СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2.3.1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники МБОУ «Перенская средняя школа» (далее – МБОУ «Перенская средняя школа»), обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МБОУ «Перенская средняя школа». Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в школе определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.№ 2945-р);
- Конституции РФ (2020);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
-Федерального закона № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”;
- Федерального закона от 14.07.2022 №261-ФЗ «О российском движении детей молодежи»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400);
-Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);
- приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
-- приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- Национальных проектов: «Образование», «МБОУ «Перенская средняя школа» Минпросвещения России», «Моя МБОУ «Перенская средняя школа»»;
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 N АБ-1611/06 «О направлении Стандарта церемониала» (вместе со «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации;
- Программы развития социальной активности учащихся начальной МБОУ «Перенская средняя школа» «Орлята России»;
- Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»
- Федерального проекта «Цикл внеурочных мероприятий «Разговоры о важном», (Минпросвещение России от 17.06.2022 г. №03-871 ).
-Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта « Образование» на 2021–2024 годы и др.;
Региональные документы
- Государственная программа "Молодежная политика и гражданско-патриотическое воспитание граждан в Смоленской области" до 2024 г. (Постановление Администрации Смоленской области от 29 июня 2016 №364, с изменениями 27.12.2019 №838);
- Распоряжение Администрации Смоленской области от 26.07.2019 №1247-р/админ «О Концепции развития системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в культурно- образовательной среде Смоленской области» и Приложение "Концепция развития системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленскойобласти";
- Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 19.06.2019. № 505-ОД «Об утверждении региональной программы по здоровому образу жизни, культуре питания, продвижению семейных ценностей «Здоровое поколение Смоленщины»;
- Распоряжение Администрации Смоленской области от 11.06.2021 № 997-р/адм «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года и плана мероприятий по реализации в 2021– 2025 годах Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года».
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в школе:
-усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты.
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеМБОУ «Перенская средняя школа» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1. Использовать воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
2. Реализовывать воспитательный потенциал внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся;
3. Реализовывать потенциал классного руководства в решении задач воспитания и социализации обучающихся;
4. Реализовывать воспитательные возможности основных школьных дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
5. Реализовать воспитательный потенциал внешкольных мероприятий;
6. Развивать предметно-пространственную среду МБОУ «Перенская средняя школа» и реализовывать ее воспитательные возможности;
7.Организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
8. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне МБОУ «Перенская средняя школа», так и на уровне классных сообществ;
9. Формирование и поддержка безопасной и комфортной среды в школе;
10. Реализовать воспитательный потенциал социального партнёрства;
11. Организовывать профориентационную работу со школьниками, направленную на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
12. Поддерживать деятельность функционирующих на базе МБОУ «Перенская средняя школа» детских общественных объединений и организаций;
13. Организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
2.3.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Уклад МБОУ «Перенская средняя школа»
Уклад МБОУ «Перенская средняя школа» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеМБОУ «Перенская средняя школа» и её репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
МБОУ «Перенская средняя школа» расположена на территории Перенского сельского поселения, в микрорайоне, где находятся такие культурно – просветительские учреждения, как Дом культуры и библиотека. Поэтому МБОУ «Перенская средняя школа» как центр культуры и развития детей ориентируется на удовлетворение эстетических, интеллектуальных и спортивных потребностей каждого учащегося.
МБОУ «Перенская средняя школа» расположена в 2 км от г. Рославля. Близость к городу и одновременно к естественной природной среде создают благоприятные возможности для организации воспитательного процесса в школе.
Средняя численность обучающихся примерно 90 человек. В составе обучающихся МБОУ «Перенская средняя школа» имеются дети из малообеспеченных, многодетных семей, так же есть дети находящиеся на опеке, имеющие статус ребенка-инвалида и с ОВЗ.
В составе МБОУ «Перенская средняя школа» функционирует дошкольная группа, с которой ведется работа по преемственности, количество воспитанников дошкольной группы – 20.
МБОУ «Перенская средняя школа» является одной из базовых сельских школ Рославльского района Смоленской области. Численность педагогического коллектива – 16 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка с игровыми зонами, волейбольная и баскетбольная площадка.
