Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
(МБОУ СОШ № 6)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко
____ августа 2018 г
ПРОВЕРЕНО Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова
____ августа 2018 г
_____________ И.В. Ефимова
____ декабря 2018 г
Рабочая программа элективного учебного курса профильного обучения
на 2018-2019 учебный год
Название курса Живой организм
Класс 11
Учитель Антонова Е.Ю. высшая квалификационная категория
г. Радужный - 2018
Пояснительная записка
Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся 10 класса химико-биологического профиля.
Программа курса составлена на основе программы элективного курса «Живой организм» авторы В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова (взят из сборника программ элективных курсов «Биология», 10-11 классы. Профильное обучение. ООО «Дрофа», 2006). В программе произошли некоторые изменения: количество часов сокращено с 34 на 30 часов.
Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6—9 классах.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса
Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно - следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
химический состав клеток;
особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных;
особенности неклеточных форм жизни;
строение, происхождение, функции растительных тканей;
строение, происхождение, функции животных тканей;
внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
схематично изображать строение органов и систем органов;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Данная программа способствует формированию у учащихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях профильного обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Раскрывается практическая значимость биологических знаний лежащих в основе профессий «человек-человек», «человек-природа».
Приемы и методы обучения:
Лекция, семинары, конференции, выполнение лабораторных работ, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, самостоятельное приготовление микропрепаратов растительной клетки, составление таблиц, добывание информации в Internet, диалог, дискуссии, диспуты, защита проектов, демонстрации.
Программа рассчитана на 30 часов – 1 час в неделю в течение учебного года.
Форма защиты: создание и защита проектов в процессе прохождения курса. Темы проектов соответствуют названиям разделов и тем курса. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы проекта и согласование с преподавателем в начале изучения курса.
Содержание курса
Общее количество часов — 30 часов
Раздел 1. Клетка (2 ч)
Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
Демонстрация схем и таблиц:
многообразие клеток;
строение эукариотической клетки;
строение животной клетки;
строение растительной клетки;
строение прокариотической клетки.
Раздел 2. Ткани (3 ча)
Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
Растительные ткани
Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.
Ткани простые и сложные (комплексные).
Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.
Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, пробка, корка.
Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.
Механические (опорные) ткани. Колленхима,- склеренхима, склереиды.
Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).
Выделительные (секреторные) ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.
Лабораторные и практические работы
Строение основной и проводящей ткани листа.
Строение кожицы листа.
Ткани животных
Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.
Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.
Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).
Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальные клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглиальные клетки.
Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
Раздел 3. Органы (8 ч)
Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.
Органы растений
Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.
Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.
Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.
Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).
Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение корневых волосков и корневого чехлика.
Строение стержневой и мочковатой корневых систем.
Микроскопическое строение стебля.
Строение луковицы, клубня.
Строение почек, расположение их на стебле.
Простые и сложные листья.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Органы животных
Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.
Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.
Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.
Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы.
Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).
Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.
Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.
Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа).
Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.
Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.
Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).
Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.
Раздел 4. Организм как единое целое (1ч)
Организм высших растений. Целостный организм высших растений — совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений:
дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.
Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.
Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)
Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов.
Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.
Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.
Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.
Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ
Перенос веществ в организме, его значение.
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.
Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение клеток крови лягушки и человека.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение
Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.
Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пищи. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Демонстрация:
действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;
опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Выделение
Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатод (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.
Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация:
Обмен веществ и энергии
Сущность и значение обмена веществ н энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.
Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
Животные. Обмен веществ у животных организмов.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.
Демонстрация способов размножения растений.
Лабораторные и практические работы
Черенкование комнатных растений.
Рост и развитие
Онтогенез, или индивидуальное развитие.
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.
Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.
Регуляция процессов жизнедеятельности
Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.
Растения. Ростовые вещества растений.
Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.
Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
Демонстрация:
микропрепараты нервной ткани;
коленный и мигательный рефлексы;
модели нервных систем, органов чувств;
растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.
По итогам изучения элективного курса выставляются отметки: «зачтено» или «не зачтено».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Предполагаемые сроки прохождения |
Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Клетка (2ч) | 2 | | 1-2н.09 |
2 | Раздел 2. Ткани (3 ч) | | | 3н.09-1н.10 |
3 | Тема 1. Растительные ткани | | 2 | 3н.09-4н.09 |
4 | Тема 2. Ткани животных | 1 | | 1н.10 |
5 | Раздел 3. Органы (8 ч) | | | 3н.10-2н.12 |
6 | Тема 1.Органы растений | 1 | 3 | 3н.10-2н.11 |
7 | Тема 2.Органы животных | 4 | | 3н.11-2н.12 |
8 | Раздел 4. Организм как единое целое (1ч) | 1 | | 3н.12 |
9 | Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч) | | | 4н. 12-2н.05 |
10 | Тема 1. Опора и движение | 1 | 1 | 4н. 12-2н.01 |
11 | Тема 2. Дыхание | 2 | | 3н.01-4н.01 |
12 | Тема 3.Транспорт веществ | | 2 | 1н.02-3н.02 |
13 | Тема 4.Питание и пищеварение | 2 | | 4н.02-1н.03 |
14 | Тема 5.Выделение | 1 | | 1н.03 |
15 | Тема 6. Обмен веществ и энергии | 1 | | 2н.03 |
16 | Тема 7. Размножение | 1 | 1 | 3н.03-4н.03 |
17 | Тема 8. Рост и развитие | | 2 | 1н.04-2н.04 |
18 | Тема 9. Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | | 3н.04-4н.04 |
