МОУ «Торбаевская СОШ»
Принята на заседании методического Утверждаю
(педагогического) совета Директор школы ____________
от «___»________________ ______________________ФИО
Протокол №____________ «___»_______________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир театра»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: общекультурная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель - разработчик:
Егорова Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
с. Торбаево
2022 год
Пояснительная записка
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир театра» - социальной направленности, т. к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, создание условий для развития художественных способностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики для развития личности обучающегося, его эмоциональной отзывчивости, развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Цель и задачи Программы
Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
Обучающие:
- ознакомление учащихся с историей кукольного театра;
- обучение видам кукольного театра, разновидностям кукол;
- обучение изготовлению театральных кукол из папье-маше, картона, ткани, пряжи;
- обучение технике актёрского мастерства;
- обучение навыкам сценического мастерства.
Развивающие:
- развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;
- развитие точности и координации движений, умение
-риентироваться в малом и большом пространствах;
- развитие воображения, пространственного мышления детей;
- развитие мелкой моторики, выразительности речи;
- развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания.
Воспитательные:
- воспитание художественно-эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий различной сложности;
- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки;
- воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- воспитание волевых качеств личности.
Актуальность программы В современной образовательной среде, из-за больших учебных нагрузок, а также из-за увлечения компьютерами и гаджетами, ребѐнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом, владеть своим голосом, теряет навыки живого общения. А в обществе все острее потребность в человеке, владеющим способами и средствами развития себя как личности, умеющей чувствовать, думать, сопереживать, творить. Привлечение учащихся к занятиям в детском театральном коллективе создаѐт условия для осознания общечеловеческих ценностей, формирования позитивного отношения к миру, к себе и другим, позволяет формировать опыт социальных навыков, для приобретения опыта личной успешности и продуктивного взаимодействия в коллективе, предполагает включение обучающихся в совместную с педагогом и сверстниками творческую деятельность, что способствует развитию психических процессов памяти, мышления, воображения и речи, воспитанию эстетического вкуса, раскрывает творческий потенциал детей.
Сейчас особенно важно реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой форме, делая их личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных порождать новые идеи. Творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Процесс его коллективной подготовки, где у каждого ребенка - своя творческая задача, дает самодеятельным артистам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
Детский любительский театр востребован обществом, потому что самый короткий путь эмоционального воспитания школьника, обучения чувствованию и художественному воображению, снятию зажатости - это путь через игру, фантазирование, сочинительство, когда каждый может найти себя в деле, примерить на себя «ситуацию успеха» в решении проблемных ситуаций, потому что обучение учащихся театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движение, голос, отношение к окружающему миру, что в результате формирует действительно культурного человека, любящего свое Отечество.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга, а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.
Новизна и отличительные особенности программы Впервые образовательный процесс осуществляется в условиях распространения COVID-19, когда применяются дополнительные санитарно- эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, используются технологии дистанционного обучения.
Поэтому процесс обучения дополнен возможностями сетевого взаимодействия с учреждением культуры, программа углублена широким использованием цифровых технологий, что помогает индивидуализировать образовательную деятельность, формируя задания разного уровня сложности, назначая индивидуальные дополнительные задания в зависимости от возможностей детей.
Модульная структура программы расширяет возможности педагога в дифференцированном подходе к обучению отдельных обучающихся и групп, позволяет составлять индивидуальные маршруты обучения в зависимости от потребностей и способностей детей.
Педагогическая целесообразность Целесообразность программы обоснована еѐ ориентацией на поддержку каждого учащегося в его продвижении по индивидуальной траектории обучения с учетом его личностных особенностей, потребностей и возможностей. Широко применяется личностно- ориентированный подход, который содействует развитию ученика, его неповторимости, индивидуальности, творческого начала, самоутверждения, профессионального и личностного самоопределения.
Использование деятельностного подхода к образованию ребѐнка средствами театра, обеспечивает его включенность на всех уровнях в продуктивную творческую деятельность.
Этот процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые углубляются, дополняются. Необходимость ощутить на себе роль художника-творца требует от обучающегося осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней свободы, открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерных для детей всех возрастных групп.
В целях создания условий для самореализации ребенка организуется совместное творчество родителей и детей. Во время проведения открытых занятий, встреч в литературно-музыкальной гостиной, подготовки оформления спектаклей и других форм творческого взаимодействия происходит обогащение личностно значимых отношений: родители начинают лучше чувствовать, понимать и эмоционально сближаться со своим ребенком, поддерживать и развивать его творческие стремления.
Занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства:
От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
Смена типа и ритма работы.
От простого к сложному.
Индивидуальный поход к каждому учащемуся. В процессе обучения используются следующие
методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров;
образовательные технологии: игровые, личностно- ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, диалогового обучения и др., направленные на формирование у учащихся мотивации к познанию и творчеству.
Адресат программы На обучение по программе «Волшебный мир театра» принимаются учащиеся, не только имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, но и дети-инвалиды. Зачисление в группы производится после подачи заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся) и подписания ими согласия на обработку персональных данных. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора. Допуск к занятиям производится после проведения инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям. Дети будут заниматься по модулям. В среднем звене — модуль Театральная студия «Отражение»
Особенности образовательной деятельности
в соответствии с возрастными особенностями детей
Особенности возраста учащихся | Особенности обучения |
|
| |
|
Подростки стремятся получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждут личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К театральной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Именно у этой возрастной категории обучающихся особенно развит познавательный интерес, являющийся, по мнению педагогов и психологов, основным внутренним мотивом обучения. Этот интерес бережно развивается на занятиях в театральном объединении. Для подростков становится | На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно двигаться в освоении театральной творческой деятельности по собственной индивидуальной траектории. Подросткам предлагаются те формы обучения, в которых могут быть реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. |
принципиальной их личная склонность к участию в том или ином проекте, знание цели работы, возможность применения результатов театральной деятельности в решении практических задач. Их не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно только выучивать и воспроизводить готовые реплики. | |
Срок реализации программы Объем программы Программа «Волшебный мир театра» рассчитана на 1 год , рассчитана на 72 часа. Режим работы: 2 занятия в неделю. Продолжительность 1 занятия – 40 мин,
Уровень программы – ознакомительный.
Форма обучения – очно-заочная с использованием электронных форм обучения и дистанционных технологий
Формы организации деятельности учащихся Основной формой организации деятельности учащихся являются групповая и индивидуальные формы
Для организации образовательного процесса используются
фронтальная (беседа, показ, объяснение)
коллективная (репетиция, постановочная работа, концерт, просмотр спектакля с последующим обсуждением, и т.п.);
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, чтецами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Учебный план
Наименование модулей, разделов | Количество часов |
Основы театральной культуры | 10 |
Театры на все времена | 20 |
Гимнастика чувств и пантомима | 10 |
Культура и техника речи | 10 |
Рождение спектакля | 22 |
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты У обучающихся будут сформированы:
уважение к духовным и культурным ценностям мировой и отечественной культуры;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим;
эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные результаты
Учащиеся освоят ключевые компетенции, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, у них будут
- сформированы основы социальной ориентации личности (работа в интересах группы и общества);
они смогут ориентироваться в речевой ситуации, в процессе межличностного разновозрастного общения;
смогут поддерживать бесконфликтное общение при работе в группе;
будут способны к ориентации в работе на конечный результат.
Предметные результаты
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даѐт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Обучающиеся овладеют знаниями
о подборе костюмов и грима,
об изготовлении реквизита и его уместном использовании в постановке.
Приобретут первичные навыки
выбора литературного материала;
анализа литературного текста;
выполнений задач по оформлению спектакля;
Репетиционно-исполнительско-постановочная работа
Работа над литературно-музыкальной композицией Определение темы композиции. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. Написание сценария.
Анализ композиции по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Работа над текстом. Подготовка реквизита. Прогоны. Показы
Творческие встречи со зрителем. Анализ показа литературно- музыкальной композиции.
Социально-культурная практика: Квест «По ступенькам на сцену театра» для учащихся .
Анализ работы коллектива.
Содержание курса «Волшебный мир театра»
Основы театральной культуры (10ч)
Театр как вид искусства. Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Культура поведения в театре.
Театры на все времена (20 ч)
Историей зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира, выдающиеся драматурги и их пьесы. Замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла.
Гимнастика чувств и пантомима (10 ч)
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Общеразвивающие игры. Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.
Культура и техника речи (10 ч)
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Речевая гимнастика. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом.
Рождение спектакля (22 ч.)
Выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов). Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.
Содержание программы для индивидуального образовательного маршрута (малые группы)
Работа над ролью
Теория: действие, логика, актерское мастерство. Анализ роли.
Практическая подготовка: выстраивание роли, применяя освоенные элементы актерского мастерства.
Актерский ансамбль
Теория: работа в парах, работа с партнером, взаимодействие.
Практическая подготовка: Совершенствование актерского ансамбля.
Работа с текстом.
