МБОУ «Школа №2»
Утверждаю: и.о директора школы
____________Д.С. Зуйков .
Программа воспитательной работы
«Это мой выбор»
(9 «В» класс)
Составила:
классный руководитель
Фильчагова Наталья Васильевна
2017-2018 год
Пояснительная записка
Воспитание — высшее из благ, но только тогда,
когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.
Р. Киплинг
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социально-экономические и социально-политические системы, но и нравственные ориентиры людей, взаимоотношения между ними. Сегодня, когда решается задача «возвращения» ученика в культуру, безусловно, имеется в виду развитие у него способности к научному и моральному познанию этого многоликого мира, воспитание человека, способного осознать необходимость и важность выбора отдельных поступков или поведения в целом в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Все вышеизложенное определило необходимость разработки системы воспитательной работы, ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий.
Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.
Для реализации данной цели, работа осуществляется по следующим направлениям:
«Я и мое здоровье»
Цель: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
1) Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
2) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
«Я и мой интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде; формирование потребности в самообразовании.
Задачи:
1) Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
2) Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3) Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
«Я среди людей»
Цель: формирование нравственной позиции учащихся.
Задачи:
1) Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
2) Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
3) Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
«Я и мой досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1) Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
2) Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
3) Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
4) Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
«Я и моя семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи: 1) Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2) Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
«Я и моя будущая профессия»
Цель: активизация и оптимизация процесса личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.
С
Я и мое здоровье
Я среди людей
Это мой выбор

труктура воспитательной работы по программе «Это мой выбор»
Я и мой интеллект
Я и мой досуг
Я и моя будущая профессия
Я и моя семья
Каждое из данных направлений воспитательной работы не повторяет предыдущее, а, наоборот, дополняет, углубляет содержание воспитания и способствует формированию правильного выбора учащимися здорового образа жизни, нравственной позиции, своей будущей профессии, развитию способности учащихся к выбору ценностей и поступков.
Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.
1. Взаимодействие.
2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.
Законы жизни в коллективе.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие:
Обеспечение связи образовательного учреждения с семьей;
Установление контактов с родителями обучающегося, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся, родительских собраний;
Взаимодействие с педагогами;
Организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение классных часов, советов класса…
Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающегося;
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом;
Ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя…)
Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе, немедленно сообщает администрации школы и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную или реальную опасность для ребенка;
Участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаниях, школьных методических объединениях (творческая группа классных руководителей), совета профилактики безнадзорности и правонарушений;
Осуществляет повышение своего профессионального уровня.
Коммуникативные:
Регулирование межличностных отношений между учащимися;
Установление взаимодействия между педагогами и обучающимися;
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные:
Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
Контроль за посещаемостью учебных занятии с обучающимися.
Формы работы с учащимися:
Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование…
Групповые: творческие группы, органы самоуправления, классные часы, тренинги…
Коллективные: конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, праздники, игры, трудовые акции.
Циклограмма работы классного руководителя в течение года
Ежедневно:
Организация питания учащихся.
Проверка санитарного состояния учащихся.
Предупреждение неуспеваемости и конфликтных ситуаций с учащимися.
Индивидуальная работа с учащимися (работа с опаздывающими; беседы о внешнем виде; выяснение причин пропусков учащимися учебных занятий).
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе по плану.
Работа с учителями- предметниками по ситуации.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с социальным педагогом по ситуации.
Встреча с медсестрой по справкам о болезни учеников.
Каждый месяц:
Посещение уроков в своем классе.
Встреча с родительским активом.
Работа с активом класса.
Заполнение табеля питания.
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала.
Анализ выполнения плана работы за четверть.
Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Оформление личных дел учащихся.
Выбор актива класса.
Заполнение социального паспорта класса.
Составление характеристик учащихся.
Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
Сбор статистических данных о классе.
