СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект психологической службы "Учим учиться"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации будущих первоклассников;
  • сокращение адаптационного периода учащихся 1-х классов.

Задачи:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей, эмоционального благополучия;
  • ориентирование на личность каждого ребёнка, её свободное развитие;
  • установление доверительного контакта с учащимися,  родителями;
  • формирование адекватного поведения;
  • оказание помощи детям в овладении навыками учебной деятельности, формирование у них высокого уровня школьной мотивации;
  • проведение профилактических, развивающих мероприятий по преодолению отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект психологической службы "Учим учиться"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Проект
«Учим учиться»









Проект «Учим учиться»

Цель:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации будущих первоклассников;

  • сокращение адаптационного периода учащихся 1-х классов.

Задачи:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей, эмоционального благополучия;

  • ориентирование на личность каждого ребёнка, её свободное развитие;

  • установление доверительного контакта с учащимися, родителями;

  • формирование адекватного поведения;

  • оказание помощи детям в овладении навыками учебной деятельности, формирование у них высокого уровня школьной мотивации;

  • проведение профилактических, развивающих мероприятий по преодолению отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.


Что делать

Ожидаемый результат

Продукт

Взаимопосещение воспитателями дошкольных учреждений уроков в 1-м классе МОУ «Специализированная школа

№ 18 г. Донецка»

и учителей 4-х классов занятий в дошкольных учреждениях


(сентябрь 2016 г.-

апрель 2017 г.)

Ознакомление воспитателей дошкольных учреждений

с методами и приемами, применяемыми на уроках учителями начальной школы.

Ознакомление учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в дошкольных учреждениях.

Корректировка плана совместной работы школы и дошкольных учреждений.

Рекомендации методсовета, план совместной работы школы и дошкольных учреждений, рекомендации по повышению уровня подготовки детей

Ознакомление педагогического коллектива МДОУ с программами 1-го класса МОУ «Специализированная школа № 18 г. Донецка»

(сентябрь-декабрь 2016)

Формулирование задач детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе.

Определение требований учителей к уровню подготовки.

Программа преемственности

Проведение семинаров с методистами и воспитателями подготовительных групп «Преемственность в обучении»

(ноябрь 2016-май 2017)

Демонстрация презентации школы с использованием компьютерной техники.

Определение особенностей программы обучения в 1-м классе.


Представление результатов в виде отчетных и графических материалов

Мониторинг готовности детей к школьному обучению в «Школе будущего первоклассника»

  1. - 2018 гг.)

Определение уровня школьной зрелости у будущих первоклассников


Результаты диагностики, рекомендации на бумажных и электронных носителях

Проведение диагностики по адаптации учащихся 1-х классов МОУ «Специализированная школа № 18 г. Донецка»

(2016 - 2018гг.)

Определение уровня адаптации учащихся 1-х классов школы

Результаты диагностики, рекомендации учителям, родителям


Развивающие занятия в «Школе будущего первоклассника»

(2016 - 2018 гг.)


Развитие мелкой моторики руки с использованием ритмической и пальцевой гимнастики.

Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, воображения.

Формирование связной речи, расширение словарного запаса.

Развивающая программа

Развивающие занятия для учащихся 1-х классов школы

(2016 - 2018 гг.)


Развитие индивидуальности каждого ребенка.

Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности,

развитие познавательных процессов.

Развивающая программа

Тематические творческие выставки:

- для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдем»;

- для учащихся 1 –х классов «Что я умею»

(2016 - 2018 гг.)

Определение творческого потенциала детей дошкольного и школьного возраста.


Плакаты, стенгазеты, поделки

Конференции для родителей будущих первоклассников «Подготовка к школе в системе «Детский сад - семья-школа», для родителей учашихся 1-х классов

(2016 - 2018 гг.)

Определение требований учителей к уровню подготовки.

Подведение итогов обучения детей в 1-х классе, предоставление информации родителям об уровне адаптации учащихся.