Теория: Анализ текста: произношение, ударение, логика
Практическая подготовка: Работа над текстом роли.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий (школьный кабинет) и костюмерная,
Элементы театральной декорации (береза, пеньки, трон),
Костюмы,
Компьютер, проектор, экран,
Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.
Методическое обеспечение
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения:
- вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж, который включает в себя этюды (упражнения) на развитие внимания, этюды на выражение эмоций, этюды на отработку движений кукол различных видов и т.д.
Особенности образовательного процесса
Объединение объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности и создает воспитывающий социум, позволяющий обеспечить культурное воспитание и духовное развитие подростков. Занятия направлены, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом обучающемся, на выражение его личного «Я» через коллективную творческую деятельность.
Учащиеся знакомятся с основными понятиями и терминологией театрального искусства. Знакомство с театральном творчеством должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещение театров, просмотра видеозаписей спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр
– диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Педагогу, ведущему занятия по речи, необходимо помнить, что чрезмерная голосовая нагрузка в период мутации может привести к тому, что к периоду возмужания мальчик или девочка могут прийти с сиплым голосом, щелями на связках, и даже частичным или полным несмыканием голосовой щели. Полностью от занятий по речи отказываться не следует, но вид речевой работы должен быть щадящий. Необходимо помнить золотое правило – «Не навреди!».
Занятия включают в себя задания, помогающие научиться действовать словом, свободно общаться, уверенно выступать, не бояться камеры, быть интересным, уметь импровизировать, раскрыть весь свой творческий потенциал, работать с монологами, поэзией, литературными отрывками, развивающими фантазию, воображение, спонтанность к импровизации. Здесь очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Нужно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребѐнок добивается хороших результатов, что ведѐт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лѐгкости» процесса обучения.
Репетиционно-исполнительско-постановочная работа - это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.
Существенное влияние на методику репетиционной работы оказывает ряд значимых факторов: степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях; степень трудности избранного для разучивания произведения; условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания новой пьесы, песни, нового танца; настрой участников на серьезную кропотливую работу, опыт руководителя. В зависимости от сочетания перечисленных факторов руководитель вынужден постоянно искать такие приемы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи.
Репетиция представляет огромные возможности с точки зрения художественно-эстетического влияния. Творческий процесс полностью подчиняется поискам оптимального раскрытия произведений искусства; имеется возможность каждый отрывок, фрагмент песни, пьесы, спектакля повторить, изменить акценты в содержании, добиваясь нужной выразительности речи, слова, звучания, движений. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены. Параллельно идет усвоение участниками богатого эмоционального и нравственного опыта, заложенного в разучиваемом произведении искусства. Поэтому, чем тщательнее, скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно- эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.
Дидактические материалы
Памятка «Правила гигиены голоса»
Памятка «Как вести себя в театре» Методические разработки
Праздник «Баба Яга в театре»
Квест «По ступенькам на сцену театра»
Игры на знакомство
Упражнения для устранения дикционных недостатков и постановку речевого голоса
Пластико-артистические тренинги
Этюды на действия с воображаемым предметом
Этюды на развитие эмоций
Упражнения с помощью жестов и мимики
Игры на развитие памяти и внимания
Упражнения на развитие воображения и фантазии
Этюды на сопоставление разных характеров
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Текущий контроль
Свидетельством успешного обучения является портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео.
Для оценивания деятельности обучающихся и их продвижения в изучении разделов программы, динамики изменений способностей к творческой деятельности, активности, самостоятельности и креативности, применяются наблюдения, устный опрос, практическая работа.
Наблюдения на занятиях позволяют составить представление о поведении ребенка в коллективе, о том, как им воспринимается информация, понимание изучаемой темы, в какой мере ребенок проявляет сообразительность, самостоятельность, фантазию в практических заданиях.
Устный опрос, беседа по содержанию изученного материала выявляет качество и полноту усвоения знаний, умение ясно и понятно излагать мысли.
Практическая работа демонстрирует творческий подход и оригинальность при создании этюдов, логику действий и возможных путей решения предлагаемых ситуаций, полноту и глубину создаваемого образа героя, степень участия в коллективной работе при создании и выполнении этюдных работ.
Аттестация (промежуточная) итоговая Главным критерием результативности работы педагога по данной программе является проявление у учащихся интереса к театральному искусству, проявление инициативы в творческой работе, личностный рост каждого отдельного члена группы, а также превращение группы в коллектив единомышленников.
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях; проектная и социально-творческая деятельность.
