мире профессий, -о психологических особенностях основных видов деятельности; -о профессиональной деятельности. осознание детей ценности и важности профессии; | - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей. -описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам, - выделять существенные признаки предметов, - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы, - определять последовательность выполнения операций, - давать определения тем или иным понятиям, - осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников. -отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; -уметь пользоваться правилами выбора профессии; |
Минимальный уровень | |
-представления о мире профессий, - представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, | -уметь подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии. - развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами, - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания); |
Описание места курса «Дорога в страну профессий»
В учебном плане занятия по курсу «Дорога в страну профессий» в 5Б классе
представлены с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год. Внеурочные занятия проводятся во
второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие.
Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Содержание курса.
1.Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).
Раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как
внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки
самоанализа, активизируются личностные потенциалы, знакомит с соотношением
биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности,
интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются
ситуации самоанализа. Знакомство с психологическими и психофизическими
требованиями профессии. Знакомство с понятием о психологических и
психофизиологических качествах человека.
2. Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).
В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий,
учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение
специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.
Типы профессий по «предмету труда». Общее знакомство с типами профессий: «человек –
человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа»,
«человек – художественный образ».
3. Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).
Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы —
условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции —
результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей
и родителей.
4.Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)
Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель,
завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал). Требования профессии к
человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия.
Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность
и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность,
пригодность, соответствие, призвание.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 классе.
№ п/п Тема внеурочного занятия
| Тема внеурочного занятия | проведения форма |
Раздел 1 «Самопознание» (5 часов). |
| Введение. Знакомство. | Теоретические занятия |
| Мои личные профессиональные планы | Теоретические занятия |
| Ценностные ориентации | Знакомство с понятием о внутреннем мире человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет», «мой идеал» |
| Самооценка и уровень притязаний. | Объяснить возможности психодиагностики , как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал» |
| Интересы и склонности в выборе профессии | Практические занятия |
Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа). |
| Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.. | Практические занятия |
| Концепция индивидуальности Голланда | Практические занятия |
| Правила выбора профессии. | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
| Ошибки и затруднения при выборе профессии | |
Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов). |
| Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? | |
| Профессии моего рода. | |
| Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. | |
| Что такое профессиограмма? | |
| В каких учебных заведениях можно получить профессию? | |
| На работу устраиваемся по правилам. | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
| «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | |
Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов) |
| « Быть нужным людям…» | участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии |
| Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия». | Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления. |
| Как готовить себя к будущей профессии? | |
| Исследование « Необычная творческая профессия». | Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом |
| Сочинение « … - это призвание!» | |
| Рабочие профессии | . участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
| Жизненно важная профессия. | участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии |
| Профессия, охраняющая общественный порядок. | |
| Встреча с интересной личностью. | |
| Великие личности нашей страны и путь их становления | |
| 26 «Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………» | |
| Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» | |
| Экскурсия на предприятия нашего района | |
| Экскурсия на предприятия нашего района | |
| Отчет о посещении предприятий. | |
| Подготовка к мини-конференции. «Представим, что я…» | Изучение предпочтений обучающихся. «послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями» |
| итоговое обсуждение | Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональны е желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов» |
| Творческий проект "Моя будущая профессия" | |