СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по ИЗО и технологии "Роль игрушки в жизни ребенка"!

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1.Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3.Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4.Подготовка выставки и защита проекта.

Практическая значимость: Думаем, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. А выполнение авторских кукол дает толчок к развитию креативного мышления, развитию исследовательских, проектных умений. 

Просмотр содержимого документа
«Проект по ИЗО и технологии "Роль игрушки в жизни ребенка"!»

Актуальность темы: Как сложна порой бывает наша жизнь. Как много уделяем мы внимания материальному, и как мало духовному.  На Руси существует мудрая, ненавязчивая, но справедливая истина: «Учи дитё, пока оно поперёк лавки лежит». Воспитывает, скорее, не назидание и внушение, а то, что нам близко и дорого с самого детства — любимая игрушка.   Как крепки были духом наши бабушки и дедушки, как заразительно здоровы сердечно. Может быть, секрет в том, что их воспитало такими, во что они играли, когда были маленькими. Этим и заинтересовались мы, работая над проектом.

Актуальность темы: Как сложна порой бывает наша жизнь. Как много уделяем мы внимания материальному, и как мало духовному.

На Руси существует мудрая, ненавязчивая, но справедливая истина: «Учи дитё, пока оно поперёк лавки лежит». Воспитывает, скорее, не назидание и внушение, а то, что нам близко и дорого с самого детства — любимая игрушка. Как крепки были духом наши бабушки и дедушки, как заразительно здоровы сердечно. Может быть, секрет в том, что их воспитало такими, во что они играли, когда были маленькими. Этим и заинтересовались мы, работая над проектом.

Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1.Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3.Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4.Подготовка выставки и защита проекта.

Практическая значимость: Думаем, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. А выполнение авторских кукол дает толчок к развитию креативного мышления, развитию исследовательских, проектных умений.

Проект «Тряпичная кукла» Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.  Этапы проекта Организационный (нахождение информации, планирование работы, определение ресурсов) Технологический (выполнение тряпичной куклы) Заключительный (выставка и защита работ)

Проект «Тряпичная кукла»

  • Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
  • В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Этапы проекта

  • Организационный (нахождение информации, планирование работы, определение ресурсов)
  • Технологический

(выполнение тряпичной куклы)

  • Заключительный

(выставка и защита работ)

Детская игрушка в виде фигурки человека В театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка
  • Детская игрушка в виде фигурки человека
  • В театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).
  • Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова)

Русское слово «кукла» означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка

Куклы – обереги  Кукла - оберег колыбели. «Веснянка» Вепская кукла, или капустка «Девка-баба» Свадебная кукла Кукла Капустка. Кувадки, капустки помогают выйти замуж и завести детей.  Детские  обереги «День и ночь»
  • Куклы – обереги

Кукла - оберег колыбели.

«Веснянка»

Вепская кукла, или капустка

«Девка-баба»

Свадебная кукла

Кукла Капустка.

Кувадки, капустки помогают

выйти замуж и завести детей.

Детские

обереги

«День и ночь»

Игровые и театральные куклы
  • Игровые и театральные куклы
Обрядовые куклы, ритуальные
  • Обрядовые куклы, ритуальные
Русская народная кукла «Капустка»   Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.      Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех .

Русская народная кукла «Капустка»

  Не зря говорят, что в капусте детей находят.

Делала эту куколку девушка,

когда набирала охоту и силу выходить замуж,

продолжать род, рожать детей.

Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.     Она несет в себе образ матери-кормилицы.

Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех .

Делалась ребёнку матерью или бабушкой. Имела  обереговый смысл. Защищала от сглаза.

Делалась ребёнку матерью или бабушкой.

Имела обереговый смысл. Защищала от сглаза.

 Эта кукла изображала женщину во время покоса. Эта кукла приближала ребёнка к древним традициям, как бы делала его участником взрослой работы.

Эта кукла изображала женщину во время покоса. Эта кукла приближала ребёнка к древним традициям, как бы делала его участником взрослой работы.

Изготавливалась на празднике последнего снопа. Представляет собой холщовый мешочек, набитый зерном. Хранилась среди кухонной утвари, символизируя достаток в доме.

Изготавливалась на празднике последнего снопа.

Представляет собой холщовый мешочек, набитый зерном.

Хранилась среди кухонной утвари, символизируя достаток в доме.

Текстильная (тряпичная) кукла  в наше время Вы только посмотрите на эти очаровательные создания! Они дарят нам свое тепло и оберегают нас. В них душа мастера!

