СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы в 10-11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы в 10-11 классе»

Пояснительная записка

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Воспитательная работа в классе будет строиться на основе программы, цель которой: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;

  • создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.

  • создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

  • Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- организация малых педагогических консилиумов;

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

- проектные игры;

- КВН;

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

•  гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

•  личностно-ориентированная педагогика;

•  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

•  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

• технология коллективно-творческих дел;

•  игровые технологии.

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

«Я – Человек». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

«Моя Родина». Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Будучи преподавателем истории, считаю, что это направление одно из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам войны.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания. Военно–патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико–патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

«Мир прекрасного» - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

«Мой выбор» - направление направлено на воспитание культуры жизненного самоопределения, привитие учащимся навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели; воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе; воспитание чувства ответственности за совершенные действия.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

Модель выпускника

Главной задачей воспитатель ной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 11-го класса являются:

■ Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье; наличие жизненных планов: активная профессиональная подготовка; понимание жизненной целеустремленности.

Мировоззрение: знание современной научной картины мира;

понимание и принятие философии прав и свобод человека; патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания); правовая и политическая культура.

■ Интеллектуальное развитие: информационный кругозор; потребность применять знания на практике; умение обобщать, анализировать, делать выводы;

критичность (ничего не принимать на веру); стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию; умение заниматься самообразованием.

■ Отношение к труду, деятельности, обязанностям: добросовестность; старательность; настойчивость; предприимчивость, самостоятельность; творческий подход к работе.

■ Личностные качества (черты характера):

- сознательная дисциплинированность, обязательность; - внутренняя свобода, независимость; стойкость, умение переносить трудности;

решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх; порядочность;

честность, правдивость.

■ Отношение к окружающим: гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей; бескорыстная забота о других; интерес к людям, общительность;

доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам; терпимость, уступчивость; умение постоять за себя.

■ Культура поведения: умение контролировать себя; сдержанность, тактичность;

чувство меры в общении; умение соблюдать дистанцию; культура речи.

■ Здоровый образ жизни: отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности; знание механизмов и способов поддержания здоровья;

стремление к физическому совершенствованию; отсутствие вредных привычек.

■ Семья. Брак. Любовь. Отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

уважительное отношение к женщине, девушке.

■ Эстетическая культура: наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жиз­ни, труде, общении, обучении.




Список диагностических исследований в классном коллективе


  1. Диагностика ценностных отношений учащихся класса к миру, к людям, к себе.

  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.

  3. Тест «Размышляем о жизненном опыте».

  4. Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса

  5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

  6. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации


































Тематика классных часов

Направление «Я - человек»

(духовно-нравственное воспитание,

воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся

Поговорим о нравственности… (беседа)

октябрь

Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

“Я имею право на…” (дискуссия)

ноябрь

Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа)

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

декабрь

Как научиться властвовать собой? (тренинг)

Стресс в нашей жизни (тренинги)

январь

Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»

Что значит быть счастливым? (дискуссия)

февраль

«О милосердии" (беседа)

Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»

март

«Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен матери).

"Человек и закон" (Деловая игра)

апрель

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)

май

Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)

Направление «Моя Родина» (гражданско-патриотическое воспитание,

правовое воспитание и культура безопасности)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

День Знаний. Классный час: «Моя малая родина».

Каким я вижу будущее моего села? (дискуссия)

октябрь

«Даешь поход!» (туристические старты)

«Пусть не повторится никогда…» (Кл .час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)

ноябрь

День народного единства (брейн-ринг)

Классный час «Солдат войны не выбирает».

декабрь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»

январь

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)

«Где родился, там и пригодился» (защита учебных исследований)

февраль

Конкурс веселых и находчивых «Суп из топора»

Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»

март

Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»

Конкурс будущих призывников «Тяжело в ученье- легко в бою»

апрель

Час общения «Задержан полицией. Как себя вести?»

«Песня в солдатской шинели» (о музыке военных лет)

май

«О них мы будем помнить всегда» (беседа)

Страницы великой эпопеи. Памяти павших.(час общения)

Направление «Здоровый образ жизни» (здоровьесберегающее воспитание)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«За здоровьем – пешком!» (мини исследования)

«Формула здоровья» (дискуссия)

октябрь

«Причины суицида среди подростков» (беседа)

«Любовь и закон» (час общения)

ноябрь

Интерактивная беседа «Что вредно и что полезно?»

«Не сломай судьбу свою» (беседа)

декабрь

Классный час: « Роль физической культуры для организма учащихся».


«От пива столько негатива» (ролевая игра)

январь

«Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование)

Беседа «Питание и здоровье человека»

февраль

Выпуск газеты «Движение – это жизнь»

Выпуск буклета «Шаг к здоровью»

март

«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)

«Бабушкина секреты»

апрель

Вредная пятерка и полезная десятка» ( час общения о здоровом питании)

Класс. час «Я и сигарета»

май

Акция « Всемирный День борьбы с курением».

Акция «Конфета вместо сигареты»

Направление «Мир прекрасного» (воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культуротворческое и эстетическое воспитание)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Участие в конкурсе – выставке «Причуды природы»

Участие в конкурсе – выставке «Дары природы»

октябрь

«Красота – это …» (дискуссия)

"Слава рукам золотым!" Брейн-ринг

ноябрь


«Мы выбираем, нас выбирают» (час общения)

декабрь

Новогодний КВН

Новогодний КВН

январь

Беседа «Культура одежды»

Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»

февраль

«Всему начало любовь…» (дискуссия )

«Любви все возрасты покорны» (час общения)

март

"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс

«Таинство очарования» (конкурсная программа)

апрель

Юмор в жизни человека (час общения)

«Что такое духовное богатство человека» дискуссия

май

"Музыка и мы" дискуссия

«Книга добрых слов» (час общения)

Направление «Мой выбор» (воспитание культуры жизненного самоопределения)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства».

Класс. час «Образование и формирование жизненных планов»

октябрь

Тренинг «Планирование карьеры»

«Ярмарка профессий» (игровая программа)

ноябрь

Класс. час «Качество и эффективность учебного труда»

День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?».

декабрь

«Лишние люди на рынке труда» (разбор ситуаций)

Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»

январь

Игра по профориентации «В центре занятости населения»

«В мире профессий» (встреча с выпускниками школы, студентами)

февраль

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? (экскурсия в мир профессий)

Экскурсия в районный суд (знакомство с профессиями) (по согласованию)

март

Экскурсия в районную пожарную часть (по согласованию)

Деловая игра «Имидж делового человека»

апрель

«Мудрость вечности – наказ наших предков» (час общения)

Деловая игра «Устройство на работу»

май

«Советы ангела»

«Исполнение желаний»

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

Время проведения

1

«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»

10

1 четверть

2

«Любовь в нашем доме»

10

2 четверть

3

«Думая о наших детях»

10

3 четверть

4

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

10

4 четверть

5

«Ребенок – это праздник, который пока со мной»

«Помощь семье в правильной профессиональной ориентации».

11

1 четверть

6

«Какие мы родители?»

«Принуждение: может ли оно быть эффективным»


11

2 четверть

7

«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ»

«Ритуалы, которые нравятся нашим детям»

11

3 четверть

8

«Методы снижения тревожности у выпускников».

«Письма к любящим родителям. Письма к любимым детям»

11

4 четверть
























Литература


  1. Елена Бачева. Родительству стоит учиться. – П.: ООО Мэджик Стар Студио, 2016.

  2. Елена Бачева. Хрестоматия по родительскому образованию. – НКО «НОУ «Академия Родительского образования», 2014

  3. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997

  4. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2016

  5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2012.

  6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2016.