СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Живой организм"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Живой организм"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)


УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2018 г


ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова

____ августа 2018 г

_____________ И.В. Ефимова

____ декабря 2018 г







Рабочая программа элективного учебного курса профильного обучения

на 2018-2019 учебный год






Название курса Живой организм

Класс 11

Учитель Антонова Е.Ю. высшая квалификационная категория











г. Радужный - 2018

Пояснительная записка

Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся 10 класса химико-биологического профиля.

Программа курса составлена на основе программы элективного курса «Живой организм» авторы В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова (взят из сборника программ элективных курсов «Биология», 10-11 классы. Профильное обучение. ООО «Дрофа», 2006). В программе произошли некоторые изменения: количество часов сокращено с 34 на 30 часов.

Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6—9 классах.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому госу­дарственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицин­ского профиля.

Цель курса

Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических систе­мах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса

  • Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

  • Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

  • Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно - следственные связи на основе изучения строения и жиз­недеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клеток;

  • особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;

  • сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных;

  • особенности неклеточных форм жизни;

  • строение, происхождение, функции растительных тканей;

  • строение, происхождение, функции животных тканей;

  • внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;

  • строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопи­тающих);

  • основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;

  • особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и про­цессы, делать выводы на основе сравнения;

  • распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

  • схематично изображать строение органов и систем органов;

  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интере­сующим темам, представлять их аудитории.

Данная программа способствует формированию у учащихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях профильного обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Раскрывается практическая значимость биологических знаний лежащих в основе профессий «человек-человек», «человек-природа».


Приемы и методы обучения:

Лекция, семинары, конференции, выполнение лабораторных работ, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, самостоятельное приготовление микропрепаратов растительной клетки, составление таблиц, добывание информации в Internet, диалог, дискуссии, диспуты, защита проектов, демонстрации.

Программа рассчитана на 30 часов – 1 час в неделю в течение учебного года.

Форма защиты: создание и защита проектов в процессе прохождения курса. Темы проектов соответствуют названиям разделов и тем курса. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы проекта и согласование с преподавателем в начале изучения курса.


Содержание курса

Общее количество часов — 30 часов

Раздел 1. Клетка (2 ч)

Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Демонстрация схем и таблиц:

  • многообразие клеток;

  • строение эукариотической клетки;

  • строение животной клетки;

  • строение растительной клетки;

  • строение прокариотической клетки.

Раздел 2. Ткани (3 ча)

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.

Растительные ткани

Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, пробка, корка.

Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани. Колленхима,- склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Выделительные (секреторные) ткани. Ткани на­ружной и внутренней секреции.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение основной и проводящей ткани листа.

  2. Строение кожицы листа.

Ткани животных

Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.

Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).

Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальные клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглиальные клетки.

Демонстрация образцов эпителиальной и соедини­тельной ткани под микроскопом.

Раздел 3. Органы (8 ч)

Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Органы растений

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семе­ни: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение корневых волосков и корневого чехлика.

  2. Строение стержневой и мочковатой корневых систем.

  3. Микроскопическое строение стебля.

  4. Строение луковицы, клубня.

  5. Строение почек, расположение их на стебле.

  6. Простые и сложные листья.

  7. Строение семян двудольных и однодольных растений.

Органы животных

Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.

Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.

Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.

Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы.

Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.

Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа).

Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.

Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).

Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.

Раздел 4. Организм как единое целое (1ч)

Организм высших растений. Целостный организм высших растений — совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений:

дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.

Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни организмов.

Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.

Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Движение инфузории туфельки.

  2. Перемещение дождевого червя.

Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.

Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ

Перенос веществ в организме, его значение.

Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транс­порт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.

Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.

Лабораторные и практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  2. Строение клеток крови лягушки и человека.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Питание и пищеварение

Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.

Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пищи. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.

Демонстрация:

  • действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;

  • опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Выделение

Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.

Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатод (водяных устьиц) в выведении из организма расте­ний углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.

Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

  • модели почек;

  • схемы строения кожных покровов человека.

Обмен веществ и энергии

Сущность и значение обмена веществ н энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.

Растения. Обмен веществ у растительных организмов.

Животные. Обмен веществ у животных организмов.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.

Демонстрация способов размножения растений.

Лабораторные и практические работы

  1. Черенкование комнатных растений.

Рост и развитие

Онтогенез, или индивидуальное развитие.

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.

Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.

Лабораторные и практические работы

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых.

  2. Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.

Растения. Ростовые вещества растений.

Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Демонстрация:

  • микропрепараты нервной ткани;

  • коленный и мигательный рефлексы;

  • модели нервных систем, органов чувств;

  • растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.

По итогам изучения элективного курса выставляются отметки: «зачтено» или «не зачтено».



Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Предполагаемые сроки прохождения

Теория

Практика

1

Раздел 1. Клетка (2ч)

2


1-2н.09

2

Раздел 2. Ткани (3 ч)



3н.09-1н.10

3

Тема 1. Растительные ткани


2

3н.09-4н.09

4

Тема 2. Ткани животных

1


1н.10

5

Раздел 3. Органы (8 ч)



3н.10-2н.12

6

Тема 1.Органы растений

1

3

3н.10-2н.11

7

Тема 2.Органы животных

4


3н.11-2н.12

8

Раздел 4. Организм как единое целое (1ч)

1


3н.12

9

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)



4н. 12-2н.05

10

Тема 1. Опора и движение

1

1

4н. 12-2н.01

11

Тема 2. Дыхание

2


3н.01-4н.01

12

Тема 3.Транспорт веществ


2

1н.02-3н.02

13

Тема 4.Питание и пищеварение

2


4н.02-1н.03

14

Тема 5.Выделение

1


1н.03

15

Тема 6. Обмен веществ и энергии

1


2н.03

16

Тема 7. Размножение

1

1

3н.03-4н.03

17

Тема 8. Рост и развитие


2

1н.04-2н.04

18

Тема 9. Регуляция процессов жизнедеятельности

2


3н.04-4н.04


Итого

19

11


30










Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Виды деятельности

Дата

Планир.

