Пояснительная записка
События, происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса.
Особенность этой задачи в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.
Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений.
Подвижные игры являются неотъемлемойчастью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень предшествующей физической подготовки.
Цель: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей.
Задачи:
изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира;
развитие интереса учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
воспитание здорового образа жизни.
УУД
1.Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (когда идёт работа над блоком Игры народов...),структурирование знаний (в конце изучения блока);
2. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра;
3. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни /
4.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Игры на релаксацию | 2 | | 2 |
3 | Игры с мячом | 8 | | 8 |
4 | Игры народов Поволжья | 5 | | 5 |
5 | Зимние забавы | 5 | | 5 |
6 | Спортивные подвижные игры | 10 | | 10 |
7 | Игры народов мира | 3 | | 3 |
| Итого | 34 | 1 | 33 |
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата Проведения |
Подвижные игры с мячом. |
1 | Вводное занятие | Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. | |
Игры на релаксацию |
2 | Игры на релаксацию«Дождь», «Опенок». | Игровые правила. Игра. | |
2 | Игры на релаксацию «Качели», «Самокат», | Игровые правила. Игра. | |
Игры с мячом |
1 | Игра с мячом «Чемпионы малого мяча | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | |
2 | Игра с мячом «Чемпионы малого мяча | Правила игры. Проведение игры. | |
3 | Игра с мячом «Чемпионы малого мяча | Правила игры. Проведение игры. | |
4 | Игра с мячом «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | |
5 | Игра с мячом «Встречный бой» | Правила игры. Проведение игры. | |
6 | Игра с мячом «Охотники и утки» | Правила игры. Проведение игры. | |
7 | Спортивные эстафеты с мячом. | Проведение эстафет. | |
Игры народов Поволжья |
1 | Русские народные игры: «Гуси-лебеди»,»Жмурки» | Знакомство с правилами и проведение игр | |
2 | Татарские народные игры: «Займи место», «Перехватчики» | Знакомство с правилами и проведение игр | |
3 | Мордовские народные игры:«Круговой», «Салки». | Знакомство с правилами и проведение игр | |
4 | Чувашские народные игры: «Хищник в море», «Кого вам?». | Знакомство с правилами и проведение игр | |
5 | Башкирские народные игры: «Стрелок», «Гроза». | Знакомство с правилами и проведение игр | |
Зимние забавы |
1 | «Гонки снежных комов». | Знакомство с правилами и проведение игры | |
2 | Эстафета на санках. | Проведение эстафет на санках | |
3 | Эстафета на санках. | Проведение эстафет на санках | |
4 | Эстафета на санках. | Проведение эстафет на санках | |
5 | «Городки». | Знакомство с правилами и проведение игры | |
Спортивные и подвижные игры |
1 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | |
2 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | |
3 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | |
4 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | |
5 | Игра «Пионербол» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | |
6 | Весёлые старты со скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой. | |
7 | Игра «Пионербол» | Правила игры. Проведение игры. | |
8 | Игра «Пионербол» | Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. | |
9 | Подвижные игры с элементами баскетбола « Мяч капитану», «Гонка мячей по кругу» | Правила игры. Проведение игры. | |
10 | Подвижные игры с элементами баскетбола « Мяч капитану», «Гонка мячей по кругу» | Правила игры. Проведение игры. | |
Игры народов мира |
1 | Азербайджанская народная игра "Дай платочек" | Правила игры. Проведение игры. | |
2 | Игра "Укради знамя" Италия | Правила игры. Проведение игры. | |
3 | «Африканские салки по кругу» | Совершенствование координации движений. | |
Предполагаемые результаты реализации программы
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
5.Список литературы
1.А.В.Кенеман. Детские народные подвижные игры. М.Просвещение,1995г.
2. Аверина Т.В.Детские игры и загадки народов Поволжья. Самара,1994г.
3.Козак О.Н.Летние игры для больших и маленьких.Санкт-Петербург,1997г
4.Петров В. Летние праздники, игры и забавы для детей.- 1999
5.Сысоева М.Е. Подвижные игры народов мира.- 1995
6..Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http://standart.edu.ru/
7. Детские подвижные игры http://www.razvivashki.ru/11/
8. Подвижные игры http://party.fome.ru/main-3.html
9 Игры народов СССР .http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st135.shtml
10. Детские подвижные игры народов СССР
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml