СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для воспитательной работы для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ»

Программа по воспитательной работе


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающих и направлена на социализацию детей с нарушением интеллекта, как процесс вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.

Цели:

1. Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоение и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.

2. Создание условий для формирования навыков творческого сотрудничества на основе терпимого отношения к окружающим, утверждения достоинств каждого ребенка.


Задачи:

1. Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества.

2. Воспитание детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха;

3. Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты, чуткости и любви;

4. Прививать навыки умственного и физического труда, воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда;

5. Осуществлять связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

6. Формирование дружного, сплоченного коллектива; налаживание психологической совместимости, создание в группе отношения атмосферы товарищества и взаимного уважения;

7. Коррекция грубых нарушений психофизического развития, реабилитация этих детей в обществе.


Ожидаемый результат: Занимаясь по данной программе, я постараюсь выработать у каждого ребенка, конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Программа рассчитана на 82 часа.


Календарно – тематическое планирование

Блоки воспитательной работы

Кол-во часов

Из них

теория

практика

I. Личностное развитие

12



«Я и Мы»

1


Распределение обязанностей

«Поведение в школе. Я - ученик»

1


Час общения.

«Семейные традиции и праздники»

1


Час общения

«Язык мой - друг мой»

1

Беседа


«Я и моя семья»

2


Час общения

Мы живем среди людей

1


Познавательная игра

Что такое зло

1


Час общения

Наши имена

1


Игра

Радость, праздник, сюрприз

2


Ситуационная игра

Мотивы и потребности

1


Игра - ситуация

II. Работа с книгой

14



Стихи об осени

1

Разучивание


«Сезонные изменения природы»

1


Наблюдение

Русские народные сказки

2

Чтение

Разбор содержания

Рисуем сказку

2


Рисование

Рисуем иллюстрации к сказке

1


Рисование

Изготовление аппликации к сказке

1


Практическая работа

Как появляется зло (персонажи сказок)

2


Игра

Новогодний конкурс стихов

1


Конкурс

Лепка репки по мотивам сказки

1


Лепка

Как я могу читать?

2

Беседа


III. Патриотическое воспитание

10



«Я - гражданин России»

1

Беседа


«Едва ль найдется краше столицы нашей…»

1


Экскурсия

«Передай добро по кругу»

1


Час общения

Праздник малой родины

1


Утренник

День защитника Отечества

1


Утренник

День космонавтики

1

Беседа

Презентация

Праздник труда

1

Беседа

Практика

Встреча с ветеранами

1


Праздник

Мои дела и поступки

1


Ситуации

Итоговое занятие «Мои дела и поступки»

1


Игра

IV.Трудовое воспитание

10



Содержание классной и спальной комнат в чистоте и порядке

постоянно


Дежурство в классе

Генеральная уборка класса, спален

еженедельно


Час труда

«Чистый двор»

еженедельно


Трудовой десант

«Сбор природного материала»

1


Выход в природу

«Одежда школьника и уход за нею»

1

Беседа


Работа с деревом (выжигание по дереву)

8


Часы труда

V.Физкультурно-оздоровительное направление

11



«Мой режим дня»

1

Беседа

Практическая работа

«Быть красивым и здоровым помогают витамины»

1

Беседа

Презентация

«Со спортом дружить - здоровым быть»

2


Подвижные игры

Спортивный час

1


Физминутки

Волосы и уход за ними

1


Практическая работа

«Что ты можешь делать сам?»

1


Тестирование

Спортивная эстафета

1


Практическое занятие

Знакомство с народными играми

2


Практическое занятие

Профилактические мероприятия по охране здоровья в летнее время

1

Беседа


VI.Социализация и обеспечение жизнедеятельности

13



«Дом, в котором мы живем»

1

Беседа

Игра

«Праздник дня рождения»

1


Праздник именниника

«Дорожные знаки»

2

Беседа

Практическое занятие

«Опасные ситуации на улице»

2


Практическое занятие

«Правила противопожарной безопасности»

1

Беседа

Рисование

Что изменилось в нашем классе

1


Практическое занятие

К нам пришли гости

1


Познавательная игра

Правила поведения и формы общения

2

Беседа с элементами игры


«Я и моя улица»

