Пояснительная записка.
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка в «Тёткинской школе-интернат VIII вида» занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексикограмматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в обще-образовательной школе.
Нарушения речи у большинства учащихся нашей школы носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
нарушение звукопроизношения;
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 «б» классе отводится 1 час в неделю. Обследование в начале учебного года выявило, что у учащихся имеются нарушения в лексикограмматическом строе речи, в формировании связной речи. Детям с трудом даётся согласование существительные с числительными, образование существительных множественного числа, родительного падежа, новых слов. Словарный запас ниже возрастной нормы. Учащиеся читают медленно, с большим количеством ошибок, не могут составить рассказ по картине, серии картин, самостоятельно пересказать прочитанное. В письменной речи допускают орфографические и дисграфические ошибки. По результатам обследования, на основе диктанта и речевых карт был составлен план работы.
Программа состоит из разделов:
-Коррекционная работа на лексическом уровне; -Коррекционная работа на синтаксическом уровне; -Совершенствование связной речи.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью.
6 класс – (1час в неделю)
Разделы:
-Коррекция нарушения письма и чтения.
-Коррекционная работа на лексическом уровне . Восполнение лексических средств языка.
-Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Обследование учащихся.
Повторение изученного во 2-5 классах:
развитие языкового анализа и синтеза;
устранение оптической дислексии и дисграфии;
устранение семантической дислексии;
образование слов при помощи приставок и суффиксов; - корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение.
Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
6 класс.
Учащиеся должны уметь:
различать гласные I и II ряда,
дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме,
различать гласные и согласные,
строить правильно предложения,
находить главные второстепенные члены предложения,
составлять рассказ (по картине, по серии сюжетных картин или на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и т д.).
Учащиеся должны знать:
падежи и вопросы к ним,
что такое имя существительное, имя прилагательное , глагол (вопросы к ним).
Календарно - тематическое планирование занятий
по коррекции речи учащихся 6 «б» класса групповые занятия
34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во занятий | Дата |
1 четверть | | |
1-2. | Обследование учащихся. | 2 | |
3. | Предложение. Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | |
4. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, ударные и безударные. Проверка безударной гласной. | 1 | |
5. | Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |
6. | Состав слова. Корень и однокоренные слова | 1 | |
7. | Корень, приставка, суффикс и окончание. | 1 | |
8. | Приставка и предлог, правописание. | 1 | |
9. | Разделительный ъ. Разделительный ъ в словах с приставками. | | |
2 четверть |
10. | Части речи. Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение за многозначными словами, составление с ними словосочетаний. | 1 | |
11. | Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Существительные собственные и нарицательные. Существительные с шипящими на конце. | 1 | |
12. | Три типа склонения имён существительных. | 1 | |
13. | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | |
14. | Склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | |
15. | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | |
16. | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном и только во множественном числе. | 1 | |
3 четверть. |
17. | Имя прилагательное. Основные грамматические признаки. Значение в речи. | 1 | |
18. | Составление словосочетаний с прилагательными, употреблёнными в переносном значении. | 1 | |
19. | Род имён прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными | 1 | |
20. | Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. | 1 | |
21. | Число имён прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе. | 1 | |
22. | Понятие о склонении прилагательных. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. | 1 | |
23. | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 1 | |
24. | Склонение имён прилагательных в единственном числе. | 1 | |
25. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | |
26. | Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | |
4 четверть. |
27. | Предложение. Различение предложений, в зависимости от целей высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. | 1 | |
28. | Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления. | 1 | |
29. | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | |
30. | Работа с деформированным текстом. Составление рассказов из данных вразброс предложений. | 4 | |
31 | Итоговое занятие. Контрольный диктант за год. | 1 | |
Литература.
1 .Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:,« Айрис дидактика», 2007 г.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г,. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Пособие для учителя. – 2-е издание, исправленное. М., Просвещение, 2004.
5.Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2008.