Представление результатов в виде отчетных материалов и рекомендаций

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

(апрель - май 2019 г.)

Программа по психологическому сопровождению будущих первоклассников и учащихся 1-х классов МОУ «Специализированная школа № 18 г. Донецка»

Отчет


Ресурсы:

  • Администрация школы;

  • Администрация дошкольных учреждений, воспитатели подготовительных к школе групп;

  • Классные руководители 1-х, 4-х классов;

  • Психолог;

  • Родители учащихся;

  • Интернет-ресурсы.


Актуальность проекта.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.

Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ещё в начальной школе ребёнок оказывается не совсем готов, могут способствовать у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребёнка вначальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.

Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально – экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

С давних пор мы задавались вопросами: зачем и как вводить ребёнка в школьную жизнь? Кого мы вводим в школьную жизнь? И в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребёнка? Ведь от того, насколько благоприятно пройдёт период вступления в школьную жизнь, зависит всё дальнейшее пребывание детей в школе.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе). То к 10 годам от его уверенности не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.

Возраст от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе. Легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребёнка, его отношение к школе и учению.

Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а также сделать прогноз на дальнейшее развитие.

Ожидаемые результаты:

  • положительная мотивация дошкольников при поступлении в школу;

  • сокращение адаптационного периода учащихся 1-х классов;

  • активное проявление своих возможностей, способностей, развитие своих внутренних сил.

Содержание проекта. Сроки реализации

1. Подготовительный этап – 2016-2017 уч. год

2. Экспериментальный этап –2017-2018 уч. год

3. Обобщающе-аналитический этап - 2018-2019 уч. год.

1. Подготовительный этап – 2016-2017 уч. год.

В цикл первого этапа входит:

- Организация работы дошкольной образовательной группы «Школа будущего первоклассника».

Цель: помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения.

  • Организация работы с детскими садами.

Знакомство с учителями через занятия. Занятия проводит учитель в стенах детского сада для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно.

Проведение родительских собраний в выпускных группах.

Раннее знакомство дошкольников и их родителей с будущим учителем, общение с ним в стенах детского сада создаёт особый положительный эмоциональный фон и является одним из первых шагов успешной адаптации первоклассников к школе. И придя в школу 1 сентября, дети не боятся встречи с новым для них человеком – учителем, а, напротив, с радостью спешат увидеться с ним.

  • Работа в микрорайоне школы.

Учёт детей в микрорайоне. Приглашение жителей микрорайона на праздничные мероприятия, проводимые в школе.

  • День открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

Знакомство детей и родителей со школой и её территорией (экскурсия).

Знакомство с администрацией школы, с учителями и специалистами.

Создание групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников, с целью сообщения родителям полезной информации по организации жизни ребёнка перед началом школьных занятий.

Проведение в мае родительских собраний с практическими советами « В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребёнок пойти в школу?», «Мой ребёнок будущий первоклассник», проведение в непринуждённой обстановке в виде консультаций, диалогов, опираясь на уже имеющийся опыт родителей.



























Совместный план работы МОУ «Специализированная школа№ 18 г. Донецка» и МДОУ по решению проблемы преемственности на 2016-2017 уч. год.


Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Встреча учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп МДОУ, расположенных на территории школы.

1.Скорректирповать план совместной работы школы и детских садов.

2.Выявить возможность и место участия выпускных подготовительных групп в школьных праздниках.

Сентябрь

Зам. директора школы по УВР, учителя начальных классов, заведующие МДОУ, воспитатели.

2.

Взаимопосещение воспитателями детских садов уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах.

1. Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

2. Познакомить учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в детских садах.

3. Определить возможное адаптированное применение «школьных» методов и приемов на занятиях в детском саду.

В течение года

Зам. директора школы по УВР, учителя начальных классов, заведующие МДОУ, воспитатели

3.