1


Игровые ситуации

Когда «можно», когда «нельзя»

1


Ситуации поведения

VII.Художественно-эстетическое направление

12



«Правила этикета: знакомство»

1


Час общения

«Мой родной город»

1


Конкурс рисунков

«Наступила снежная зима»

1


Познавательная игра

«Волшебная клякса»

2


Рисование

Международный женский день – 8 Марта

2


Утренник

Рисунок рассказывает

1


Час общения

Мозаика «Природа весной»

1


Игра

Послушай и найди свою музыку

1


Игра

«Зачем нужен театр?»

1


Игра с куклами

«Веселые звери»

1


Игра

Итого по программе

82



VIII.Работа с родителями




«Изучение психологического климата в семье»

ежеквартально


Посещение семей

«Выборы родительского комитета»

1


Собрание

«Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке»

1

Беседа


«Индивидуальные консультации с психологом и соц. педагогом

регулярно


Встречи с психологом и соц. педагогом

«Трудности и возможности 12-13-летнего ребенка»

2

Беседа


«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

2

Беседа


Общешкольное родительское собрание

2


Собрание

Самообслуживание в интернате

2

Беседа


Подготовка к Новогоднему карнавалу

2


Шитьё костюмов

 Знакомство родителей с традициями школы, ее историей и достижениями.

2

Беседа

Экскурсия

Знакомство родителей с планом воспитательной работы, с системой контроля, критериями оценки деятельности ученика на уроке 

2

Беседа


Подготовка к ремонту спальни и классных комнат

3

Беседа




Содержание

Раздел, тема

Цели, задачи

Методы

Форма

Коррекционная работа

I.

Блок «Личностное развитие»

Формирование личностной позиции




1

«Я и Мы»

Оценка черт личности и коллектива

поручение

Практическая работа

Воспитание чувства коллективизма

2

«Поведение в школе. Я - ученик»

Воспитывать чувство долга, ответственности.

Убеждение

Беседа

Коррекция поведения

3

«Семейные традиции и праздники»


Обсуждение

Презентация

Коррекция эмоционально-волевой сферы

4

«Язык мой - друг мой»



Презентация

Развитие речи

5

Радость, праздник, сюрприз


Объяснение

Игра

Коррекция эмоционально-волевой сферы

II.

Блок «Работа с книгой»

Воспитание любви к книге, потребности к чтению




1

Русские народные сказки

Воспитание любви к сказкам

Наглядно-иллюстративный

Чтение сказок

Коррекция мыслительной деятельности

2

Стихи об осени

Воспитание любви к художественному слову

Выразительное чтение

Беседа

Развитие речи

3

«Сезонные изменения природы»

Развитие наблюдательности

Наглядно-иллюстративный

Экскурсия

Учить подмечать приметы природы

4

Новогодний конкурс стихов

Воспитание любви к художественному слову

Выразительное чтение

Конкурс

Развитие речи

III.

Блок «Патриотическое воспитание»

Воспитание патриотизма, любви к Родине, родному краю.





1

«Я - гражданин России»

Воспитание личности детей, знающих историю и традиции родного края и «большой Родины»

Обсуждение

Игра

Вызвать чувство быть частицей огромной страны

2

«Едва ль найдется краше столицы нашей…»

Воспитывать чувство гордости за свою столицу

Словесный

Презентация

Воспитание любви к городу

3

«Передай добро по кругу»

Знакомство с истоками национальной культуры.

Наглядно-иллюстративный

Практическая работа

Определение жизненных ориентиров

5

Мои дела и поступки

Развивать восприятие и понимание таких ценностей как «доброта», «школа», «учитель», «Родина», «дружба», «уважение к старшим».

Положительный пример

Беседа

Коррекция эмоционально-волевой сферы

IV.

Блок «Трудовое воспитание»

Прививать трудовые навыки и умения, в процессе выполнения поручений, практических занятий.




1

«Содержание классной и спальной комнат в чистоте и порядке»

Коррекция психофизических недостатков средствами труда.

