«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 37
___________С.В. Демченко
« » _________2019 г.
Воспитательная программа учащихся
1 «Б» класса на 2019 – 2023 уч.год
«Радуга дружбы»
Возрастной контингент: 1 – 4 классы
Срок реализации: 4 года
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень
Основная идея: Любовь, Добро, Дружба – путь к социализации юных граждан, воспитания достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе.
Пояснительная записка
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Воспитатель должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы школы является системообразующая деятельность, то есть, деятельность, общая для всех учащихся, порождающая межличностные, межколлективные связи и отношения. В нашей школе таким центральным звеном является гражданско-патриотическое воспитание, призванное формировать у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом, воспитательная система школы предполагает, что выпускник нашей школы – это высоконравственная, социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Он – гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.
Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
При разработке своей программы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
На вопрос: «Как это сделать? » я попыталась ответить своей воспитательной программой.
Моя программа называется «Радуга дружбы». Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.
Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Радуга дружбы» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве, с учащимися средних и старших классов, с родителями, с внешкольными учреждениями.
Срок реализации программы – четыре года.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Радуга дружбы» является коллективно-творческая деятельность.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путем решения задач воспитания и социализации младших школьников.
Задачи воспитания и социализации младших школьников:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья.
Принципы, определяющие стратегию воспитания учащихся:
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип целостности в воспитании предполагает понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип природосообразности и развития, предполагает учет закономерностей природного развития ребенка, опирается на психологопедагогические диагностики, обеспечивает развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяет развивать разнообразные навыки и умения.
Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития способностей ученика и формирование на этой основе индивидуальных планов воспитания и социализации учащихся.
Принцип выбора обеспечивает учащимся свободу выбора дополнительных образовательных услуг.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.
Организация воспитания учащихся по программе «Радуга дружбы» осуществляется по следующим направлениям:
РАДУГА ДРУЖБЫ: - «Мы – граждане России»
- «Мы дружим друг с другом»
- «Нам нравится учиться»
- «Мы трудолюбивы и ответственны»
- «Мы дружим со спортом»
- «Мы заботимся о природе»
- «Мы дружим с культурой и искусством»
«Мы – граждане России» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности(смыслы воспитания): любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, межэтнический мир, доверие к людям, служение Отечеству, правовое государство, свобода и ответственность.
«Мы дружим друг с другом» - воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.
«Нам нравится учиться» - воспитание прилежания, творческого отношения к учению. Ценности: познание, истина, созидание, целеустремленность.
«Мы трудолюбивы и ответственны» - воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду, жизни. Ценности: трудолюбие, , настойчивость в достижении целей, бережливость.
«Мы дружим со спортом» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
«Мы заботимся о природе» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа.
«Мы дружим с культурой и искусством» - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях. Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, художественное творчество.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися 1 – 4 классов по приоритетным направлениям воспитательной программы «Радуга дружбы».
Направление | Вид деятельности | Форма проведения |
Мы – граждане России | Ознакомление с государственной символикой; ознакомление с героическими страницами истории России; ознакомление с народным творчеством, фольклором; знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России | беседы; внеклассное чтение; экскурсии; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; творческие конкурсы; фестивали; праздники; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; |
Мы дружим друг с другом | Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, внимательного отношения к окружающим людям; обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье; | беседы; диспуты; заочные путешествия; коллективно-творческие дела; театральные постановки; литературно-музыкальные композиции; «открытые» семейные праздники; |
Нам нравится учиться | Получение представлений о роли знаний в жизни человека и общества; выработка первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебной деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | олимпиады по предметам; предметные недели; научно-практические конференции проектно-исследовательских работ; конкурсы; викторины |
Мы трудолюбивы и ответственны | Получение представлений о роли труда в жизни человека и общества; знакомство с различными видами труда, с различными профессиями; выработка навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в трудовой деятельности; приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования; приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома | общественно полезный труд по самообслуживанию; экскурсии; встречи с родителями в рамках проекта «Труд наших родных»; сюжетно-ролевые экономические игры; ярмарки; конкурсы; трудовые акции |
Мы дружим со спортом | Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, об основных условиях и способах укрепления здоровья; освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического, социального; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | беседы; спортивные праздники; спортивные секции; «Дни Здоровья»; встречи со спортсменами; «Круглый стол» совместно с психологом, медицинским работником,родителями |
Мы заботимся о природе | Усвоение представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время суток и года, в различную погоду | беседы; просмотр учебных фильмов; экскурсии; прогулки; высадка растений; очистка доступных территорий от мусора; подкормка птиц; конкурсы; праздники |
Мы дружим с культурой и искусством | Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры; об эстетических идеалах; ознакомление с народными художественными промыслами; обучение видеть прекрасное вокруг: в природе, в поведении и труде людей; получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества | экскурсии; беседы; посещение музеев, театров, выставок; праздники; конкурсы; выставки семейного художественного творчества |
САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.
Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей.
Центр «Фантазёры и затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.
Центр «Зелёный патруль» – ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.
Центр «Знайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Центр «Спорт» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.
Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Я на собрании выступаю одновременно в двух качествах:
как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,
как член классного коллектива, с которым я связана дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Самоуправление – это:
взаимоуважение;
плодотворное сотрудничество;
приобретение жизненного опыта;
организаторские и лидерские качества;
коммуникативность;
воля и уверенность в себе;
профориентация;
формирование активной гражданской позиции.
Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятельности.
Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися
Анализ психологических, психологических карт учащихся, план работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей
Анализ внеурочной деятельности детей ( занятость в кружках, секциях)
Работа по коррекции поведения учащихся
Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника
Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости)
Одна из форм воспитательной работы – классный час.
Классный час – гибкая по структуре форма фронтальной работы. Это общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и социализации детей.
Формы проведения классных часов различны. Это может быть:
- беседа;
- викторина;
- устный журнал;
- игра-путешествие;
- экскурсия
Темы классных часов
Тематическое планирование классных часов в 1 классе.
Месяц | 1 класс. Тема классного часа. |
сентябрь | Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах. Россия – Родина моя Организация питания в школьной столовой. Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории. |
октябрь | Правила дежурства по классу. Режим дня школьника. Каждой вещи свое место. День народного Единства. |
ноябрь | “Если ты дома один”. Доброе слово – что ясный день Я и мои родители. Кто такие – одноклассники? |
декабрь | Ссора между детьми, к чему может это привести? О детском труде. Я гражданин, я патриот. Чего в другом не любишь, того не делай сам. |
январь | Животные – наши меньшие друзья. Мои любимые занятия. Мой город, мой район, моя улица. Помни о других . |
февраль | Как подарить радость другому. О детской дружбе и выборе друзей. Наша Родина, наши защитники. Как я умею преодолевать трудности. |
март | Что такое самостоятельность? Правила хорошего тона. Девичьи посиделки. Чтение – вот лучшее учение |
апрель | Правила безопасности при общении с животными Вежливые слова и поступки. “У ребенка есть права…” Все профессии нужны, все профессии важны |
май | Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги. ВОВ –как это было! Ученье без веселья, что жизнь без приключенья. Здравствуй лето. |
Тематическое планирование классных часов во 2 классе.
Месяц | 2 класс. Тема классного часа. |
сентябрь | День знаний. Знакомство с отметками. Государственные символы РФ. Перемена с увлечением. Можно и не ссориться. |
октябрь | Как организовать учебный труд. Как развивать скорочтение. Режим дня второклассника. Значение Гимна Р.Ф. |
ноябрь | Что такое старательность и прилежность? Свободное время- как его использовать с пользой? Трудности в учебе, как их преодолеть? Общение с окружающими. |
декабрь | Настроение – не пустяк. Оценка – это праздник?! Конституция Р.Ф. – что это такое. О лени и лентяях. |
январь | Законы жизни семьи и класса. Обман и его последствия. В дружбе - сила. Собака бывает кусачей… |
февраль | Детская агрессия. О жадности и жадинах. Настоящий мужской поступок. Академия вежливости. |
март | К чему ведет поощрение и наказание? Эти забавные девчонки! Вежливый отказ. Помни об одноклассниках. |
апрель | Конвенция. Права ребенка. Правила приличия в житейских ситуациях. Традиции – семейные и классные. О детском труде. |
май | Перелистывая страницы учебного года. Герои ВОВ. Здоровый летний отдых. Готов ли я к учебе в 3 классе? |
Тематическое планирование классных часов в 3 классе.
Месяц | 3 класс. Тема классного часа |
сентябрь | День Знаний. Порадовать близких – как это просто В гостях у светофора. Хочу все знать! |
октябрь | Каждой вещи свое место. Ежели вы вежливы… Опрятность и аккуратность в одежде. Минин и Пожарский – история нашего города. |
ноябрь | Трудовые обязанности ребенка в семье. Вы в гостях… Мой любимый город. ОБЖ во время осенних каникул. |
декабрь | Словарь положительных моральных качеств человека. Словарь отрицательных моральных качеств человека. О чем может рассказать дневник школьника. Моя необъятная Родина- Россия! |
январь | Как научиться жить в мире людей. В мире очевидного и невероятного. Как стать настоящим другом? Эмоциональное общение. |
февраль | Краснодарский край. О пользе пребывания на свежем воздухе. О пользе двигательной активности. Рыцари нашего времени. |
март | Здоровье – полезные советы на каждый день. Звездный час для девочек. Кто больше скажет комплиментов. Мы в ответе за наш класс! |
апрель | Посеешь привычку – пожнешь характер. Почему мы все такие разные? Путешествие в страну любимых увлечений. Безопасный мир ребенка. |
май | .Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек). Вечная память ВОВ. Вот и стали мы на год взрослей. Ты у себя дома! |
Тематическое планирование классных часов в 4 классе.
Месяц | 4 класс. Тема классного часа |
сентябрь | День Знаний Моя страна, моя держава! Честность прежде всего. Культура речи. |
октябрь | Ты один остался дома… Как можно обратиться к другому человеку с просьбой. Урок этики. Знаешь ли ты себя? |
ноябрь | Упрямство – хорошо это или плохо? Кто такой – непослушный ребенок. К чему может привести шалость. Я – патриот! |
декабрь | Взаимоотношения в классном коллективе. Как найти правильный выход в спорной ситуации. Ученье – шаг за шагом. Зимушка-зима. |
январь | Застенчивые и неуверенные дети. Бездомному всегда плохо. Разговор о животных. Твой живой уголок. У тебя зазвонил телефон… |
февраль | Что я знаю о моем друге. Все профессии важны, все профессии нужны. История моего родного края. Богатыри – защитники земли русской |
март | Как самим ухаживать за вещами. Мода, мода, мода! Наша улица. Человек среди людей. |
апрель | Игры – шутки. Не искажай язык! “Вежливая” грамматика. Чтобы словам было свободно, а мыслям тесно. |
май | “Что было для вас открытием…” Настроение не пустяк. Что для нас День Победы. От чего прибавляется счастья? Нам пора в 5й класс! |
Внеклассные мероприятия по приоритетным направлениям воспитательной программы «Радуга дружбы».
1 класс
Направление | Наименование мероприятия | Форма проведения | Дата проведения |
Мы дружим друг с другом | Здравствуй, школа! | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Мы – граждане России | Правила поведения в школе | Беседа | Сентябрь |
Мы трудолюбивы и ответственны | Озорные листочки | Занятие по аппликации из осенних листьев совместно с родителями | Сентябрь |
Мы дружим со спортом | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | Сентябрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Моя школа | Конкурс рисунков | Октябрь |
Мы – граждане России | Наш район | Экскурсия | Октябрь |
Нам нравится учиться | День школы. | Праздник | Октябрь |
Мы – дружим друг с другом | День Матери | Праздник | Ноябрь |
Мы дружим друг с другом | Грамотные пешеходы | Устный журнал | Ноябрь |
Мы дружим со спортом | Веселые старты | Спортивный праздник | Ноябрь |
Мы заботимся о природе | Птичья столовая | Изготовление кормушек | Ноябрь |
Нам нравится учиться | Защита Лего-проектов | Фестиваль | Декабрь |
Мы трудолюбивы и ответственны | Новогодний сюрприз | Изготовление сувениров | Декабрь |
Мы дружим со спортом | Мой режим дня | Беседа с психологом и медицинским работником | Декабрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Рождество Христово | Праздник | Январь |
Мы заботимся о природе | Зимний водоем | Экскурсия | Январь |
Мы дружим друг с другом | Волшебные слова | Беседа | Январь |
Мы – граждане России | Самые добрые слова «Мама, Родина, мир» | Беседа | Февраль |
Мы дружим с культурой и искусством | Широкая Масленица | Праздник | Февраль |
Мы дружим со спортом | Мама, папа, я спортивная семья. | Спортивный праздник | октябрь |
