СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной работы на год с учащимися 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий"»

Дорога в страну профессий 5 класс

Пояснительная записка

Цель: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.

Задачи:

 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

 формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

 оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;

 научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;

 развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;

 формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;

 создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Личностные:

 потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;

 в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

 принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

 способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

 умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;

 об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

 о принятых в обществе нормах поведения и общения;

 об основах здорового образа жизни;

 развитие ценностного отношения подростков к труду.

II. Метапредметные:

Регулятивные:

 умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

 умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

 формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;  демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

 навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях

 анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;  умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

 критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

 овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные:

 умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;

 приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

 умение находить общее решение и разрешать конфликты;

 о правилах конструктивной групповой работы;

 опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;

§ соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

III. Предметные

Обучающиеся научатся:

§ владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой

информации;

§ использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

§ об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

§ приобретение опыта исследовательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

§ участвовать в исследовательских работах;

§ знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

§ иметь представление о правилах проведения исследования;

§ получение первоначального опыта самореализации.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

знания

умения

Допустимый уровень


- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, -представления о мире профессий, -о психологических особенностях основных видов деятельности; -о профессиональной деятельности. осознание детей ценности и важности профессии;

- умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

-описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам, - выделять существенные признаки предметов,

- обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы,

- определять последовательность выполнения операций,

- давать определения тем или иным понятиям,

- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников.

-отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

-уметь пользоваться правилами выбора профессии;

Минимальный уровень


-представления о мире профессий, - представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах,

-уметь подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

- развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами,

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);

Описание места курса «Дорога в страну профессий»

В учебном плане занятия по курсу «Дорога в страну профессий» в 5Б классе

представлены с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год. Внеурочные занятия проводятся во

второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие.

Продолжительность занятия составляет 40 минут.

Содержание курса.

1.Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

Раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как

внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки

самоанализа, активизируются личностные потенциалы, знакомит с соотношением

биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности,

интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются

ситуации самоанализа. Знакомство с психологическими и психофизическими

требованиями профессии. Знакомство с понятием о психологических и

психофизиологических качествах человека.

2. Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий,

учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение

специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.

Типы профессий по «предмету труда». Общее знакомство с типами профессий: «человек –

человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа»,

«человек – художественный образ».

3. Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы —

условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции —

результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей

и родителей.

4.Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель,

завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал). Требования профессии к

человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия.

Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность

и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность,

пригодность, соответствие, призвание.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 классе.

п/п Тема внеурочного занятия


Тема внеурочного

занятия

проведения форма

Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

Введение. Знакомство.

Теоретические занятия

Мои личные профессиональные планы

Теоретические занятия

Ценностные ориентации

Знакомство с понятием о внутреннем мире

человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет»,

«мой идеал»

Самооценка и уровень притязаний.

Объяснить возможности психодиагностики , как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал»

Интересы и склонности в выборе профессии

Практические занятия

Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова..

Практические занятия

Концепция индивидуальности Голланда

Практические занятия

Правила выбора профессии.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

Ошибки и затруднения при выборе профессии


Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители?


Профессии моего рода.


Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.


Что такое профессиограмма?


В каких учебных заведениях можно получить профессию?


На работу устраиваемся по правилам.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)


Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

« Быть нужным людям…»

участие в обсуждении и выражение своего

отношения к изучаемой профессии

Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия».

Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления.

Как готовить себя к будущей профессии?


Исследование « Необычная творческая профессия».

Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими

понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается

трудом

Сочинение « … - это призвание!»


Рабочие профессии

. участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

Жизненно важная

профессия.

участие в обсуждении и выражение своего

отношения к изучаемой профессии

Профессия, охраняющая общественный порядок.


Встреча с интересной личностью.


Великие личности нашей страны и путь их становления


26 «Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………»


Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…»


Экскурсия на предприятия нашего района


Экскурсия на предприятия нашего района


Отчет о посещении предприятий.


Подготовка к мини-конференции. «Представим, что я…»

Изучение предпочтений обучающихся. «послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями»

итоговое обсуждение

Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональны е желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов»

Творческий проект "Моя будущая профессия"