Характеристика классного коллектива
Классное самоуправление
Ф.И. | Направление | Обязанности |
Боброва Д.,Теричева А., Миронов А., Крюков А., Мезинова Е. | Культурно-массовый сектор | Организация коллектива на участие в общешкольных, обще классных мероприятиях, конкурсах, рейдах и т.п.; Помощь в оформлении классного уголка; Помощь в организации анкетирования, мониторингов, инструктажей, ТБ и т.п.; Помощь в организации воспитательной работы с классным коллективом. |
Снетков М., Ахмерова С., Быдреевская К.,Макаров А.,Ильина Л. | Социальный сектор | Ответственный за поведение членов коллектива в учебных классах в урочное и внеурочное время, коридорах, столовой, спортивном зале; Помощь в организации экскурсий, походов и т.п.; Оказывает помощь при соблюдении правил поведения в общественном транспорте и тд. |
Григорьев А., Гиниятов А., Комаров Н., Постнова К., Смирнов Д.,Рыжаков С. | Спортивный сектор | Организует учащихся на участие в каких-либо спортивных мероприятиях; Ответственный за выполнение утренней зарядки во время дежурства классного коллектива; Оказывает помощь при организации спортивных мероприятий, конкурсов, викторин и т.п. Ответственный в организации мероприятий и соблюдении всех правил и требований ПДД. |
Чесноков И., Песков Д., Бирюков Д., Коновалова О., Шашков Р., | Учебный сектор | Организует участие членов коллектива в олимпиадах, предметных неделях, мастер-классах и т.п.; Следит за уровнем знаний учащихся и информирует классного руководителя о проблемах членов коллектива в той или иной области для своевременного принятия решений; Оказывает помощь в организации проверки дневников, тетрадей и т.п. Оказывает помощь по всеобучу (подсчет кол-ва пропущенных дней, уроков, причины пропусков и т.п.). |
Тюлин И., Чумаков А.,Напылова В., Никитина Л.,Языков Ю, Воронин А. | Сектор контроля порядка | Следит за своевременной и качественной уборкой прикрепленных к коллективу кабинетов; Оказывает помощь в организации учащихся на генеральные уборки класса, весенние и осенние уборки пришкольной территории, субботники и т.п.; Проверяет внешний вид учащихся, соответствие школьной формы, аккуратность и чистоту в использовании школьных принадлежностей (учебники, тетради, рабочее место учащегося и т.п.). |
План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год (9 «В»класс)
месяц | «Я и мое здоровье» | «Я и мой интеллект» | «Я среди людей» | «Я и мой досуг» | «Я и моя семья» | «Я и моя будущая профессия» |
Сентябрь | Классный час «Мы за ЗОЖ» | Викторины | Праздник «День знаний», проведение тематических классных часов | Комплектование кружков и секций. (запись в кружки и секции) | Оформление социальных паспортов, проведение родительского собрания | Классный час «Выбираем профессию»; |
Октябрь | Неделя здоровья «Мы готовы к ГТО», мероприятия в рамках Дня ГО и ЧС | Участие в окружном конкурсе «Первый инженер России» (Постнова,Чесноков) | Декада пожилых людей. Классный час «Уважай старшее поколение» | Участие в творческих конкурсах | Организованная поездка в Н.Новгород | Просмотр социальных роликов. «Все профессии нужны, все профессии важны», обсуждение. |
Ноябрь | Участие в месячнике по профилактике употребления алкогольных, наркотических веществ, курения (кл. час «Вредные привычки», родительское собрание с ознакомлением снормативными документами, организованные соревнования по воллейболу | Викторина «День народного Единства» | Декада матери (классный час) | Организация школьных каникул. Участие в творческих конкурсах ко Дню Матери | День матери. Праздничные мероприятия | Профориентация 9-классников, тематический классный час |