Текстильная (тряпичная) кукла в наше время

  • Вы только посмотрите на эти очаровательные создания! Они дарят нам свое тепло и оберегают нас. В них душа мастера!
Неслучайно с древнейших времён во всех человеческих культурах куклам придавалось такое большое значение.  Кукла – магическое существо.  Современное кукольное пространство это- неотъемлемая часть интерьерной композиции, своеобразное эстетическое украшение, памятный подарок. Куклы - это способ общения с миром. Они наши друзья. В них абсолютно нет никакой угрозы, самые сатирические персонажи не вызывают обиды. Они приходят к нам из розового детства и остаются до конца дней.
  • Неслучайно с древнейших времён во всех человеческих культурах куклам придавалось такое большое значение. Кукла – магическое существо.
  • Современное кукольное пространство это- неотъемлемая часть интерьерной композиции, своеобразное эстетическое украшение, памятный подарок.
  • Куклы - это способ общения с миром. Они наши друзья. В них абсолютно нет никакой угрозы, самые сатирические персонажи не вызывают обиды. Они приходят к нам из розового детства и остаются до конца дней.

В рамках проекта проведены следующие исследования: 1. Роль игрушки в жизни ребенка (презентация Мячиной Дарьи) 2. Музей игрушки (презентация Скороходовой Алины)

В рамках проекта проведены следующие исследования:

1. Роль игрушки в жизни ребенка (презентация Мячиной Дарьи)

2. Музей игрушки (презентация Скороходовой Алины)

Роль игрушки в  жизни ребёнка

Роль игрушки в жизни ребёнка

 Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка?  Проблемные вопросы:   Во что играли наши бабушки  и дедушки? Почему кукла была безликой? 3.  Какие роли выполняли игрушки? 4.  Как игрушка способствовала духовному общению?

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка?

Проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки

и дедушки?

  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

4. Как игрушка способствовала духовному общению?

 Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве.  Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.  И я решила заглянуть в библиотеку.

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве.

Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила заглянуть в библиотеку.

 Прочитав ряд книг, я узнала, что самым маленьким предназначались потешки, привлекающие внимание: погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.

Прочитав ряд книг, я узнала, что самым маленьким предназначались потешки, привлекающие внимание: погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.

 По мере того, как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили напольные каталки и каталки на палочке.

По мере того, как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили напольные каталки и каталки на палочке.

 Игрушки для бросания и стрельбы – мячи, луки, пращи – тренировали в нём меткость и ловкость.

Игрушки для бросания и стрельбы – мячи, луки, пращи – тренировали в нём меткость и ловкость.

 Игрушки сохи, бороны, топоры, тележки без прикрас приобщали ребёнка к труду.

Игрушки сохи, бороны, топоры, тележки без прикрас приобщали ребёнка к труду.

 В куклы играли все дети. Житейское мнение, будто кукла девчачья забава, ошибочно. Играли вместе примерно до 7 – 8 лет, пока женский и мужской детский костюм, кроме причёски, ничем не различались. Но лишь только мальчик начинал носить порты, а девочка юбку, их игровые роли и сами игры разделялись.

В куклы играли все дети. Житейское мнение, будто кукла девчачья забава, ошибочно. Играли вместе примерно до 7 – 8 лет, пока женский и мужской детский костюм, кроме причёски, ничем не различались. Но лишь только мальчик начинал носить порты, а девочка юбку, их игровые роли и сами игры разделялись.

 Куклы  рассматривались как эталон рукоделия, поэтому часто на «посиделку» вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы.

Куклы рассматривались как эталон рукоделия, поэтому часто на «посиделку» вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы.

Почему кукла была безликой?  Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых сил. Она должна была принести ребёнку благополучие, радость и здоровье. В безликости отразилась обережная функция куклы.

Почему кукла была безликой?

Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых сил. Она должна была принести ребёнку благополучие, радость и здоровье. В безликости отразилась обережная функция куклы.

Многофункциональной была народная игрушка. Разные роли могла выполнять в одном и том же обличье. Игрушка Забава Средство воспитания Предмет магии Праздничный подарок Украшение Свадебный атрибут

Многофункциональной была народная игрушка. Разные роли могла выполнять в одном и том же обличье.

Игрушка

  • Забава
  • Средство воспитания
  • Предмет магии
  • Праздничный подарок
  • Украшение
  • Свадебный атрибут
Главная – духовная функция общения  Игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников.

Главная – духовная функция общения

Игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников.

  Прочитав книги и изучив назначение игрушек, я поняла, что игрушка и игра с ней занимает важное место в нашей жизни. В каждую игрушку вложена душа человека, который её делал. Вряд ли в самой лучшей заводской кукле можно найти ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.  Поэтому я захотела собирать русские народные игрушки.

Прочитав книги и изучив назначение игрушек, я поняла, что игрушка и игра с ней занимает важное место в нашей жизни. В каждую игрушку вложена душа человека, который её делал. Вряд ли в самой лучшей заводской кукле можно найти ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол. Поэтому я захотела собирать русские народные игрушки.