Работает школьный спортивный клуб «Юность». Членами клуба являются педагоги, родители, обучающиеся желающие заниматься активными видами спорта (волейболом, баскетболом, настольным теннисом, шахматами и шашками и др.).
МБОУ «Перенская средняя школа» организует работу с Советом по профилактике безнадзорности, правонарушений. Разработана программа совместных мероприятий по работе с неблагополучными семьями, детьми группы риска. Работает школьная Служба медиации, социально-психологическая служба. Проводится работа с одаренными и высокомотивированными детьми.
Осуществляя духовно-нравственное воспитание, МБОУ «Перенская средняя школа» взаимодействует со священнослужителями церквей и храмов г. Рославля.
Важной частью системы воспитания являются школьные традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники: Праздник первого звонка, День учителя, Посвящение в первоклассники, Осенние праздники, День пожилых людей, День Матери, Новогодние праздники, Масленица, конкурсные программы, посвященный Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, Прощай, начальная МБОУ «Перенская средняя школа»; Дни здоровья, торжественная линейка, посвященная Последнему звонку, День защиты детей по программе «МБОУ «Перенская средняя школа» безопасности», торжественное вручение аттестатов выпускникам.
Традиционными формами сотрудничества МБОУ «Перенская средняя школа» с семьями обучающихся являются Дни открытых дверей, родительские собрания, тематические праздники в канун памятных дат, совместные воспитательные мероприятия, педагогические советы, участие в работе Совета родителей (законных представителей), работа по Программе родительского всеобуча «Университет педагогических знаний» и др. Для осуществления профилактической работы в сфере пропаганды ЗОЖ, безопасного поведения на дорогах, противопожарной безопасности, профилактики преступлений и правонарушений привлекаются специалисты из г. Рославля. Активизация деятельности ученического самоуправления осуществляется благодаря сотрудничеству школьного актива с отделением детско-юношеской организации «Российское движение школьников» г. Рославля. Наиболее популярными формами взаимодействия с которым являются социальные акции, флешмобы, вахты памяти и др. социально значимые мероприятия.
МБОУ «Перенская средняя школа» участвует в муниципальном проекте «Успех каждого ребенка».
Реализуется программы:
-«МБОУ «Перенская средняя школа» – территория здоровья». Цель: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья, профилактике злоупотребления наркотических и ПАВ;
-Программа по правилам дорожного движения. Цель: овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
-Программа лагеря дневного пребывания детей «Дружба» (профиль: экологический). Цель: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка.
-Программы досуговых лагерей: «Сельское подворье» (профиль: трудовой), «Островок познания» (профиль: опытно-исследовательский), «Спортландия» (профиль: спортивный). Цель: создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся МБОУ «Перенская средняя школа», обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.
-Программа «Одаренные дети». Цель: развивать систему личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации, формировать систему социально-психологической поддержки и защиты детей.
В школе функционируют отряды Юных инспекторов дорожного движения и Дружина юных пожарных.
Имеется школьная Комната Трудовой и Боевой Славы.
В школе работает группа продленного дня для начальной МБОУ «Перенская средняя школа».
Наличие школьного автобуса позволяет организовывать экскурсии в историко-художественный музей, в библиотеку им. Н.Рыленкова, ГДК, ЦРТДиЮ, СЮН, православные храмы и церкви.
МБОУ «Перенская средняя школа» сотрудничает с ОГБУЗ ЦРБ и со спортивными учреждениями г. Рославля, с ПДН МВД России «Рославльский», ВДПО, ПЧ-13, с образовательными учреждениями г. Рославля и района и др.
Материально-технические условия, имеющиеся в школе, позволяют (практически) обеспечить возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной, внеурочной, внешкольной, социально значимой деятельности.
Имеются помещения для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания обучающихся, оснащенные необходимым оборудованием, мебелью и другим инвентарем.
Площадь, освещенность, воздушно-тепловой режим, техническое состояние помещений и оборудования, расположение и размеры учебных, игровых зон соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательного учреждения.