Изучение воспитателями подготовительных групп программы

1 -го класса начальной школы

1. Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике «Мы теперь -ученики!»

Сентябрь-октябрь

Зам. директора школы по УВР, учителя начальных классов, заведующие МДОУ, воспитатели



4.

Групповые и индивидульные собеседования для родителей

1. Выявить трудности в обучении

2. Выявить психологическую и социальную готовность к обучению в школе

Октябрь -ноябрь

Зам. директора школы по УВР,

учителя,

воспитатели

5.

Проведение семинара с методистами и воспитателями подготовительных групп «Преемственность в обучении «детский сад -школа»

1. Выявить особенности каждой из программ, планируемых к открытию в школе на будущий учебный год.

2. Подготовить к школе воспитанников детских садов согласно программных требований ДОУ.

4. Сформулировать вопросы преемственности физического воспитания в детском саду и в школе.

Январь

Зам. директора школы по УВР,

учителя начальных классов,

заведующие МДОУ,

воспитатели

6.

Проведение диагностики по определению школьной зрелости в «Школе будущего первоклассника»

Определить уровень школьной зрелости у будущих первоклассников.


Ноябрь-декабрь,

апрель-май

Зам. директора школы по УВР, практический психолог

школы

7.

Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «Детский сад-семья-школа»

1. Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

2. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

3. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Декабрь

Зам. директора школы по УВР, заведующий МДОУ, учителя, воспитатели

8.

Тематические творческие выставки: «Скоро в школу мы пойдем»; «Вот что я умею!»

1.Определить творческий потенциал детей.

2. Подготовить материал для родительской конференции «Поступление в школу - важное событие в жизни детей

Февраль

Зам. директора школы по УВР, заведующий МДОУ, учителя, воспитатели

10.

Консультации для родителей будущих первоклассников «как правильно организовать внеучебное время ребенка»

Помощь родителям в решении педагогических проблем

Февраль-март

Зам. директора школы по УВР,

практический психолог, учителя

11.

Родительская конференция «поступление в школу - важное событие в жизни

детей»

1. Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

2. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускника ДОУ.

3. Ознакомить родителей с программой, учебными пособиями, планируемыми на будущий учебный год в школе.

4. Определить показатели физического и психологического состояния здоровья будущего первоклассника.



Март

Зам. директора школы по УВР, учителя, воспитатели

12.

День открытых дверей в школе для родителей будущих первоклассников и воспитателей.

1. Познакомить родителей с условиями образовательного учреждения.

2. Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Апрель

Зам. директора школы по УВР, учителя начальных классов, заведующие МДОУ, воспитатели

13.

Контрольные срезы по усвоению программы в «Школе будущего первоклассника»

Выявить уровень полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей будущих первоклассников.

Апрель

Зам. директора школы по УВР, заведующий МДОУ, воспитатели

14.

Проведение семинара с методистами и воспитателями подготовительных групп «Итоги усвоения программы»

1. Обозначить проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитанниками детских садов.

2. Составить примерный план совместной работы школы и детских садов, расположенных в районешколы.

3. Подвести итоги совместной работы школы и детских садов по решению проблемы преемственности.

Май

Зам. директора школы по УВР,

практический психолог,

учителя,

заведующие МДОУ, воспитатели









2. Экспериментальный этап – 2017-2018 уч. год - адаптация детей в школе.

Период адаптации детей в школе можно без преувеличения назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной среды при переходе от дошкольного к начальному образованию направлена на создание следующих психолого – педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.

Оптимальный годовой календарный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

2) Создание предметно – пространственной среды.

В здании школы для первоклассников отведены на двух этажах два отдельных класса.Для каждого первого класса отведена учебная комната, гардероб. Мебель соответствует всем требованиям.

Для первоклассников школы работает школьная столовая, физкультурный зал, игровая площадка, актовый зал, школьная библиотека.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми. Причём для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

В каждой классной комнате имеются технические средства обучения:магнитофоны, компьютеры, а также настольные игры и классная библиотека.