| Итого | 19 | 11 | |
30 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Виды деятельности | Дата |
Планир. | Фактич. |
| Раздел 1. Клетка как биологическая система (2) | | | |
1 | Клетка как биологическая система | Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни. | Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | 14.09 | |
2 | Клетка как биологическая система | Химический состав клетки. Клетка как структурнофункциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни. | Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | 21.09 | |
| Раздел 2. Ткани (3 ч) | | | |
3 | Растительные ткани | Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей. Ткани простые и сложные (комплексные). Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение. Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые. Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, пробка, корка. Лабораторная работа Строение кожицы листа. | Самостоятельное приготовление микропрепаратов растительной клетки. Оформление рисунков, формулирование вывода. | 28.09 | |
4 | Растительные ткани | Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная. Механические (опорные) ткани. Колленхима,- склеренхима, склереиды. Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма). Выделительные (секреторные) ткани. Ткани наружной и внутренней секреции. Лабораторная работа Строение основной и проводящей ткани листа. | Самостоятельное приготовление микропрепаратов растительных тканей. Оформление рисунков, формулирование вывода. | 05.10 | |
5 | Ткани животных | Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных. Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии. Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа). | Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. | 12.10 | |
| Раздел 3. Органы (8 ч) Тема 1.Органы растений - 4ч | | | |
6 | Органы растений. Корень. | Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней. Лабораторная работа 1.Строение корневых волосков и корневого чехлика. 2.Строение стержневой и мочковатой корневых систем. | Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. | 19.10 | |
7 | Органы растений. Побег. | Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа 1.Микроскопическое строение стебля. 2.Строение луковицы, клубня. 3.Строение почек, расположение их на стебле. 4.Простые и сложные листья. | Выполнение лабораторных работ по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода. | 26.10 | |
8 | Органы растений. Цветок и плод. | Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные. Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся). | Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. | 09.11 | |
9 | Органы растений. Семя. | Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа Строение семян двудольных и однодольных растений. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода. | 16.11 | |
| Тема 2.Органы животных - 4ч | | | |
10 | Системы органов животных: покровная, опорно-двигательная | Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих. Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости. Покровная система. Кожа и слизистые оболочки. Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы. | Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. | 23.11 | |
11 | Системы органов животных: кровеносная, дыхательная | Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие. | Работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. | 30.11 | |
12 | Системы органов животных: пищеварительная, выделительная, половая | Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа). Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Половая система. Мужские и женские железы и половые органы. | Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих. | 07.12 | |
13 | Системы органов животных: нервная, эндокринная | Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные). | Самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий. | 14.12 | |
| Раздел 4. Организм как единое целое (1ч) | | | |
14 | Организм как единое целое | Организм высших растений. Целостный организм высших растений — совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций. | Конференция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | 21.12 | |
| Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч) | | | |
15 | Опора и движение | Значение опорных систем в жизни организмов. Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. | Лекция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | 28.12 | |
16 | Опора и движение | Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Лабораторные работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. | Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы) | | |
17 | Дыхание | Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня. | Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. | | |
18 | Дыхание | Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание. | Конференция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | | |
19 | Транспорт веществ | Транспорт веществ Перенос веществ в организме, его значение. Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости. Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | Семинар. Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю. | | |
20 | Транспорт веществ | Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение. Лабораторная работа Строение клеток крови лягушки и человека. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. Оформление рисунков, формулирование вывода. | | |
21 | Питание и пищеварение | Питание как процесс получения организмами веществ и энергии. Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. животных. | Демонстрация: опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. | | |
22 | Питание и пищеварение | Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пищи. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем. | Демонстрация: действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал. | | |
23 | Выделение | Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности. Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатод (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений. Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения. | Демонстрация: | | |
24 | Обмен веществ и энергии | Сущность и значение обмена веществ н энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии. Растения. Обмен веществ у растительных организмов. Животные. Обмен веществ у животных организмов. | Конференция. Конспектирование. Составление таблиц и схем. | | |
25 | Размножение | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация. Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов. Практическая работа Черенкование комнатных растений. | Демонстрация способов размножения растений. Выполнение практической й работы по инструкции. | | |
26 | Размножение | Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее. | Самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий. | | |
27 | Рост и развитие | Рост и развитие Онтогенез, или индивидуальное развитие. Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост. Лабораторная работа Прорастание семян. | Демонстрация способов распространения плодов и семян растений. | | |
28 | Рост и развитие | Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста. Лабораторная работа Прямое и непрямое развитие насекомых. | Выполнение практической й работы по инструкции. | | |
29 | Регуляция процессов жизнедеятельности | Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды. Растения. Ростовые вещества растений. | Семинар Демонстрация растения, выращенные после обработки ростовыми веществами. | | |
30 | Регуляция процессов жизнедеятельности | Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Демонстрация микропрепараты нервной ткани; коленный и мигательный рефлексы; модели нервных систем, органов чувств; | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
Cборник программ элективных курсов «Биология», 10-11 классы. Профильное обучение. ООО «Дрофа», 2006
Школьный курс БИОЛОГИЯ. Универсальное пособие. А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов. М. «АСТ – ПРЕСС» 2000
БИОЛОГИЯ. В 3-х томах. Авторы: Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Москва «Мир» 1996
Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
Литература для учащихся:
Сборник задач по биологии для участников олимпиад школьников. Д.В. Вахненко, Ростов на Дону. «Феникс» 2005
Общая биология. Практикум для учащихся 10-11 классов. Профильный уровень. Авторы: Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.. изд. Просвещение 2008
Биологический энциклопедический словарь. М.С. Гиляров, М. «Советская энциклопедия». 1986