Много на свете музеев. А есть ли музей игрушек? Меня давно интересовал этот вопрос, и я решила заняться исследовательской деятельностью.

Много на свете музеев.

А есть ли музей игрушек?

Меня давно интересовал этот вопрос, и я решила заняться исследовательской деятельностью.

Художественно-педагогический Музей игрушки РАО, Сергиев Посад, Московская область

Художественно-педагогический Музей игрушки РАО, Сергиев Посад, Московская область

Он был открыт в Москве в 19 20 году.  В 1931 году музей был переведён в  подмосковный город Загорск ( Сергиев Посад)

Он был открыт в Москве в 19 20 году.

В 1931 году музей был переведён в

подмосковный город Загорск ( Сергиев Посад)

 Основателем музея и его директором был Николай  Дмитриевич Бартман – художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки.  Дети называли его «дядей Музеем». Н.Д. Бартман

Основателем музея и его директором был Николай Дмитриевич Бартман – художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки.

Дети называли его «дядей Музеем».

Н.Д. Бартман

Здесь можно было и потрудиться, самому сделать игрушку – для этого выделялась специальная мастерская.

Здесь можно было и потрудиться, самому сделать игрушку – для этого выделялась специальная мастерская.

Особенно привлекали в музей спектакли кукольного театра «Петрушки», где выступали со своими куклами настоящие актёры, участники народных представлений.

Особенно привлекали в музей спектакли кукольного театра «Петрушки», где выступали со своими куклами настоящие актёры, участники народных представлений.

Уникальное учреждение представлял Музей игрушки. Музей игрушки выставка место детских игр театральное  зрелище творческая  мастерская

Уникальное учреждение представлял Музей игрушки.

Музей игрушки

выставка

место

детских игр

театральное

зрелище

творческая

мастерская

Уже в конце прошлого века народную игрушку начали активно коллекционировать. Сейчас она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Российском этнографическом музеи и Историческом. Русский музей Эрмитаж

Уже в конце прошлого века народную игрушку начали активно коллекционировать. Сейчас она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Российском этнографическом музеи и Историческом.

Русский музей

Эрмитаж

 В залах музея посетителей ожидают новые впечатления – встречи с игрушками разных времён и народов.  Эти встречи волнуют, возвращая нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек.

В залах музея посетителей ожидают новые впечатления – встречи с игрушками разных времён и народов.

Эти встречи волнуют, возвращая нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек.

В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль: А разве я так же не могла бы? Появилось желание смастерить свою игрушку.

В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

       А теперь поговорим о том, как же сделать простейшую куколку. Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть «крутым кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.        Материалы, которые нам понадобятся:  лоскуты х/б ткани 20*20 см из белой ткани (бязь, ситец, сатин) и из набивной ткани яркой рас­цветки, обрезки ткани нитки для перетяжки в тон ткани        Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания, (ножницы мы используем для обрезания нитей).        В квадратные лоскуты ткани необходимо завернуть шарики из ветоши. Таким образом, мы получаем маленькую круглую головку. Туловище формируем по рисунку. Связываем их между собой - и кукла готова.         Дальше украшать можно, пользуясь вашей фантазией и желанием.

       А теперь поговорим о том, как же сделать простейшую куколку. Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть «крутым кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.

       Материалы, которые нам понадобятся: лоскуты х/б ткани 20*20 см из белой ткани (бязь, ситец, сатин) и из набивной ткани яркой рас­цветки, обрезки ткани нитки для перетяжки в тон ткани

       Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания, (ножницы мы используем для обрезания нитей).       В квадратные лоскуты ткани необходимо завернуть шарики из ветоши. Таким образом, мы получаем маленькую круглую головку. Туловище формируем по рисунку.

Связываем их между собой - и кукла готова.        Дальше украшать можно, пользуясь вашей фантазией и желанием.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Навряд ли в самой лучшее заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол, а тем более в кукле, привезенной из другой страны.

Мы подробно познакомились с историей народной игрушки, получили навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у нас появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта .

Свою проектную работу мы оцениваем, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники. Для работы над проектом нам пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Мы считаем, что достигли той цели, которую ставили перед собой в начале работы. Во-первых, мы научились новым техникам при работе с тканью, изучили дополнительную литературу, получили много новых знаний. Во-вторых, изготовили оригинальные, единственные в своем роде изделия. В- третьих, нам удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.

Свою проектную работу мы оцениваем, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом нам пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Мы считаем, что достигли той цели, которую ставили перед собой в начале работы.

Во-первых, мы научились новым техникам при работе с тканью, изучили дополнительную литературу, получили много новых знаний.

Во-вторых, изготовили оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, нам удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!