  1. Организация оздоровительно – профилактической работы.

Организация оздоровительно – профилактической работы с первоклассниками осуществляется в соответствии с программой «Здоровые дети – здоровое будущее».

3.1. Медико – педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • ежегодные углубленные медицинские осмотры детей, поступающих в школ;

  • составление карточек здоровья детей; изучение медицинских карт детей в период адаптации медсестрой;

  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

  • изучение уровня физического развития учащихся педагогом по физической культуре;

  • выявление причин отрицательной динамики здоровья первоклассников;

  • психолого – педагогическое сопровождение первоклассников;

  • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

3.2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок медицинским работником школы (в том числе вакцинация против гриппа);

  • витаминизация;

  • профилактика простудных заболеваний - закаливание первоклассников воздухом: пребывание в помещении в облегчённой одежде, утренняя зарядка, игры на воздухе, прогулки, спортивные развлечения;

  • хождение босиком по массажным коврикам;

  • формирование и организация коррекционных групп с заболеваниями опорно – двигательного аппарата и зрительного анализатора;

  • создание в школе условий для соблюдения санитарно – гигиенических навыков (переобувание сменной обуви, проветривание и влажная уборка классной комнаты, освещение, мытьё рук и т. д.);

  • соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

  • соблюдение режима дня;

  • нормализация учебной нагрузки;

  • медицинское обеспечение.

3.3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей.

  • ежедневная физическая зарядка до занятий;

  • проведение физкультминуток на каждом уроке. В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательные упражнения;

  • уроки здоровья на свежем воздухе;

  • подвижные игры на переменах;

  • ежедневная прогулка в группах продлённого дня;

  • подвижные игры на воздухе;

  • спортивный час в группах продлённого дня;

  • внеклассные спортивные мероприятия;

  • школьные спортивные секции.

3.4. Организация рационального питания первоклассников.

3.5. Организация психологической помощи первоклассникам.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались и учёные-психологи (Александровская Э.М., Андропова М.В., Вайнер Э.Н., Мухина В.С. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого – педагогическое и физиологическое сопровождение учащихся, реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение возникновения дезадаптации первоклассника к школе, возникновения проблем развития и обучения.

В школе проводятся индивидуальные консультации учителями начальных классов, практическим психологом для родителей первоклассников. Психолог проводит работу с первоклассниками, определяет виды помощи конкретному ребёнку.

3.6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребёнка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без лишнего напряжения и переутомления.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Так, увеличение продолжительности учёбы в начальной школе на один год – важная мера по предупреждению перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Наполняемость классов (20 человек) помогает учителю более внимательно, индивидуально подходить к каждому ученику, создавать благоприятный психологический климат в классе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровья детей.

Ещё педагог В.А. Сухомлинский отметил, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя. Упущенное в дошкольном возрасте ещё можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее.

Учитель начальных классов гигиенически правильно организовывает сам педагогический процесс: это своевременная смена статистического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов деятельности школьников. Умелое использование наглядных средств обучения с учётом требований гигиены способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

4.Организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

4.1. Диагностика школьной зрелости (апрель - май, сентябрь-октябрь 2017-2018 уч. г.)

Многие родители, заранее обучив малыша чтению, письму и счёту, искренне уверены, что их ребёнок, бегло читающий и считающий до 100 и более, конечно же, готов к обучению, Они считают его потенциальным отличником.

Учёба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребёнок учиться без затруднений? Ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится всё более значимой, ибо от её решения, без преувеличения зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе включает следующие компоненты:

- психофизиологический (созревание организма);

- педагогический (всё, чему научили ребёнка);

- психологический (особенности развития и формирования).

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

- зрелость психических процессов (определённый уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи и др.);

- эмоционально – волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость);

- сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.