Календарный учебный график Занятия проводятся с 1 сентября 2022 г. по 31 мая 2022 г.
По плану - 72 часа, 2 занятия в неделю
Продолжительность 1 занятия – 40 мин.
Во время школьных каникул занятия по программе продолжаются в обычном режиме.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | теория | практика |
1 | Основы театральной культуры (10ч.) Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи курса | 2 | 2 | |
2 | Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов. | 8 | 2 | 6 |
3 | Театр на все времена (20ч) Виды театров. Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. Спектакль и зрители | 6 | 1 | 5 |
4 | Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах. Самые знаменитые театры. Презентация | 2 | 1 | 1 |
5 | Словарь театральных терминов. Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество. | 6 | 1 | 5 |
6 | Особенности театров разных эпох. Словарь терминов. Понятие пантомимы | 4 | 2 | 2 |
7 | Сообщение о К.С. Станиславском и его системе. | 2 | 2 | |
8 | Гимнастика чувств и пантомима (10ч) Действие как главное выразительное средство актёрского искусства. Понятие мизансцены. | 5 | 2 | 3 |
9 | Мимика и жесты | 5 | 1 | 4 |
10 | Культура и техника речи (10 ч Диалог и монолог. | 2 | 1 | 1 |
| Голос – главный инструмент актёра. Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса. | 3 | | 3 |
| Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов. | 5 | 2 | 3 |
| Рождение спектакля (22 ч) Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле | 3 | 1 | 2 |
| Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники | 2 | | 2 |
| Творим самостоятельно. Режиссёр и его роль в спектакле. Автор и его замысел. Воплощение режиссёром замысла автора. | 2 | 1 | 1 |
| Театральный словарь: афиша, анонс, премьера | 2 | 2 | |
| Становимся актёрами, режиссерами, декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д. | 4 | | 4 |
| Актёрское мастерство. Пробы на роль. | 4 | | 4 |
| Режиссерское мастерство | 2 | | 2 |
| Создание правдивого образа | 3 | 1 | 2 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для обучающихся
Алексеева Адель. Колокольчик. Рассказ об актрисе русского крепостного театра. Издательство: Малыш, 1985
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 1990.
Богуславская Н.Е. , Кунина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.
Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик: историческая повесть Издательство: Детская литература, 1964.
Дашевская Н.С. Тео – театральный капитан Издательство: Самокат, 2018.
Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал Издательство: Аргументы и факты, 2008.
Дешкова И. Загадки Терпсихоры Издательство: Детская литература, 1989.
Паустовский К.Г. Растрепанный воробей: рассказы и сказки Издательство: Махаон, 2011.
Развлечения: сцена, экран, актеры Издательство: Росмэн, 1994.
Раугул Е. Театр в чемодане Издательство: Литера, 1998.
Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2006.
Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.
Янссон Т. Опасное лето: повесть-сказка Издательство: АЗБУКА, 2016.
Для родителей
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2011.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008 6.
придумывания историй. – М., 1978.
Рудова Анна Сказочные дни рождения. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли / Анна Рудова. - Москва: 2009
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: «Генезис», 2004.
Юнисов М..М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных постановок. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.
Учебно-методическая литература, которая содержит как теоретические сведения, так и материалы по методике самостоятельного изучения и практического освоения
для преподавателей Аверьянов П. Театральная деятельность как ресурс воспитания // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 3. - С. 35-40.
Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2016. - 411 c.
Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: 2016. - 214 c.
Богомолова, Ю. П. Кукольный театр - детям / Ю.П. Богомолова. - М.: Владос, 2007. - 128 c.
Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - М.: Инфа-М., 2000.
Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
Богатырев В.А., Тришин В.А. Воспитание личности участников студии.
– М., 1998.
Вербицкая, А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч. Ч 1. М., 1982, Ч.2.. М., 1983
Верникова, Л.М. Театрализованные представления для школьников / Л.М. Верникова. - М.: Владос, 2013. - 636 c.
Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации / Е.А. Гальцова. - Москва: 2016. - 902 c.
Генералова, И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством.– М., 1997.
Электронные ресурсы
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера учеб. пособие Б. Е. Захава.
5-е и.doc (1.6Мб)
Зверева Н.А. Создание актерского образа словарь театральных терминов Н. А. Зверева, Д.Г. Ливнев.docx (96Кб)
Кнебель О действенном анализе.doc (615Кб)
Кутьмин С. П. Характер и характерность учебно-методическое пособие С. П. Кутьмин.doc (236Кб
Немирович-Данченко В. И. Рождение театра.rtf (4.7Мб)