Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности
учащихся».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
- Учебного плана ГБОУ СОШ №20 на 2016-2017 учебный год;
- Положением ГБОУ СОШ №20 о рабочих программах.
Цели курса
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративноприкладного творчества.
Место курса в базисном учебном (образовательном) плане
В соответствии рабочему учебному плану ГБОУ СОШ №20 на изучение курса «РОСТ» отведено 33 часа во 1 классе.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
I. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
II. Содержание курса
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
III. Календарно-тематическое планирование
№Тема занятия |
| Дата По плану По факту | Приме чание |
1. | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | 05.09 | | |
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 12.09 | | |
3. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 19.09 | | |
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 26.09 | | |
5. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 03.10 | | |
6. | Изготовление работ в технике рваной аппликации. | 17.10 | | |
7. | Творческая работа в технике рваной аппликации. | 24.10 | | |
8. | Совершенствование воображения. | 07.11 | | |
9. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 14.11 | | |
10. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 21.11 | | |
11. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 28.11 | | |
12. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 05.12 | | |
13. | Изготовление объёмных поделок из бумаги. | 12.12 | | |
14. | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | 19.12 | | |
15. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 26.12 | | |
16. | Совершенствование воображения. | 09.01 | | |
17. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 16.01 | | |
18. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 23.01 | | |
19. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 30.01 | | |
20. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 13.02 | | |
21. | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. | 20.02 | | |
22. | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. | 27.02 | | |
23. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 06.03 | | |
24. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 13.03 | | |
25. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 20.03 | | |
26. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 03.04 | | |
27. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 10.04 | | |
28. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. | 17.04 | | |
29. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 24.04 | | |
30. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 15.05 | | |
31. | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. | 22.05 | | |
32. | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. | | | |
33 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | | | |
ИТОГО : 33 часа |