Мы – граждане России | Аты –баты – шли солдаты. | Праздник | Февраль |
Мы заботимся о природе | Весна-красна | Устный журнал | Март |
Мы дружим с культурой и искусством | День открытых дверей | Литературно-музыкальная композиция | Март |
Мы трудолюбивы и ответственны | Домашняя аптечка | Беседа | Март |
Мы дружим друг с другом | Праздник мам «Как трудно быть мамой» | Семейная встреча | Март |
Мы – граждане России | Чем богат наш край | Заочная экскурсия | Март |
Мы дружим с культурой и искусством | День Космонавтики | Конкурс рисунков | Апрель |
Мы дружим друг с другом | Я и мои таланты | Круговая беседа | Апрель |
Нам нравится учиться | Прощанье с букварем! | Праздник | Апрель |
Мы трудолюбивы и ответственны | Вырасти растение! | Акция по озеленению кабинета | Апрель |
Мы дружим со спортом | Старты надежд | Эстафета | Апрель |
Мы дружим со спортом | Мой веселый звонкий мяч | Игра | Май |
Мы – граждане России | Великая победа великого народа | Выступление перед ветеранами ВОВ | Май |
Мы дружим друг с другом | Прощание с выпускниками школы | Литературно-музыкальная композиция | Май |
Нам нравится учиться | Праздник славянской письменности | Заочное путешествие | Май |
Мы дружим с культурой и искусством | Прощание с 1 классом | Праздник | Май |
2 класс |
Мы дружим друг с другом | День Знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Мы дружим со спортом | Мой любимый вид спорта | Конкурс рисунков | Сентябрь |
Мы заботимся о природе | Есть в осени первоначальной… | Экскурсия в парк | Сентябрь |
Мы – граждане России | Российский флаг | Беседа | Сентябрь |
Нам нравится учиться | Что, где, когда? | Викторина | Сентябрь |
Нам нравится учиться | Вечер загадок | Викторина | Октябрь |
Нам нравится учиться | День шклольника | Праздник | Октябрь |
Мы – граждане России | Моя родословная | Занятие с родителями | Октябрь |
Мы дружим со спортом | Вопросы Светофорика | Конкурс по ПДД | Октябрь |
Мы дружим со спортом | Папа, мама, я – спортивная семья! | Спортивный праздник | Ноябрь |
Мы заботимся о природе | Мы в ответе за тех, кого приручили | Диспут | Ноябрь |
Мы – граждане России | День Толерантности | Беседа | Ноябрь |
Мы дружим друг с другом | День Матери | Праздник | Ноябрь |
Мы трудолюбивы и ответственны | Мастерская Деда Мороза | Изготовление сувениров | Декабрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Нам нравится учиться | Своя игра | Викторина | Декабрь Апрель |
Нам нравится учиться | Звездный час | Игра | Январь |
Мы дружим со спортом | Ослепительная улыбка на всю жизнь | Беседа | Январь |
Мы дружим друг с другом | Рыцарский турнир | Конкурс | Февраль |
Мы – граждане России | Золотая хохлома. | Экскурсия | Февраль |
Мы дружим с культурой и искусством | Широкая Масленица | Праздник | Февраль |
Мы дружим друг с другом | Мамина улыбка. | Праздник | Март |
Нам нравится учиться | Путешествие в страну Читалию | Игра | Март |
Мы дружим со спортом | Здоровый образ жизни | Диспут | Март |
Мы дружим друг с другом | Я чувствую себя счастливым, когда… | Круговая беседа | Март |
Мы дружим со спортом | Весне – физкульт-ура! | Эстафеты | Апрель |
Мы дружим с культурой и искусством | Пасха – праздник праздников | Литературно-музыкальная композиция | Апрель |
Мы заботимся о природе | Земля – наш дом родной | Утреник | Апрель |
Мы – граждане России | Никто не забыт, ничто не забыто | Выступление перед ветеранами ВОВ | Май |
Нам нравится учиться | Смекай, считай, отгадывай | Конкурс | Май |
Мы – граждане России | Старинные игры и песни | Беседа | Май |
3 класс |
Мы дружим друг с другом | День Знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Мы – граждане России | Российский герб | Беседа | Сентябрь |
Мы заботимся о природе | Краски осени | Экскурсия в парк | Сентябрь |
Мы дружим со спортом | Путешествие в страну Здоровья | Диспут | Сентябрь |
Нам нравится учиться | День школьника | Праздник | Октябрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Угадай мелодию | Праздник | Октябрь |
Мы дружим друг с другом | Гуляй по улицам с умом | Конкурс по ПДД | Октябрь |
Нам нравится учиться | Вокруг света | Игра – путешествие | Октябрь |
