МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ
ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»
СОГЛАСОВАНО руководитель МО ________________________ подпись, ФИО протокол №1 от 28.08.2017 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ подпись, ФИО | УТВЕРЖДЕНО директором МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» __________________ О.В. Райш Приказ №566 от 30.08.2017 |
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
протокол №1 от 29.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«РОСТок»
для 1б,в, д классов
Составители:
учителя
высшей квалификационной категории
Салангина Ж.Н.
Запрягаева Т.В.
Щербакова Р.М.
2017-2018 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «РОСТок»
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель курса
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
Развитие навыков рефлексивных действий.
Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Методическое обеспечение
примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя;
рабочие тетради для ученика.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Календарно-тематическое планирование курса «РОСТок» в 1 б классах на 2017-2018 учебный год
№ п\п | Тема занятия | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | 04.09. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 11.09. | |
3 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 18.09. | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 25.09. | |
5 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 02.10. | |
6 | Изготовление работ в технике рваной аппликации. | 09.10. | |
7 | Творческая работа в технике рваной аппликации. | 16.10. | |
8 | Совершенствование воображения. | 23.10. | |
9 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 30.10. | |
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 13.11. | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 20.11. | |
12 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 27.11. | |
13 | Изготовление объёмных поделок из бумаги. | 04.12 | |
14 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | 11.12. | |
15 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 18.12. | |
16 | Совершенствование воображения. | 25.12. | |
17 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 15.01 | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 22.01. | |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 29.01. | |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 05.02 | |
21 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. | 12.02. | |
22 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. | 26.02. | |
23 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 05.03 | |
24 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 12.03. | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 19.03. | |
26 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 02.04 | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 09.04. | |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. | 16.04. | |
29 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 23.04. | |
30 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 07.05. | |
31 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. | 14.05 | |
32 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. | 21.05. | |
33 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | 28.05. | |