«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е.Тимирязев
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016г. – август 2017г.)
Авторы проекта: Ю.В.Егорова, Е.А.Тряпицына
Участники проекта: дети старшей группы
Актуальность проекта:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Цель проекта: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи проекта:
- формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Предполагаемый результат:
- дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования;
- дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни;
- развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Продукт проектной деятельности:
Альбом «Картотека опытов и экспериментов в старшей группе».
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
Месяц | Тема эксперимента |
Сентябрь | 1. «Помощница – вода». 2. «Пар – тоже вода». |
Октябрь | 1. «Уличные тени». 2. «Почему всё падает на землю?». |
Ноябрь | 1. «Как измерить тепло?». 2. «Волшебный шарик». |
Декабрь | 1. «Разноцветные сосульки». 2. «Большой – маленький». |
Январь | 1. «Ветер в комнате». 2. «Упрямый воздух». |
Февраль | 1. «Коробочка с секретом». 2. «Лупа». |
Март | 1. «Два магнита». 2. «Тёмный космос». |
Апрель | 1. «Кошмарное поведение за столом». 2. «Упрямые предметы». |
Май | 1. «Хитрости инерции». 2. «Что такое масса?». |
Июнь | 1. «Почему дует ветер?». 2. «Почему не тонут корабли?». |
Июль | 1. «Путешествие Капельки». 2. «Чем можно измерить длину?». |
Август | 1. «О «дрожалке» и «пищалке»». 2. «Как сделать звук громче?». |
Список литературы:
1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). - СПб.: «Детство пресс», 2016.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2015.