Мы дружим друг с другом | Спешите делать добро | Беседа | Ноябрь |
Мы дружим друг с другом | День Матери | Праздник | Ноябрь |
Мы – граждане России | День Толерантности | Викторина | Ноябрь |
Мы заботимся о природе | Природа и мы | Устный журнал | Ноябрь |
Нам нравится учиться | Защита проектов | Выступление на НОУ | Декабрь |
Мы – граждане России | Семейный очаг | Занятие с родителями | Декабрь |
Мы трудолюбивы и ответственны | Новогодний калейдоскоп | Изготовление сувениров | Декабрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Мы дружим друг с другом | Друг настоящий и мнимый | Диспут | Январь |
Нам нравится учиться | На ошибках учатся | Познавательная игра | Январь |
Мы дружим с культурой и искусством | Святки | Праздник народных игр | Январь |
Мы дружим с культурой и искусством | Сядем рядком – поговорим ладком | Фольклорный праздник | Февраль |
Нам нравится учиться | Умники и умницы | Игра | Февраль |
Мы – граждане России | Фашизму – нет! | День юного героя-антифашиста | Февраль |
Мы дружим со спортом | Как отучить себя от вредных привычек? | Беседа | Февраль |
Мы дружим с культурой и искусством | День открытых дверей | Литературно-музыкальная композиция | Март |
Мы трудолюбивы и ответственны | Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера | Выставка работ | Март |
Мы заботимся о природе | Мир животных | Викторина | Март |
Мы дружим друг с другом | Самая красивая, добрая, милая | Праздник мам | Март |
Мы трудолюбивы и ответственны | Акция «Чистота» | Операция по благоустройству пришкольной территории | Апрель |
Мы дружим со спортом | Ловкие и быстрые | Эстафеты | Апрель |
Мы – граждане России | Чьи имена носят наши улицы? | Устный журнал | Апрель |
Мы дружим друг с другом | Космический КВН | Игра | Апрель |
Мы – граждане России | Долгий путь «Москва – Берлин» | Беседа | Май |
Мы дружим со спортом | Чистота и здоровье | Викторина | Май |
Мы заботимся о природе | Знай и люби родную природу | Экскурсия в Парк культуры иотдыха | Май |
4 класс |
Мы дружим друг с другом | День Знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Мы заботимся о природе | Животный мир земного шара | Викторина | Сентябрь |
Мы дружим со спортом | Нам на улице не страшно | Конкурс по ПДД | Сентябрь |
Мы – граждане России | Российский гимн | Беседа | Сентябрь |
Мы – граждане России | Перед старостью склоним колени | Акция милосердия | Октябрь |
Мы дружим друг с другом | Честность и правдивость. Для чего они? | Беседа | Октябрь |
Нам нравится учится | День школьника | Праздник | Октябрь |
Нам нравится учиться | Корзина знаний | Игра | Октябрь |
Нам нравится учиться | Кто хочет получить приз? | Игра | Ноябрь |
Мы заботимся о природе | Провожаем перелетных птиц | Беседа | Ноябрь |
Мы – граждане России | День Толерантности | Викторина | Ноябрь |
Мы дружим друг с другом | День Матери | Праздник | Ноябрь |
Нам нравится учиться | Защита проектов | Выступление на школьных НОУ | Декабрь |
Мы трудолюбивы и ответственны | Мое пожелание | Изготовление сувениров | Декабрь |
Мы дружим с культурой и искусством | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Мы – граждане России | Человек, на котором держится дом | Занятие с родителями | Декабрь |
Мы – граждане России | Знаешь ли ты русскую историю? | Конкурс | Январь |
Мы дружим друг с другом | Забота о маленьких | Школа человечности | Январь |
Мы дружим со спортом | Здоровое питание | Диспут | Январь |
Мы дружим с культурой и искусством | Семья-шоу | Праздник | Февраль |
Мы дружим друг с другом | «Наши джентльмены» | Праздник | Февраль |
Мы – граждане России | Москва. Московский Кремль | Викторина | Февраль |
Мы дружим с культурой и искусством | Литературный брейн ринг | Литературная игра- викторина | Март |
Мы дружим со спортом | Мы и наше здоровье | КВН | Март |
Нам нравится учиться | Литературный ринг | Конкурс | Март |
Мы дружим друг с другом | «Наши леди» | Праздник | Март |
Мы заботимся о природе | Знаешь ли ты птиц нашей полосы? | Викторина | Апрель |
Мы - граждане России | День космонавтики | Экскурсия в планетарий | Апрель |
Мы трудолюбивы и ответственны | Все работы хороши | Беседа | Апрель |
Нам нравится учиться | Это интересно знать | Викторина | Апрель |
