ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
По числу участников: групповой
По времени проведения: среднесрочный
Сроки проведения: 19.02.2018г. по 19.03.2018 г.
Участники проекта: дети 7 лет старшей коррекционной группы с органическими поражениями ЦНС и ТНР, родители, учитель-логопед.
Актуальность проекта:
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно сформированы знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому мы совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания. Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Формирование связной речи включает в себя развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Необходимо пробудить у детей интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цели проекта:
Создать условия для формирования и развития умения детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни; развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Птицы - наши друзья».
В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Задачи:
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса по лексической теме «Зимующие птицы»; формирование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи.
Обогащение информацией об окружающем мире: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах нашего региона; обобщение знаний полученных при наблюдении за повадками птиц.
Увеличение объема коррекционного воздействия, через различные виды деятельности.
Развитие речевых и творческих способностей детей.
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Приобщение родителей к активному участию в природоохранной деятельности через расширение представлений воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
Установочные цели:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности, осознанное и произвольное построение устного высказывания;
воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
формирование таких качеств, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них;
формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.
Реализация проекта проходит через интеграцию образовательных областей
Образовательная область | Задачи коррекционной работы |
«Речевое развитие» | Формирование и развитие всех компонентов речи и коммуникативных навыков: Формирование и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы. Формирование и развитие навыков словоизменения и словообразования (относительных прилагательных, существительных, глаголов). Закрепление правильного употребления в речи предлогов «у», «в», «за», «на», «над», «под», «между». Формирование и развитие навыков связной речи с использованием опорных картинок и схем. |
«Познавательное развитие» | Развитие зрительно-пространственных операций. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности. Наблюдения за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах. В ходе наблюдений: закрепить знания о внешних особенностях различных птиц; расширять представления об особенностях питания птиц зимой, познакомить с их повадками; воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Слушание и восприятие произведений литературы и русского фольклора. Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», З.Александровой «Новая столовая». Развитие конструктивно-модельной деятельности. Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность (раскрашивание картинок, аппликация), изготовление совместно с родителями эко-кормушки для птиц. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование и развитие игровой и театрализованной деятельности через подвижные речевые игры, театрализованную игру «Новая столовая». |
«Физическое развитие» | Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; зрительно-моторной координации; координации речи с движением – через подвижные и пальчиковые игры. Овладение элементарными правилами здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии: игровые комплексы пальчиковой гимнастики и игровые комплексы самомассажа кистей рук. Развитие физиологического и речевого дыхания. Закрепление правил безопасности во время зимних прогулок. |
Ожидаемый результат:
Для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
Для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
Для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- активизация педагогического потенциала родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей.
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. 2. Создание необходимых условий для реализации проекта: Подбор познавательной, художественной литературы по теме проекта.
Оформление консультации "Чем подкармливать птиц".
3. Разработка тематического плана для реализации проекта.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
Включение каждого ребёнка в исследовательскую и предметно-игровую деятельность для достижения уровня знаний, умений и навыков, и уровня развития речи в соответствии с возможностями ребенка. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, продуктивной, изобразительной, театрализованной, чтение художественной литературы.
Детско-родительское взаимодействие организовывается через систему наблюдений за птицами, изготовление эко-кормушки «Щедрое сердце».
Дидактические принципы реализации проекта:
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через организацию коллективно созданной птичьей столовой «Щедрое сердце», оформление фотоальбома.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Литература
1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр / Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008.
4. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?»; М.-2007г.