Убеждение

Инструктаж

Ответственность каждого ребенка за чистоту

2

«Генеральная уборка класса»

Формировать навыки коллективной трудовой деятельности

Контроль

Инструктаж

Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы

3

«Чистый двор»

Воспитывать желание трудиться.

Контроль

Практическая работа

Мотивация детей на ответственность

4

«Сбор природного материала»


Словесный

Экскурсия


5

«Одежда школьника и уход за нею»

Воспитание добросовестности, прививать навыки самообслуживания.

Контроль

Практическая работа

Освоение правил ухода за одеждой

V.

Физкультурно-оздоровительное направление

Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.





1

«Мой режим дня»

Развивать ответственность за состояние своего здоровья;

Контроль

Практическая работа

Коррекция внимания

2

«Быть красивым и здоровым помогают витамины»

Развитие мотивации на здоровый образ жизни

Объяснение

Беседа

Коррекция мыслительной деятельности

3

«Со спортом дружить - здоровым быть»


Пример

Практическая работа

Воспитание здорового образа жизни

4

«Чистота и здоровье»

отработать навыки санитарно-гигиенического ухода за собой.

Упражнение

Инструктаж

Осознание детьми, что «чистота-залог здоровья»

5

Спортивный час

Обеспечить достаточную двигательную активность детей

Упражнение

Практическая работа

Воспитание здорового образа жизни

VI.

Социализация и обеспечение жизнедеятельности

Учить умению правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях




1

«Дом, в котором мы живем»

Формирование у детей знания, умения и навыки безопасного поведения в быту и на улице

Наглядный пример

Презентация

Развитие познавательных способностей

2

«Праздник дня рождения»


Словесный

Беседа


3

«Дорожные знаки»

Знакомство с правилами дорожного движения, сигналами светофора

Наглядно-иллюстративный

Презентация

Коррекция внимания

4

«Опасные ситуации на улице»


Убеждение

Презентация

Коррекция памяти

5

«Правила противопожарной безопасности»

Учить правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;


Объяснение

Презентация

Коррекция памяти, внимания

VII.

Художественно-эстетическое направление

Развивать основы творческого мышления и воображения.





1

«Мой сосед по парте»

Создать в классе благоприятную, эмоциональную атмосферу.

Наглядный пример

Практическая работа

Воспитание чувства дружбы

2

«Правила этикета: знакомство»

Учить соблюдать нормы этического поведения в повседневной жизни.

Объяснение

Практическая работа

Воспитание правильного поведения

3

«Мой родной город»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словесный

Экскурсия

Развитие познавательной деятельности

4

«Наступила снежная зима»

Дать детям заряд веселья, бодрости, хорошего настроения.

Словесный, наглядный

Практическая работа

Воспитание любви к родной природе















Список методической литературы

  1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Петров И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989.

  3. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000

  4. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

  5. Л.Г.Федоренко. Секреты общения.-С-Пб.,2003.

  6. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  7. Выготский Л.С.   Проблемы дефектологии.   М. , Просвещение,   1995.

  8. Выготской Л.С.  Психология.   М. , Эксмо-Пресс,  2000.

  9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. Книга для учителя. М. Школа-Пресс, 1994.

  10. В.В.Воронкова ,С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Пособие для учителя. М. Владос, 2006

  11. Газман О.С. Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе: Энциклопедия образовательных технологий.  М., Т.3,  2006.

  12. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.

  13. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. М. АПН СССР 1961.

  14. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией В.Ф. Мачихиной М. Просвещение 1980.

  15. Малофеев Н.Н.  Стратегия и тактика перехода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами.    Дефектология  № 6.,  1997.

  16. Л.Г.Матвеева, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушин. Практическая психология для родителей. М. «АСТ-ПРЕСС» 1997,

  17. Певзнер М.С. Дети олигофрены. М. АПН РСФСР, 1959.

  18. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов  - М., Педагогика 1969.

  19. Худенко Е.Д.  Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе,  детском доме. М. , Аркти ,  2005.

  20. Шматко Н.Д.  Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Перспективы развития специального образования. Сборник научных трудов.  Под ред.  Л.С. Сековец,  Н.Новгород,  2007.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!