Мы – граждане России | Чтобы помнили… | Экскурсия к Вечному огню | Май |
Мы заботимся о природе | Праздник русской березки | Праздник | Май |
Мы дружим с культурой и искусством | Прощание с начальной школой | Праздник | Май |
Мы дружим друг с другом | Что в имени тебе моем? | Презентации | Мы дружим друг с другом |
Работа с родителями
Воспитание младших школьников осуществляется не только классным руководителем, но и семьей. Взаимодействие учителя и родителей имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ученика. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания младших школьников. Поэтому необходимо вести работу по повышению педагогической культуры родителей.
Система работы классного руководителя с родителями основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность учителя и семьи;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы:
- родительское собрание;
- анкетирование;
- беседа;
- посещение на дому;
- организационно-деятельностная игра;
- семейная гостиная;
- вечер вопросов и ответов;
Темы информационно-просветительских родительских собраний
1 класс | 3 класс |
Трудности адаптации первоклассников к школе. | «Мой ребенок меня обманывает» Урок духовности |
Режим дня – основа успешной учебы школьника. | Гражданин воспитывается с детства. |
«Особенности внимания в младшем школьном возрасте». | Воображение и его роль в жизни ребенка |
Друзья моего ребенка | Интеллектуальный марафон между родителями и детьми |
2 класс | 4 класс |
Здоровый образ жизни семьи – залог физического и психического здоровья ребенка | Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка |
Нравственно – патриотическое воспитание у детей. | Российская гражданская идентичность. |
Наказание и поощрение в семье | Слабоуспевающий ребенок не значит «плохой человек» |
Итоги прошедшего года «Мы и наши таланты» | Роль семьи в воспитании нравственных ценностей |
Психолого-диагностическое сопровождение:
Диагностика в классе осуществляется психологом школы, направлена
на обобщение демографических данных ученика и составление социального паспорта класса, на изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- темперамент;
- способности;
- выявление интересов;
- уровень воспитанности;
- тип личности в общении;
- самооценка;
на изучение межличностных отношений:
- социально-психологический климат в классе;
- социометрия.
Формы проведения диагностики:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа.
Предполагаемый результат: выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Используемая литература:
1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я: пособие для учителя/ под ред. Виноградовой Л.И. – М.: Просвещение, 2011.
2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод.пособие – М.: Айрис – пресс, 2010.
3. Лакоценина Т.П.Педагогика нового времени –Москва/Д: Изд-во «Учитель», 2012.
4. Максимова Т.Н.Классные часы. М.: Вако, 2008.: ТЦ Сфера, 2013.
5. Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (социально-эмоциональное развитие детей) – М.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Практическое пособие для учителей нач. школы, студ.сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. –Москва: Творческий центр «Учитель», 2012.
8. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. (Проект) М., 2009 – http://standart.edu.ru/
9. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2012
10. Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М.: Педагогическое сообщество, 2012.
http://www.school.edu.ru
http://window.edu.ru
http://www.zavuch.info/
http://festival.1september.ru/
Содержание программы:
1. Пояснительная записка 1
2. Цель и задачи программы 3
3. Принципы воспитания 4
4. Приоритетные направления воспитательной программы 5
5. Виды деятельности и формы занятий по приоритетным
направлениям 6
6. Самоуправление программы воспитательной деятельности. 9
7. Индивидуальная работа с учащимися 10
8. Темы классных часов 11. 9.Внеклассные мероприятия по приоритетным направлениям 16
10. Работа с родителями 22
11. Темы родительских собраний 22
12. Психолого-педагогическое сопровождение 23
13. Используемая литература 24
25