Воспитывающую деятельность мы выстраиваем через взаимодействие педагогов, школьников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров нашей МБОУ «Перенская средняя школа» на основе следующих принципов:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов МБОУ «Перенская средняя школа» на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Перенская средняя школа». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
-включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
-включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
-выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП. Воспитание на занятиях внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками направлений:
-информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре;
-занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью). Направление «Учение с увлечением!» кружок «Учись учиться». Занятия в рамках модуля «Классное руководство» в 1-4 классах, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Реализуется через проведение организационных форм: профессиональные беседы, деловые игры, экскурсии, викторины, квесты, Неделя профориентации, встреч с людьми различных профессий и др.;
- занятия по духовно-историческому краеведению, творческие объединения туристско-краеведческой направленности: «Край родной», «Памятные места моего края».
- реализация - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Данные занятия реализуются через основные организационные формы: творческие объединения «Рукодельница», «Начальное техническое моделирование» «Шахматы и шашки», «Светофор», занятия по программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»;
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Данные занятия проводятся в рамках модуля «Классное руководство», «Урочная деятельность» через основные направления деятельности: исследовательская и проектная деятельность, дополнительные занятия для школьников ,испытывающих затруднения в освоении учебной программы. Реализация программы «Одаренные дети» ,оформление портфолио школьника;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие. Данные занятия проводятся в рамках модуля «Классное руководство», «Самоуправление», «Детские общественные объединения». Основные организационные формы: работа классного актива, участие в экологических, трудовых, волонтерских акциях, участие в движении РДДМ «Движение первых».
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями (законными представителями) учащихся.
Работа с классным коллективом:
- проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» (еженедельно по понедельникам);
- проведение мероприятий календарного плана воспитательной работы на 2024-2025 учебный год;
- инициирование и поддержка участия класса в основных школьных делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- проведение мероприятий по изучению истории государственных символов;
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки», дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
-выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- проведение инструктажей с учащимися по безопасному поведению в школе, дома, в социуме, по охране жизни и технике безопасности при различных видах деятельности.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией МБОУ «Перенская средняя школа» и учителями-предметниками, СПС МБОУ «Перенская средняя школа», Службой медиации;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, Совета родителей (законных представителей) участвующих в управлении МБОУ «Перенская средняя школа» и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и МБОУ «Перенская средняя школа».
Модуль «Основные школьные дела»
Это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив
Используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты, акции – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
- Пасхальные дни милосердия», акция «Белый цветок», «Добрая игрушка детям», «Подарок ветерану», акция «Окна Победы», патриотическая акция «Бессмертный полк», «Сад Победы», исторический квест «От неизвестных и до знаменитых, сразить которых годы не вольны….», экологическая благотворительная акция «Помоги пернатым»;
- Неделя профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями КДН, ПД );
- Проводимые для жителей деревни и организуемые совместно с Перенским ДК праздники, представления, выставки творческих работ, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
- Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные соревнование между командами школ, «Клуб выходного дня» для родителей и обучающихся;
- Досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы и т.д. с участием родителей (законных представителей), бабушек и дедушек.
На школьном уровне:
- участие в мероприятиях календарного плана воспитательной работы на 2024-2025 учебный год;
-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы МБОУ «Перенская средняя школа»:
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, День дублера);
- Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта День Победы, выпускной вечер, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные недели (начальных классов, неделя экологии, профориентации);
-Акция «Стена поздравлений», Вахта «Хозяйский двор», акция «Сделай мир чище своими руками», операция «Скворечник»;
- Неделя правовых знаний, приуроченная Дню правовой помощи, месячник оборонно – массовой и спортивно – оздоровительной работы, Неделя профилактики;
-изучение истории государственных символов;
-торжественные линейки и праздники посвящения: «Первый звонок», «Посвящение в первоклассники»; «Последний звонок»;
-церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни МБОУ «Перенская средняя школа»;
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей за участие в олимпиадах, конкурсах, в спортивных соревнованиях;
- участие в Церемонии поднятия (спуска) государственного флага.
На уровне классов:
-участие в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном;
-выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных дел;
-участие школьных классов в реализации общешкольных дел;
-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
-вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела МБОУ «Перенская средняя школа» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Внешкольные мероприятия».