Фактич.


Раздел 1. Клетка как биологическая система (2)




1

Клетка как биологическая система

Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем.

14.09


2

Клетка как биологическая система

Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем.

21.09



Раздел 2. Ткани (3 ч)




3

Растительные ткани


Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, пробка, корка.

Лабораторная работа

Строение кожицы листа.

Самостоятельное приготовление микропрепаратов растительной клетки. Оформление рисунков, формулирование вывода.

28.09


4

Растительные ткани


Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани. Колленхима,- склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Выделительные (секреторные) ткани. Ткани на­ружной и внутренней секреции.

Лабораторная работа

Строение основной и проводящей ткани листа.

Самостоятельное приготовление микропрепаратов растительных тканей. Оформление рисунков, формулирование вывода.

05.10


5

Ткани животных


Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.

Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).

Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них.

12.10



Раздел 3. Органы (8 ч)

Тема 1.Органы растений - 4ч




6

Органы растений. Корень.

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.

Лабораторная работа

1.Строение корневых волосков и корневого чехлика.

2.Строение стержневой и мочковатой корневых систем.

Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них.

19.10


7

Органы растений. Побег.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Лабораторная работа

1.Микроскопическое строение стебля.

2.Строение луковицы, клубня.

3.Строение почек, расположение их на стебле.

4.Простые и сложные листья.

Выполнение лабораторных работ по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода.

26.10


8

Органы растений. Цветок и плод.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них.

09.11


9

Органы растений. Семя.

Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семе­ни: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторная работа

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Выполнение лабораторной работы по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода.

16.11



Тема 2.Органы животных - 4ч




10

Системы органов животных: покровная, опорно-двигательная

Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.

Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.

Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.

Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы.

Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них.

23.11


11

Системы органов животных: кровеносная, дыхательная

Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.

Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них.

30.11


12

Системы органов животных: пищеварительная, выделительная, половая

Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа).

Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.

Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.

07.12


13

Системы органов животных: нервная, эндокринная

Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).

Самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий.

14.12



Раздел 4. Организм как единое целое (1ч)





14

Организм как единое целое

Организм высших растений. Целостный организм высших растений — совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений:

дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.

Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.

Конференция.

Конспектирование. Составление таблиц и схем.

21.12



Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)





15

Опора и движение


Значение опорных систем в жизни организмов.

Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.


Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем.

28.12


16

Опора и движение


Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Лабораторные работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы)




17

Дыхание


Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.


Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.



18

Дыхание


Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.

Конференция.

Конспектирование. Составление таблиц и схем.



19

Транспорт веществ


Транспорт веществ

Перенос веществ в организме, его значение.

Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транс­порт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.

Лабораторная работа

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Семинар.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.




20

Транспорт веществ


Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.

Лабораторная работа

  1. Строение клеток крови лягушки и человека.

Выполнение лабораторной работы по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода.




21

Питание и пищеварение


Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.

Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

животных.

Демонстрация:

  • опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.




22

Питание и пищеварение


Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пищи. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем.

Демонстрация:

  • действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал.




23

Выделение


Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.

Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатод (водяных устьиц) в выведении из организма расте­ний углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.

Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

  • модели почек;

  • схемы строения кожных покровов человека.




24

Обмен веществ и энергии


Сущность и значение обмена веществ н энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.

Растения. Обмен веществ у растительных организмов.

Животные. Обмен веществ у животных организмов.

Конференция.

Конспектирование. Составление таблиц и схем.



25

Размножение


Биологическое значение размножения. Виды размножения.

Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Практическая работа

Черенкование комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений.

Выполнение практической й работы по инструкции.



26

Размножение


Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.


Самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий.



27

Рост и развитие


Рост и развитие

Онтогенез, или индивидуальное развитие.

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.

Лабораторная работа

Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.




28

Рост и развитие


Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.

Лабораторная работа

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Выполнение практической й работы по инструкции.



29

Регуляция процессов жизнедеятельности


Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.

Растения. Ростовые вещества растений.


Семинар

Демонстрация

растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.



30

Регуляция процессов жизнедеятельности


Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Демонстрация

микропрепараты нервной ткани;

коленный и мигательный рефлексы;

модели нервных систем, органов чувств;






Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

  • Cборник программ элективных курсов «Биология», 10-11 классы. Профильное обучение. ООО «Дрофа», 2006

  • Школьный курс БИОЛОГИЯ. Универсальное пособие. А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов. М. «АСТ – ПРЕСС» 2000

  • БИОЛОГИЯ. В 3-х томах. Авторы: Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Москва «Мир» 1996

  • Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Литература для учащихся:

  • Сборник задач по биологии для участников олимпиад школьников. Д.В. Вахненко, Ростов на Дону. «Феникс» 2005

  • Общая биология. Практикум для учащихся 10-11 классов. Профильный уровень. Авторы: Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.. изд. Просвещение 2008

  • Биологический энциклопедический словарь. М.С. Гиляров, М. «Советская энциклопедия». 1986







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!