Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №18»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Подготовила:
учитель начальных классов
квалификационная категория – специалист
Стаж: 4 года
Станко Элиана Владимировна
г. Стаханов
2016 год
Тема урока: «Моя родословная».
Цель: Исследовать родословную своей семьи; представить итоги совместной работы с родителями по созданию своей родословной. Развитие речи, умения выступать перед аудиторией; творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса. Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них.
Оборудование:
проекты учащихся «Моя родословная», картинка, мультимедийная система, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Встаньте и поприветствуйте друг друга словами
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
Психологическая минутка
- Присаживайтесь. Ну а теперь улыбнитесь мне. Как же вам идет улыбка! Она вас так украшает.
- А что еще может сделать улыбка?
- И я хочу чтобы с веселым настроение прошел наш урок. А сейчас мы посмотрим с каким настроением вы пришли на урок.
II. Самоопределение к деятельности. Объявление темы и целей урока.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
– Верно. Мы изучаем сейчас раздел «Общение». А сегодня на уроке мы будем говорит о семье, о вашей семье. Тема нашего урока: «Моя семья».
Этому уроку предшествовала наша большая исследовательская работа по теме: «Моя родословная». Мы подбирали стихотврения о семье. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, вам есть чем поделиться друг с другом и рассказать нашим гостям.
- Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: Семья от века к веку опора человеку.
III. Основная часть
1. Вводная беседа.
–Ребята, а почему слово семья произошло от этих слов. Во-первых, 7 это таинственное волшебное число. Давайте вспомним, где мы могли встречать это число в нашей жизни?
-Видите, как число 7 часто встречается в нашей повседневной жизни.
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
- Семья – это дом. Это начало начал, крепость, кров, очаг и причал. Семья это радости и печали на всех. Это крепость, за стенами которой царит спокойствие и любовь. В словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.
- А еще для нас подготовили наши сестрички Сличенко Настя и Рита стихотворение «Что такое семья».
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Да, действительно, семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.
– А сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас Вика прочитаем нам четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
– Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
– О ком не упомянули в этом стихотворении?
Пальчиковая гимнастика.
– Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
Загадки о членах семьи
1)Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …(дед)
2)Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …(Брат)
3)Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
5) Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.. .
(Бабушка. )
6)Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без.. .
(Папы. )
7) Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая.. .
(Сестренка. )
8)Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете? »
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
9)Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй! » — говорит мне.. . (дядя)
Семья – это близкие нам люди, а еще это привычки и традиции. Традиции могут самыми разнообразным: играть на музыкальных инструментах, собираться вместе на праздники.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
Сказочные загадки
1. Кто является внучкой Деда Мороза?
2. Кто у нас сказочная мама?
3. Почему она многодетная?
4. Трудолюбивая сестра из сказки Шарля Перро?
5. Как звали папу Буратино?
6. Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?
- А теперь я хочу посмотреть насколько вы знаете кем вы являетесь для своих родственников.
- Кем ты являешься для своей мамы?
- Кем ты являешься для своего папы?
- Кто тебя называет дочкой?
- А тебя кто называет сыном?
- У папы есть мама, кто она тебе?
- У мамы есть сестра, кто она тебе?
– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге)
– Молодцы, действительно, родители заботятся о своих детях, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.
– Как вы можете выразить свою любовь к родителям? Ответы детей.
- А сейчас я предлагаю вам собрать солнышко из самых тёплых лучиков, которые есть на доске.
- А теперь давайте прочитаем все вместе, какие чувства должны быть в ваших семьях.
Физминутка
VI. Практическая работа. Проект «Моя родословная»
- Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.
- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (Древний родственник по роду).
-Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две ветви (материнскую и отцовскую). Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков
-Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках.
-При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
-Давайте посмотрим выставку ваших работ.
Ребята, готовя такие замечательные проекты
Составляя проекты чему вы научились?( научились составлять родословную семьи)
Что нового узнали о семье? ( что у нас есть прабабушка, кем она была)
Кто вам помогал составлять родословную семьи?
Что вам было трудно? ( придумать форму работы)
Молодцы!
Вот так выглядит моя семья!
V Игровая минутка
– А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Волшебный мяч».
Встаньте в круг: я кидаю вам мяч, вы возвращаете его мне со словами, моя семья самая…..
- А скажите пожалуйста , наш класс можно назвать семьей. А давайте вырастим наше классное семейное дерево. Вам нужно на это дерева, в яблочки приклеить свои фотографии. (Дети клеют под музыку.) Всем мы с вами ветки и листья одного переплетенного семейного дерева.
- А кого не хватает в нашем дереве? А куда мне необходимо приклеить свою фотографию? А почему в самый низ? Правильно, потому что корни нашей семьи идут именно от меня.
- Все таки посмотрите какое у нас красивое семейное дерево. А наша семья, это место, где не нужно притворяться, где тебя поймут и выслушают, где можно отдохнуть душой. В каждой семье есть традиция собирать и хранить семейные фотографии разных лет. Вы принесли много снимков, а я подготовила слайд-шоу, которое я назвала «С улыбкой о семье».
VII Итог урока
Наш урок хочется закончить такими строчками:
Семья – волшебный символ жизни!
В ней – все, в ней капелька Отчизны!
В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
В ней – солнце, в ней – березка, дом,
Согрето все теплом кругом.
– Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. А сейчас мы определим какое ваше настроение в конце урока. Те детки, у которых радостное, веселое настроение станьте возле солнышка, а те у кого настроение осталось не очень хорошим под тучкой.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Не смотря на то, что семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.