СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь". 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель Программы:

  • формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).

Задачи Программы:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.



РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать способности и поддерживать одаренных детей.

Принципы отбора содержания

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Объём занятий. Особенности возрастной группы

Программа «Я – исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7-10 лет, рассчитана

1 класс на 33 часа в год (1 час в неделю),

2 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),

3 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),

4 класс на 34 часа в год (1 час в неделю).

Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. При этом количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.

Планируемые результаты. Способы их проверки

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) - предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектно-исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути учебно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать учебно-исследовательские задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) - предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками учебно-исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) - предполагает получение школьниками самостоятельного теоретического и практического опыта. Проявляется в участии школьников в реализации творческих, исследовательских, социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, учебно-исследовательских конференциях, фестивалях (различного уровня).

Основные разделы программы

  1. Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

II. Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

III. Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». (Приложение)

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Разделы. Темы.

Кол-во часов

Практическая часть

I.

Развитие исследовательских способностей

25

8

1

Что такое исследование?

1


2-3

Как задавать вопросы?

2


4-5

Как выбрать тему исследования?

2


6

Учимся выбирать дополнительную литературу

1


Экскурсия в библиотеку

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

Практическое занятие в библиотеке

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

Экскурсия на пришкольный участок

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2



13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2


15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2


17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2


19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1


Экскурсия в школьный музей

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2


22-23

Составление аннотации к прочитанной книге.

2

Практичес-кое занятие в библиотеке

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2


II.

Самостоятельная работа над проектом

7

5

26-27

Проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2


28-30

Индивидуальные исследовательские работы по выбранной тематике

3


Практичес-кое занятие

31-32

Представление работ учащихся.

2

Выступление в актовом зале школы

III.

Оценка успешности проектной деятельности

1


33

Анализ исследовательской деятельности.

1


Итого 33 часа

Содержание занятий


Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку). – 1ч.

Экскурсия в библиотеку.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Практическое занятие в библиотеке. Подбор литературы по теме.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Экскурсия на пришкольный участок. Развитие наблюдательности через игру «Поиск». Формирование умения находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Составление плана для выполнения задания (алгоритм). Развитие речи учащихся. Формирование умения работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развитие речи, умения видеть проблему.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотез) – 2ч.

Выявление причины и следствия. Развитие умения правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развитие умения правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.

Экскурсия в школьный музей.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Мотивация выбора способа выполнения задания. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге. - 2ч.

Практическое занятие в библиотеке. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам.

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Построение схемы .

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Практическое занятие. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные исследовательские работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над исследовательским проектом.

Тема 31-32. Представление работ учащихся - 2ч.

Презентации исследовательских проектов учащимися.Выступление в актовом зале школы.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.


Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Практическая часть

I.

Развитие исследовательских способностей

24

13

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1


2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2


4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2


6-7

Цели и задачи исследования.

2


8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

Практические задания

10-13

Организация исследования.

4


Практические

задания

14-17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4


Практические задания

18-19

Коллекционирование.

2

Практические задания

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

Практическая работа

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2


23

Что такое эксперимент.

1

Практическая работа

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1


II.

Самостоятельная работа над проектом

9

3

25-27

Сбор материала для исследования.

3


28-29

Обобщение полученных данных.

2

Практические задания

30

Как подготовить результат исследования.

1


31

Как подготовить сообщение.

1


32

Подготовка к защите.

1


Практическое занятие

33

Индивидуальная консультация.

1


III.

Оценка успешности проектной деятельности

1


34

Подведение итогов. Защита.

1


Итого 34 часа


Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” Знать: как создаются гипотезы.

Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать: методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: метод исследования – наблюдение

Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Практическая работа.

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

Тема

Кол-во

часов

Практическая часть

I.

Развитие исследовательских способностей

28

8

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1



2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2


4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1


5-6

Какими могут быть проекты?

2


7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2


9-10

Планирование работы.

2


11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3


14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2


Практическое

занятие

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

Практическое занятие в библиотеке

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3


22-23

Исследование объектов.

2

Практическое занятие

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2


26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

Практическое задание

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

1


II.

Самостоятельная работа над проектом

5

5

29-30

Оформление работы.

2

Практическая работа

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

Практическая работа

33

Мини-конференция по итогам собственных исследований


1

Выступление в актовом зале школы

III.

Оценка успешности проектной деятельности

1


34

Анализ исследовательской деятельности.

1


Итого 34 часа


Содержание занятий.

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Знакомство с методами и предметами исследования. Определение предмета исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Практическое занятие. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Практическое занятие.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини- конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.


Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Практическая часть

I.

Развитие исследовательских способностей

24

16

1

Культура мышления

1

Практические задания

2-3

Методы исследования

2

Практические задания

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

Практические задания

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

Практическое занятие

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

Практические задания

10-11

Предмет и объект исследования.

2

Практические задания

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

Практическое занятие

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2



15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2

Практическая работа

17-18

Техника экспериментирования

2

Практическая работа

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2


21-22

Правильное мышление и логика.

2


23-24

Что такое парадоксы

2


II.

Самостоятельная работа над проектом

9

4

25-27

Обработка и анализ всех полученных данных.

3


28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

Практическое занятие

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1


32

Защита исследования перед одноклассниками.

1


33

Выступление на школьной НПК.

1

Выступление в актовом зале школы

III.

Оценка успешности проектной деятельности

1


34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1


Итого – 34 часа


Содержание занятий

Тема1. Культура мышления.

Практические задания «Как давать определения понятиям», «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».

Тема2-3. Методы исследования.

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Тема 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Практическая работа. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых данных. Составление альбома иллюстраций.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.


Иформационно-методическое обеспечение

Информационные ресурсы:

  • компьютер,

  • медиапроектор,

  • средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера),

  • альбомы, карандаши

Электронные ресурсы:

  1. Коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/)

  2. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  4. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  5. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  6. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  7. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  8. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  9. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Кадровое обеспечение программы

Занятия проводит руководитель внеурочной деятельности – учитель начальных классов.

Литература

  1. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. «Метод проектов в начальной школе. Система реализации». Волгоград: Учитель, 2013

  2. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

  3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.

  4. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты». Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.

  5. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.

  6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).





Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-

во часов

Дата

План

Факт

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1



2

Как задавать вопросы? Банк идей.

1



3

Как задавать вопросы? Банк идей.

1



4

Тема, предмет, объект исследования.

1



5

Тема, предмет, объект исследования.

1



6

Цели и задачи исследования.

1



7

Цели и задачи исследования.

1



8

Учимся выделять гипотезы.

1



9

Учимся выделять гипотезы.

1



10

Организация исследования.

1



11

Организация исследования.

1



12

Организация исследования.

1



13

Организация исследования.

1



14

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1



15

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1



16

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1



17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1



18

Коллекционирование.

1



19

Коллекционирование.

1



20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1



21

Сообщение о своих коллекциях.

1



22

Сообщение о своих коллекциях.

1



23

Что такое эксперимент.

1



24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1



25

Сбор материала для исследования.

1



26

Сбор материала для исследования.

1



27

Сбор материала для исследования.

1



28

Обобщение полученных данных.

1



29

Обобщение полученных данных.

1



30

Как подготовить результат исследования.

1



31

Как подготовить сообщение.

1



32

Подготовка к защите.

1



33

Индивидуальная консультация.

1



34

Подведение итогов. Защита.

1




Итого

34