Декабрь | Участие в месячнике «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» (спортивные соревнования, классный час, род. Собрание) | Викторина «Права и обязанности подростка» | Воспитательные мероприятия «12 декабря – День Конституции РФ» | Новогодние представления. Участие в школьных мероприятиях | Организация работы родительского патруля, встреча родителей с представителем Семеновской ЦРБ по вопросам профилактики | Конкурс рисунков « Все профессии важны» |
Январь | Кл. час по иммунизации «Это должен знать каждый» | Викторина «Экологическая мозайка», | Экскурсия | Новогодние мероприятия | Волейбол | Квест – игра « Тайна выбора профессии» |
Февраль | Турнир по волейболу «А ну-ка, юноши» | Шахматный турнир | Кл.час о дружбе | Общешкольный смотр детского творчества. | «Лучше папы в мире нет» Праздничные мероприятия, посвященные 23 февраля | Тест на выбор подходящих профессий |
Март | Турнир по волейболу «А ну-ка, девушки» | Викторина «Великие изобретатели 20 века» | Выпуск газеты, посвященной «Международному Женскому Дню» | Классный час, посвященный празднику 8Марта | | Индивидуальные консультации с учащимися по результатам тестирования |
Апрель | Классный час «Береги здоровье» | Викторина «День Космонавтики» | Проведение тематических классных часов «Пионеры - кто такие?» | Участие в творческих конкурсах | Месячник правовой работы, Дни здоровья | Проведение методики на выявление интересов и склонностей « Карта интересов», тип профессий по классификации Е.А. Климова |
Май | День здоровья | Участие в общешкольном дне науки | Мероприятия в рамках Дня Победы «Вечная память героям» | Последний звонок. Линейка по окончанию учебного года | Летняя занятость учащихся. Родительское собрание | Проведение теста структуры интеллекта Амтхауэра Л.А. Ясюкова |
По результатам программы обучающиеся среднего звена должны получить:
-Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активную гражданскую позицию.
-Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
-Творческий подход к любым видам деятельности.
-Коммуникабельность, умение общаться.
-Патриотическое отношение к России, к малой Родине, к землякам.
-Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.
Приложение
Психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе учатся 27 человек, из них 17 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2002-2003 года рождения. Большинство детей учатся вместе с 1- го класса, шесть человек поступили в классный коллектив в прошлом учебном году из других классов школы, двое - из других общеобразовательных организаций (МБОУ «Школа №1», МБОУ «Лицей им.А.С. Пушкина»). Некоторые дети живут в неполных семьях (5 человек). В классе 5 детей из многодетных семей: (Воронин А., Шашков Р., Григорьев А., Чесноков И., Тюлин И.). В целом дети воспитываются в благополучных семьях, где родители уделяют должное внимание обучению и воспитанию своих детей. Из всего классного коллектива 2 ученика склонны к правонарушениям (Снетков М, Григорьев А.).
Старостой класса является Боброва Дарья. Девочка с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.
Неформальным лидером класса является Постнова Ксения. Очень энергичная, активная, отзывчивая и доброжелательная девочка. Принимает активное участие в организации и проведении различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Ксении уважают и зачастую прислушиваются к нему.
Большинство учащихся объединены по группам, в основном по интересам и по месту жительства, группы насчитывают по 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Шашков Роман, который иногда становится объектом неприязни некоторых учеников, что обусловлено его поведением и манерой прилюдно делать замечания одноклассникам.
Классный руководитель старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли.