На этом этапе проводится комплексное обследование ребёнка в присутствии родителей. На каждого ребёнка заполняется протокол психологического обследования. По его результатам проводится беседа с родителями о степени готовности ребёнка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребёнка в школу. Обязательно даются рекомендации, как с ними справиться. Это могут быть предложения о целесообразности обучения ребёнка по той или иной программе, рекомендации по консультированию со специалистами до начала школьного обучения.

После обследования проводится качественный анализ результатов с представителями школьной администрации и педагогами. Завершается этап формирования классов.

4.2. Курс «Введение в школьную жизнь» (сентябрь 2017 г.).

 Вводный курс позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребёнка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учёбы в школе.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

  • обеспечение психологической адаптации детей;

  • знакомство с основными школьными правилами;

  • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

  • обучение элементарным приёмам обратной связи;

  • знакомство с системой школьного оценивания;

  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

  • организация классного коллектива.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребёнка и даже всей семьи, она подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Развивающий курс- – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Программа курса «Введение в школьную жизнь».

День 1-й.

Урок 1. Знакомство.

Урок 2. Режим дня школьника.

Урок 3. Схема класса.

День 2-й.

Урок 1. Школьные традиции.

Урок 2. Сотрудничество.

Урок 3. Оценка.

День 3-й.

Урок 1. Я и МЫ.

Урок 2. Реакция на реплику.

Урок 3. Самооценка.

День 4-й.

Урок 1. Отработка ранее введённых знаков и правил.

Урок 2. Учимся договариваться.

Урок 3.Разные критерии оценки.

День 5-й.

Урок 1. Правила поведения в различных ситуациях.

Урок 2. Ситуация недоопределённого правила.

Урок 3. Общая работа как сумма индивидуальных.

День 6-й.

Урок 1. Понятно ли мы говорим?

Урок 2. Различные стороны сотрудничества.

Урок 3. Адресность сообщения.

День 7-й.

Урок 1. Групповое взаимодействие.

Урок 2. Ловушка.

Урок 3. Содержательность высказывания.

День 8-й.

Урок 1. Учимся аргументировать свои высказывания.

Урок 2. Поиск выхода из затруднительной ситуации. Обращение за помощью.

День 9-й.

Урок 1. Понятность высказывания, точность информации.

Урок 2.Критерии оценки. Точка зрения оценивающего.

День 10-й.

Урок 1. Лесная школа.

Урок 2. Праздник «Рождение класса».

Занятия курса способствует ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение носит коллективный характер.

Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации.

Задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимооценивания и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребёнок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями.

Параллельно с созданием классного коллектива курс способствует формированию родительского коллектива.

Формы индивидуальной дифференцированной работы с первоклассниками:

  • задания разной степени трудности;

  • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, памяти и пр.;

  • работа детей в парах, группах для коллективного решения логических или творческих задач;

  • использование дополнительного материала, который создаёт благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

  1. Организация внеучебной жизни первоклассников: организация групп продлённого дня, общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время (детские праздники, спортивные соревнования, концерты для родителей), взаимодействие с ЦДЮТ, организация работы с детской городской библиотекой.

6) Изучение социально – психологической адаптации детей к школе.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Адаптация (приспособление) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Основными показателями благоприятной адаптации являются:

- формирование адекватного поведения;

- установление контакта с учащимися;

- установление контакта с родителями;

- овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: чрезмерное возбуждение, агрессивность, заторможенность, депрессивность, чувство страха, нежелание идти в школу.

Исследования специалистов показывают, что социально – психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%)-дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

3. Обобщающе-аналитический этап - 2018 -2019 уч. год.

Учебная деятельность:

  • проверка техники чтения;

  • проверка навыков счета;

  • контроль навыков письма, развитие речи учащихся.

Психологическое сопровождение:

- анализ диагностики (готовность к школьному обучению);

- отбор детей для индивидуальной работы;

- антистрессовые мероприятия с детьми;

- введение в учебные занятия сказкотерапии и арт-терапевтических приёмов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!