СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности 4 класс»

Ростовская область Неклиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федоровская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П.В. Шипика



«Утверждаю»

Директор ___________________________

__________________________________________

Приказ № _________________



Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности

«Читаем, считаем, наблюдаем»


познавательно – исследовательского направления

Начальное общее образование; 4 класс

Количество часов – 15

Учитель: Каменская А.Ю.

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021.г № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "04" октября 2010 г. N 986;( ред.от 18.09.2013)

  • Учебный план МБОУ Федоровской средней образовательной школы на 2024-2025 учебный год.

  • Устав МБОУ Федоровской СОШ от 01.08.2019г. №448;

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ Федоровской СОШ;

  • Положения о формах, периодичности ,порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

  • Положение о внутренней системе оценки качества образования;

  • Положение о формах обучения;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и  и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Согласно федеральному государственному образовательному стандарту программу внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» в учебном плане 4 класса выделяется 34 учебных недели (из расчёта 1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Федоровской СОШ курс будет изучаться в количестве 17часов (из расчёта 1 час в 2 недели) за счёт блочной подачи материала тем в течение учебного года.

Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.  

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

           Целью изучения блока «Финансовая грамотность»  является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы,  ребусы и т.д.

        На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.

        Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является  формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;

  • репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Дата проведения

Бок «Читательская грамотность»


1

Старинная жен­ская одежда. Старинные женские головные уборы.

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды, определять по описанию названия головных уборов; приводить примеры современных головных уборов.

05.09

2

Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета ; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; называть элементы оформления избы.

19.09

3

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём, работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложен­ном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план.

03.10

4

История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста

Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; называть опорные фразы, с помощью которых мож­но дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возраста­ния; указывать названия современных денег.

17.10

Бок «Естественно- научная грамотность»


5

Томат. Болгарский пе­рец

Томат. Болгарский пе­рец

Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора - это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей; объяснять, что такое паприка; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации.

07.11

6

Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые

Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые

Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от пло­дов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на раз­делочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта кар­тофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу по­зеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. Называть представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

21.11

7

Лук. Капуста

Лук. Капуста

Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на под­оконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой.

05.12

8

Горох. Грибы

Горох. Грибы

Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким рас­тением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравни­вать результаты двух опытов. Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты.

19.12

Бок «Финансовая грамотность»


9

Потребительская корзина. Состав потребительской корзины.

Понятие «Потребительская корзина». Состав потребительской корзины.

Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная кор­зина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потреби­тельской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

09.01

10

Прожиточный минимум. Инфляция

Прожиточный минимум. Инфляция

Понимать значение и правильно использовать тер­мины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда», «инфляция»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны, анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики.

23.01

11

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

Понимать значение и правильно использовать тер­мины: «распродажа», «скидка», «бонусная програм­ма», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов ма­газинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя.

06.02

12

Благотворительность

Что такое «Благотворительность»?

Понимать значение и правильно использовать тер­мины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуж­даться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания благотворитель­ной помощи тем, кто в ней нуждается.

20.02

13

Страхование. Виды страхования.

Страхование. Виды страхования.

Понимать значение и правильно использовать тер­мины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски.

06.03

Бок «Математическая грамотность»


14

В бассейне. Праздничный торт

Расписание занятий, выгодная покупка. Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

Анализировать расписание занятий с целью опреде­ления свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготов­ление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необ­ходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

20.03

15

Делаем ремонт


Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.

Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них извест­ные размеры.

03.04

16

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, площадь и периметр

Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

17.04

17

Поход в кино. Отправляемся в путешествие


Расходы на поход в кино. Расходы на путешествие.


Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни. Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

15.05




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

4. Функциональная грамотность.  4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов: http://skiv.ins

2) http://skiv.instrao.ru 3) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn 4) http://skiv.instrao 5)https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/

6) https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf