Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» с.Сабакаево Мелекесский район Ульяновская область»

Проект по благоустройству территории детского сада «Рябинушка» с.Сабакаево


Автор проекта: Пайдутова Е.Н.
с.Сабакаево,2017г.
Паспорт проекта
1. Введение
2. Обоснование основных идей проекта, проблема, гипотеза
3. Целеполагание: цель, задачи, ожидаемые результаты
4. Этапы реализация проекта
5. Финансовое обеспечение проекта
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Садовая мозаика».
Основание для разработки проекта: Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный облик дошкольного учреждения, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на территории детского сада круглый год.
Цель проекта: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое и холодное время года.
Задачи проекта:
Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей.
Улучшить художественное оформление участка детского сада.
Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
О
жидаемые результаты:
благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности детского сада;
создание условий для отдыха, двигательной активности, экспериментирования и трудовой деятельности детей;
привлечение сотрудников, воспитанников, родителей к благоустройству территории;
повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников;
создание условий увеличение привлекательности учреждения, которая поднимет его рейтинг в системе образования в районе.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Участники проекта: Дети 4-7 лет, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: Апрель 2017 г.- Октябрь 2017г.
Качественные показатели:
В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.
Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:
Физическая
Будет обеспечено:
- целостное развитие личности ребёнка,
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
сформирована:
- привычка к здоровому образу жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей;
Эстетическая
Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Информационная
Оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).
Развлекательная
Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Дальнейшее развитие проекта:
Созданная на территории ДОУ благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться игровым и спортивным оборудованием.
Актуальность
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по- одёжке. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.
Наше дошкольное учреждение после капитального ремонта функционирует с 2015г. Территория разграничена на зоны, поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения старается благоустроить, территорию своего детского сада.
Проблема
Для оформления территории сада на 4 сезона необходимо более интересно оформить территорию детского сада для повышения интереса детей к посещению детского сада: в осенний период привлечь внимание детей яркими постройками, зимой организовать игры со снегом, весной организовать опытно-исследовательскую и трудовую деятельность на цветниках, летом- уделять внимание двигательной активности.
Введение
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств.
На территории ДОУ есть мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром.
Часто дети имеют представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как выращивают овощи в местности проживания детей. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками, воспитателем и родителями. Участие детей в экологическом проекте «Садовая мозаика» позволит обогатить их знания и представления о растениях, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности
Важно, чтобы дети чувствовали себя полноценными участниками проекта. Роль взрослых укрепить интерес детей, создать эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, подчеркнуть полезность осуществлённой работы. Участие детей в проекте значительно расширит диапазоны живого общения воспитанников с природой, откроет возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка.
Огород и сад – традиционный элемент территории ДОУ, используемый для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, где дети с удовольствием работают и уже в начале лета видят результаты своего труда. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Под огород выбирается ровное место, хорошо освещенное солнцем.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость овощей и растений для человека. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений.
Гипотеза: составление и реализация проекта «Садовая мозаика» будет способствовать расширению знаний растениях у детей 4-7 лет.
Через асфальтированную дорожку вдоль здания детского сада разбит огород, в котором выращивается зелень, богатая витаминами, и овощи, используемые в меню детского сада в летний период. В первую очередь это: салат зеленый, петрушка, укроп, базилик, лук репчатый, редис, огурцы, капуста белокочанная, перец, морковь, баклажаны, помидоры, фасоль, свекла.
Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.
Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально-организованная исследовательская
деятельность позволит нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Мы считаем важным, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали достоверные знания о природе и приобретали практические навыки ухода за растениями.
Время года — осень!
Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Благоустройство территории решает задачи эстетического, нравственного, умственного и физического воспитания детей. Коллектив ДОУ решил создать индивидуальный облик территории под открытым небом в любое время года. Осенью был проведен проект «В мире сказок». Развитие интереса к художественной литературе, пополнение багажа детей сказками, воспитание читателя, способного испытывать любовь к книге - такие цели были поставлены для проектной деятельности.

Время года — зима!
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
Каждую зиму участки нашего детского сада превращается в замечательный снежный городок, и прогулка зимой становится интереснее и веселее, и мороз совсем не страшен...На территории сада – 6 участков по возрастным группам. Зима для наших детей – долгожданная и любимая пора, они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в особую снежную страну.
Вот зима, кругом бело, много снега намело… Все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Поэтому мы считаем нашей главной задачей создание благоприятных условий и режима максимальной двигательной активности детей на прогулке. Много организуется спортивных игр на свежем воздухе. Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.