В классе 14 человек учатся на 4-5, отличников нет, неуспевающих по предметам нет. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, хоккеем, игровыми видами спорта, атлетикой. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Классный коллектив уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса необходимы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
Список учащихся 9 «В» класса
МБОУ «Школа № 2»
1.Ахмерова Светлана Михайловна
2.Бирюков Даниил Вадимович
3.Боброва Дарья Юрьевна
4.Быдреевская Екатерина Павловна
5.Воронин Антон Сергеевич
6. Гиниятов Артем Вадимович
7.Григорьев Алексей Евгеньевич
8.Ильина Любовь Ивановна
9.Комаров Никита Александрович
10.Крюков Артем Сергеевич
11.Макаров Антон Андреевич
12.Миронов Александр Алексеевич
13.Мезинова Евгения Сергеевна
14.Напылова Виктория Александровна
15.Никитина Елизавета Николаевна
16.Постнова Ксения Олеговна
17.Рыжаков Сергей Дмитриевич
18.Снетков Михаил Алексеевич
19.Смирнов Дмитрий Евгеньевич
20.Тюлин Иван Алексеевич
21.Теричева Александра Артемовна
22.Чесноков Иван Васильевич
23.Чумаков Алексей Александрович
24.Шашков Роман Павлович
25.Языков Юрий Андреевич
26. Песков Дмитрий Николаевич
27.Коновалова Олеся Юрьевна
Год рождения | Мальчики | Девочки | Всего |
2002 | 15 | 7 | 22 |
2003 | 2 | 3 | 5 |
всего | 17 | 10 | 27 |
| | | |
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ классного коллектива
Для исследования результативности воспитательной программы используется совокупность критериев, показателей и методик изучения.
Критерии эффективности | Показатели | Методики изучения |
Воспитанность | Самооценка личностных качеств. | Методика «Репка». Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена |
Уровень самооценки | Методика Газмана О.С. «Саморазвитие личности подростка» |
Уровень саморазвития |
Уровень саморазвития |
Сформированность индивидуальности выпускника школы | Нравственная направленность | Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение |
Креативность личности выпускника | Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся |
Компетентность выпускника | Наблюдение, анкетирование |
Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» |
Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» |
Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» |
Сформированность классного коллектива | Эталонность школьного коллектива в восприятии его членов | Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» |
Уровень самоуправления | Самоуправление в классе, школе | Методика М.Рожкова «Самоуправление» |
Взаимоотношения в семье | Комфортность, защищённость ребёнка в семье | Анкетирование |
Здоровье учащихся | Отношение учащихся к своему здоровью | Анкетирование |
Читательская активность | Количество прочитанных книг на одного ученика | Мониторинг |
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ УЧАЩИХСЯ
Методика М.И. Рожкова предназначена для определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Цель: определить уровень развития самоуправления в коллективе учащихся.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
4 3 2 1 0 | 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше. |
4 3 2 1 0 | 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы. |
4 3 2 1 0 | 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе. |
4 3 2 1 0 | 4. Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач. |
4 3 2 1 0 | 5. Считаю, что группа способна к дружным самостоятельным действиям. |
4 3 2 1 0 | 6. У нас в группе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. |
4 3 2 1 0 | 7. Выборный актив в нашей группе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. |
4 3 2 1 0 | 8. Считаю, что актив в нашей группе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. |
4 3 2 1 0 | 9. Считаю, что учащиеся нашей группы добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
4 3 2 1 0 | 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы. |
4 3 2 1 0 | 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. |
4 3 2 1 0 | 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 3 2 1 0 | 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения. |
4 3 2 1 0 | 14. Учащиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива учебного заведения. |
4 3 2 1 0 | 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива группы в органах самоуправления всего коллектива учебного заведения в решении задач, стоящих перед ними. |
4 3 2 1 0 | 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом учебного заведения. |
4 3 2 1 0 | 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями. |
4 3 2 1 0 | 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам. |
4 3 2 1 0 | 19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 3 2 1 0 | 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом. |
4 3 2 1 0 | 21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов самоуправления всего коллектива. |
4 3 2 1 0 | 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов. |
4 3 2 1 0 | 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях. |
4 3 2 1 0 | 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива. |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 -«Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4);
организованность коллектива (5—8);
ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
включенность группы в дела коллектива учебного заведения (13—16);
отношения группы с другими ученическими общностями (17—20);
ответственность учащихся группы за дела общеучилищного коллектива (21—24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива группы, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в группе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Тест «Размышляем о жизненном опыте» составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа |
а | б | в |
1 2 3 | * | * | * |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
в) отказываюсь решительно.
Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить гостей на кофе.
Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.