СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы для детей УО 6 класс логопедическая коррекция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа  календарное планирование по логопедической коррекции

Просмотр содержимого документа
«Программы для детей УО 6 класс логопедическая коррекция»

Пояснительная записка.

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка в «Тёткинской школе-интернат VIII вида» занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексикограмматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в обще-образовательной школе.

Нарушения речи у большинства учащихся нашей школы носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;

  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

  • нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

  • выраженная дислексия; -дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 «б» классе отводится 1 час в неделю. Обследование в начале учебного года выявило, что у учащихся имеются нарушения в лексикограмматическом строе речи, в формировании связной речи. Детям с трудом даётся согласование существительные с числительными, образование существительных множественного числа, родительного падежа, новых слов. Словарный запас ниже возрастной нормы. Учащиеся читают медленно, с большим количеством ошибок, не могут составить рассказ по картине, серии картин, самостоятельно пересказать прочитанное. В письменной речи допускают орфографические и дисграфические ошибки. По результатам обследования, на основе диктанта и речевых карт был составлен план работы.

Программа состоит из разделов:

-Коррекционная работа на лексическом уровне; -Коррекционная работа на синтаксическом уровне; -Совершенствование связной речи.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью.

6 класс – (1час в неделю)

Разделы:

-Коррекция нарушения письма и чтения.

-Коррекционная работа на лексическом уровне . Восполнение лексических средств языка.

-Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

  1. Обследование учащихся.

  2. Повторение изученного во 2-5 классах:

    • развитие языкового анализа и синтеза;

    • устранение оптической дислексии и дисграфии;

    • устранение семантической дислексии;

    • образование слов при помощи приставок и суффиксов; - корень слова, родственные слова.

  3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

  4. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

  5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение.

Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

  1. Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж).

Закрепление падежных форм.

  1. Совершенствование связной речи.

  2. Подведение итога - написание диктанта.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

6 класс.

Учащиеся должны уметь:

различать гласные I и II ряда, дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме, различать гласные и согласные, строить правильно предложения,

находить главные второстепенные члены предложения, составлять рассказ (по картине, по серии сюжетных картин или на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и т д.).

Учащиеся должны знать:

падежи и вопросы к ним, что такое имя существительное, имя прилагательное , глагол (вопросы к ним).

Календарно - тематическое планирование занятий

по коррекции речи учащихся 6 «б» класса групповые занятия

34 часа (1 час в неделю)

п\п

Тема

Кол-во

занятий

Дата

1 четверть



1-2.

Обследование учащихся.

2

3.

Предложение. Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1


4.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, ударные и безударные. Проверка безударной гласной.

1

5.

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

1

6.

Состав слова. Корень и однокоренные слова

1

7.

Корень, приставка, суффикс и окончание.

1

8.

Приставка и предлог, правописание.

1

9.

Разделительный ъ.

Разделительный ъ в словах с приставками.

2 четверть

10.

Части речи.

Имя существительное.

Значение в речи.

Наблюдение за многозначными словами, составление с ними словосочетаний.

1

11.

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

Существительные собственные и нарицательные. Существительные с шипящими на конце.

1

12.

Три типа склонения имён существительных.

1

13.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

14.

Склонение имён существительных в единственном числе.

1

15.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

16.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном и только во множественном числе.

1

3 четверть.

17.

Имя прилагательное.

Основные грамматические признаки. Значение в речи.

1

18.

Составление словосочетаний с прилагательными, употреблёнными в переносном значении.

1

19.

Род имён прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными

1

20.

Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные.

1

21.

Число имён прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.

1

22.

Понятие о склонении прилагательных.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

1

23.

Изменение имён прилагательных по родам и числам.

1

24.

Склонение имён прилагательных в единственном числе.

1

25.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

26.

Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе.

1

4 четверть.

27.

Предложение. Различение предложений, в зависимости от целей высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование.

1

28.

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.

1

29.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

30.

Работа с деформированным текстом. Составление рассказов из данных вразброс предложений.

4

31

Итоговое занятие. Контрольный диктант за год.

1

Литература.

1 .Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:,« Айрис дидактика», 2007 г.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997

  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.

  3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г,. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Пособие для учителя. – 2-е издание, исправленное. М., Просвещение, 2004.

5.Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!