Доклад “Проектные технологии при обучении английскому языку”.
Технологии обучения являются важным фактором успешного усвоения новых знаний, формирования умений и совершенствования навыков, а также развития их познавательных способностей и личностных качеств. Ученые методисты выделяют ряд методов творческого характера, которые благоприятны для обучения учащихся при решении различно направленных учебных задач.
Среди них выделяют метод проектов в рамках проектной технологии обучения, которую должен знать и способен применять каждый преподаватель. Проектная технология обучения (в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой формой работы) представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание». Учащийся непосредственно включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируя учебную проблему, осуществляет отбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт, делает выводы. Проектный метод универсален, ведь он может применяться на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности, легко адаптируясь к особенностям любого учебного предмета.
Ценность проектной работы в том, что она одновременно направлена на развитие самостоятельности при работе с учебным материалом и, в то же время, на организацию групповой деятельности. Метод проектов легок и гибок в применении, доступен для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных особенностей. Он развивает самостоятельность и совершенствует познавательные способности. Многие ученики симпатизируют ему, что обусловлено тем, он включает групповое общение, достижение ощутимых и видимых результатов, несет радость, дает возможность получить удовлетворение от проявления себя с новой творческой и поисковой стороны.
Именно метод проектов, сочетая в себе все важные элементы других методов, наилучшим образом применим к процессу обучения английского языка. Этот метод, с одной стороны, основан на практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, направлен на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области предмета.
Используя метод проектов на уроках, важно учитывать следующие требования:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов: определение проблемы; выдвижение гипотезы их решения; оформление конечных результатов.
В соответствии с признаком доминирующего выделяются следующие типы проектов:
1. Исследовательские.
Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
2. Творческие.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь интересам участников проекта.
3. Ролево-игровые.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
4. Информационные.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
5. Межпредметные проекты.
Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
В реальной практике мы с учащимися работаем над информационными проектами, в которых они собирают информацию по данной проблеме, теме и с помощью различных презентаций защищают свой проект.
Начало проектной деятельности школьников на уроках обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. В этом году с 2-классниками мы работали над проектом, который назывался «Мой семья и я», учащиеся составляли рассказ о своей семье. Каждый ребенок заранее приготовил наглядные пособия, рисунки генеалогического деревца, некоторые принесли фотографии своей семьи, которые помогли им рассказать о семье. Конечно, из-за того, что они только начали изучать английский язык, истории были краткими, но думаю, что это неплохое начало проектной деятельности.
В среднем звене в 6 «В» классе мы также применяем метод проектов. Очень интересные и познавательные проекты были по теме “Город моей мечты”. Я разделила учащихся на 3 группы и дала им план и критерии оценки проекта. Готовый продукт этого проекта была карта города с улицами, домами, жителями вымышленного городка. Над каждым проектом работали по 4 человек. Кто-то составлял составлял письменный рассказ, кто то был ответственен за оформление, кто-то искал интересную информацию. В целом ребятам было интересно и весело. Этот проект они готовили около 3 занятий.
В 8 классе мы также делали несколько проектов. Они представляли собой «Знаменитые люди России и Великобритании», “Мой любимый писатель”, «Эмблема на экологическую тему”. Ребятам очень интересно узнавать что-то новое, задавать дополнительные вопросы.
Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.