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами МБОУ «Перенская средняя школа»;
-ежегодные походы на природу, походы выходного дня (экскурсии в историко-художественный музей г. Рославля, на предприятия, на представления в кинотеатр, по историческим местам города, в православные храмы) организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко- культурных ландшафтов, флоры и фауны и другие;
-регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.).
- творческие и тематические встречи в центральной библиотеке им. Н.Рыленкова, мероприятия на базе ЦРТДиЮ, СЮН.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда МБОУ «Перенская средняя школа», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком МБОУ «Перенская средняя школа». Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой МБОУ «Перенская средняя школа» как:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
-организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
-оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
-размещение на стенах МБОУ «Перенская средняя школа» регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
-озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе МБОУ «Перенская средняя школа» спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство МБОУ «Перенская средняя школа» на зоны активного и тихого отдыха;
-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
-событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
-совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни МБОУ «Перенская средняя школа» – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни МБОУ «Перенская средняя школа» знаковых событий;
-акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях МБОУ «Перенская средняя школа», ее традициях, правилах.
-участие в организации и проведении конкурсов творческих проектов по благоустройству школьных помещений и различных участков пришкольной территории.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и МБОУ «Перенская средняя школа» в данном вопросе. Реализация модуля осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольный Совет родителей (законных представителей), участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-педагогическое просвещение родителей «Университет педагогических знаний» по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
-взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости. Создание родительских чатов в WhatsApp и Viber, позволяющих оперативно обмениваться информацией, касающейся образования и воспитания школьников и принимать общие решения.
-«День открытых дверей», во время которого родители могут посещать внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе.
-семейные мастер-классы, на которых родители могут поделиться своими секретами успешного воспитания детей обменяться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.
- вкладка «Для Вас, родители» на школьном сайте, в котором размещается интересующая родителей информация;
-участие в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном».
На индивидуальном уровне:
- обращение в школьную Службу медиации для решения конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Оказание консультативной помощи СПС МБОУ «Перенская средняя школа». Взаимодействие с законными представителями обучающихся.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне МБОУ «Перенская средняя школа»:
- через деятельность выборного Совета обучащихся МБОУ «Перенская средняя школа», создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления школой и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
-через деятельность департаментов: учебы, здоровья, культуры, экологии, быта. Отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным педагогом - психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в школе.
На уровне классов:
-через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой ДО и классных руководителей;
-через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
-через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе
Структура ученического самоуправления:
Совет обучающихся школы
МЭР
Департаменты
быта
труда
экологии
информации
культуры
культуры
здоровья
знаний
учебы
Лидер класса
Совет класса
сектор культуры
сектор здоровья
сектор учебы
Сектор
быта
Сектор
экологии
Ученик
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию индивидуальных профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
проведение Недели профилактики, Дней здоровья, Месячника оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, Декады безопасности;
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания, испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности;
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
-участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие);
-участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
-проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
-проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни МБОУ «Перенская средняя школа», муниципального образования, региона, страны;
-реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
-педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
МБОУ «Перенская средняя школа» сотрудничает со спортивными учреждениями г. Рославля, с ПДН МВД России «Рославльский», ВДПО, ПЧ-13, с ЦРТДиЮ, СЮН, с центральной библиотекой им. Н. Рыленкова, образовательными учреждениями г. Рославля и района и др.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
Формы и работы определяются в зависимости от возраста школьников.
Для обучающихся начальной МБОУ «Перенская средняя школа» профориентация осуществляется через через следующие виды деятельности:
-классные часы, знакомящие младших школьников с миром профессий;
- профориентационные игры и викторины «Угадай профессию»: расширяющие знания школьников о профессиях, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- проведение встреч и бесед с людьми разных профессий;
- проведение библиотечных уроков и выставок художественной литературы на тему многообразия профессиональной деятельности человека.
Модуль «Детские общественные объединения»
В МБОУ «Перенская средняя школа» осуществляет свою деятельность первичная детская организация «Дружба», входящая в состав Рославльской районной детской общественной организации «Ребячья республика», являющаяся первичным отделением РДШ. С января 2023 года детская организация «Дружба» стала первичным отделением Российского Движения Детей и Молодежи «Движение Первых» .