Время года — весна!
Наконец пришла весна.
Вся природа пробудилась ото сна.
Весна- пора цветения и красоты в природе. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Наши педагоги очень активные и творческие люди вот и получилось, что начав работу над проектом по благоустройству территории ДОУ, педагоги активно привлекли к воплощению в жизнь своих планов родителей воспитанников. Никто не остался равнодушным.
Весной в детском саду стартовал проект «Цветущая фантазия». При подборе цветов, мы исходим из того, что они будут отвечать воспитательным целям, развивать эстетические чувства у детей. При благоустройстве участка мы выбрали красивые, быстрорастущие и наиболее жизнеспособные и устойчивые в наших климатических условиях растения и цветы. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.
На дворе — лето!
Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Прекрасное время для оздоровления и закаливания детского организма. В летний период дети много времени проводят на свежем воздухе. Именно здесь они играют, загорают.

Этапы реализации проекта
Формы и методы работы | Срок | Ответственные |
1 этап: подготовительно – проектировочный (Апрель 2017) |
Подбор и изучение соответствующей литературы | Апрель | Старший воспитатель |
Диагностика детей по экологическому воспитанию | Апрель | Старший воспитатель, воспитатели |
Приобретение семян овощей | Апрель | Воспитатели |
Рассматривание семян различных овощных культур | Апрель | Воспитатели |
Консультация для педагогов | Май | Старший воспитатель |
Анализ состояния проблемы в ДОУ, включающий анализ состояния огорода | Апрель – май | Заведующий, старший воспитатель, заведующий хозяйством |
Посев и выращивание семян овощных культур на рассаду | Апрель | Воспитатели |
Знакомство с проектом, нацеливание на сотрудничество | Апрель | Старший воспитатель |
Анкетирование родителей «Экология и Я» | Апрель | Старший воспитатель |
Игры, упражнения для детей направленные на развитие экологических представлений. | Апрель – сентябрь | Воспитатели |
Праздники, викторины, музыкально-спортивные развлечения | Апрель – сентябрь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели |
2 этап: основной (май – август 2017) |
Трудовые десанты «Все на субботник» (с участием родителей, педагогов) | Апрель, май | Заведующий хозяйством, воспитатели |
Создание эскизов огорода коллективом детского сада, детьми и их родителями | Апрель | Старший воспитатель, воспитатели, родители |
Подготовка почвы к посеву | Апрель | Воспитатели |
Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии). | Май - июнь | Старший воспитатель, воспитатели |
Практические действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов). | Май - август | Воспитатели |
Участие родителей в благоустройстве территории, высадка рассады | Май | Воспитатели, заведующий хозяйством |
Экскурсия с детьми по территории детского сада | Май | Воспитатели |
Тематические беседы с детьми, наблюдения «Что у нас за окошком?» | Май | Воспитатели |
| | |
3 этап: заключительный (август – сентябрь) |
Досуг «Овощные посиделки» | Август | Воспитатели |
Сбор урожая овощей | Август – сентябрь | Воспитатели |
Праздник «Осенние дары» | Сентябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Создание альбома с фотографиями, рисунками, рассказами “Мы сажали огород” (о выращивании овощных культур) | Сентябрь | Воспитатели |
Экономическое обоснование проекта
Основные расходы на реализацию проекта предполагаются лишь на I этапе, когда необходимо выделение средств на приобретение семян, стаканчиков для рассады.
№ | Наименование расходов | Источник | Количество | Сумма |
1 | Семена овощей (капуста, помидоры, баклажаны, патиссон, фасоль, перец, редис, салат зеленый, петрушка, укроп, базилик, морковь, свекла, огурцы, лук «многолетка») | Благотворительные средства родителей | 10 штук | 200 |
2 | Пугало, фигура из бросового материала | Выполнена сотрудниками детского сада | 1 шт. | |
4 | Стаканчики одноразовые для рассады | Благотворительные средства родителей | 40 шт. | 50 |
5 | Земля | Благотворительные средства родителей | 3 мешка | 250 |
6 | Удобрение «Гумат 7» | Благотворительные средства родителей | 1 пакет | 20 |
Выводы
В рамках реализации проекта были объединены усилия сотрудников, родителей и воспитанников ДОУ для создания комфортных и безопасных условий проведения театрализованной деятельности.
Хотелось бы поблагодарить всех педагогов и родителей за участие, в начале реализации нашего проекта. Все, что мы делаем, мы делаем ради детей. Нам хотелось бы отметить, что занятия на экологические темы выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений.
Так в нашем детском саду был разработан проект «Садовая мозаика», где дети будут знакомиться с многообразием овощных и садовых культур, их характерными особенностями. У детей будет развиваться познавательный интерес – они уже охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски плодов, растений.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Уже в самом начале реализации проекта все участники испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и
убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Проект по благоустройству территории детского сада поможет решить задачи эстетического, нравственного и физического воспитания детей, создаст комфортные условия для прогулок детей. А также позволил повысить творческий потенциал педагогического коллектива и родительской общественности по созданию благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.