Деятельность организации осуществляется через:
-организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с сельским ДК по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территории дошкольной группы; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и благоустройство памятника погибшим воинам-землякам деревни Перенка, участие в операциях и акциях и т.п);
-организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
-рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, флешмобов, квестов, театрализаций и т.п.);
-поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом);
-проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных советов и иных форм рефлексии и коллективного анализа проводимых детским объединением дел;
- участие учащихся начальной МБОУ «Перенская средняя школа» в проекте «Орлята России».
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
-школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее сайт МБОУ «Перенская средняя школа» и соответствующую группу в социальных сетях «ВКонтакте», с целью освещения деятельности МБОУ «Перенская средняя школа» в информационном пространстве, привлечения внимания общественности, информационного продвижения ценностей МБОУ «Перенская средняя школа» и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для МБОУ «Перенская средняя школа» вопросы;
- оформление школьной газеты, с целью освещения наиболее интересных моментов жизни МБОУ «Перенская средняя школа», популяризация общешкольных ключевых дел, акция «Стена поздравлений».
2.3.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала МБОУ «Перенская средняя школа» характерна стабильность состава. Все педагоги - специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через:
-курсы повышения квалификации;
-регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях;
- изучение научно-методической литературы;
- знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей.
Кадровый состав МБОУ «Перенская средняя школа»: директор МБОУ «Перенская средняя школа», заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители (4 человека), педагоги – предметники, учитель логопед, библиотекарь.
Нормативно-методическое обеспечение
Школьные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной деятельности –
https://school-rosl-peren.gov67.ru/
-Устав МБОУ «Перенская средняя школа»
Локальные акты:
Положение о методическом объединении классных руководителей;
Положение о классном руководстве;
Положение о внешнем виде обучающихся;
Положение о Совете обучающихся;
Положение о Совете родителей (законных представителей);
Положение о внеурочной деятельности;
Положение о портфолио обучающихся;
Положение о родительском комитете класса;
Положение о классном родительском собрании;
Положение о группе продленного дня;
Положение о дополнительном образовании;
Положение о школьном спортивном клубе;
Положение о проведении внеурочных мероприятий;
Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения;
Положение о дружине юных пожарных;
Положение об организации отдыха детей и подростков в каникулярное время на базе МБОУ «Перенская средняя школа»;
Положение об ученическом самоуправлении;
Положение о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся;
Положение о правилах поведения обучающихся
Положение по использованию и включению в процесс обучения и воспитания государственных символов РФ»
Положение о системе мониторинга удовлетворенности качеством образования
Положение о механизмах взаимодействия МБОУ «Перенская средняя школа» и родителей (законных представителей) по их оперативному оповещению об отсутствии обучающегося на занятиях в школе или самовольном уходе с уроков.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеМБОУ «Перенская средняя школа»;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения, обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через сайт МБОУ «Перенская средняя школа», социальные сети) проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке);
- соответствия процедур награждения укладу жизни МБОУ «Перенская средняя школа», специфической символике, выработанной и существующей в укладе МБОУ «Перенская средняя школа» (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей Совета родителей (законных представителей), самих обучающихся, их представителей (ученическое самоуправление), сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- почетная грамота «За отличные успехи в учении»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.
-награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей. Ведение портфолио - деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Всеми обучающимися МБОУ «Перенская средняя школа» ведется портфолио. Обучающиеся собирают (накапливают) артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения, личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеМБОУ «Перенская средняя школа», качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, Совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями Совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей и педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых основных школьных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
деятельности детских общественных объединений.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Для проведения анализа состояния совместной деятельности детей и взрослых используется анкета (приложение). Ее структура повторяет структуру программы воспитания с ее модулями. Субъективная оценка анкеты поможет обнаружить ошибки, исправить их, видеть перспективы и стремиться к ним.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?)
Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?)
Управление воспитательным процессом в МБОУ «Перенская средняя школа» (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?)
Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в МБОУ «Перенская средняя школа» (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается МБОУ «Перенская средняя школа» – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у МБОУ «Перенская средняя школа» ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?)
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.