СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Происхождение. эволюция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания по биологии в формате ЕГЭ - 2019 с ответами

Просмотр содержимого документа
«Происхождение. эволюция»

(ЕГЭ 2019) БИ. ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

(ЕГЭ 15) Выберите те взаимоотношения между группами организмов, которые могли иметь место.

1) конкуренция птиц и летающих ящеров

2) охота динозавров на млекопитающих

3) охота летающих ящеров на гигантских стрекоз каменноугольного периода

4) конкуренция между австралопитеками и неандертальцами

5) охота плезиозавров на аммонитов

6) поедание цветковых растений первыми амфибиями



(ЕГЭ 15) У предков наземных позвоночных еще до выхода на сушу имелись

1) внутреннее оплодотворение

2) сухая кожа с роговыми чешуями

3) легкие

4) рычажные конечности

5) внутренние ноздри, ведущие в ротовую полость

6) четырехкамерное сердце



(ЕГЭ 16) Установите соответствие между происшедшими событиями и эрой, для которого это событие характерно:

СОБЫТИЕ ЭРА

А) Появление бактерий и синезеленых. 1) АРХЕЙСКАЯ ЭРА

Б) Появились первые многоклеточные животные. 2) ПРОТЕРОЗОЙСКАЯ ЭРА

В) Появились первые млекопитающие — яйцекладущие 3) МЕЗОЗОЙСКАЯ

Г) От пресмыкающихся, ведущих древесный образ

жизни произошли птицы.

Д) В атмосфере появился свободный кислород

Е) Конец этой эры образно называют "веком медуз".

А

Б

В

Г

Д

Е







(ЕГЭ 16) Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ВИД

А) слабое выживание слишком мелких и 1) движущий

слишком крупных детёнышей млеко- 2) стабилизирующий

питающих 3) разрывающий

Б) гибель яиц птиц с слишком тонкой и

слишком толстой скорлупой

В) увеличение размеров ушной раковины

у зайцев в ряду поколений

Г) появление размножающихся осенью и весной популяций полёвок

Д) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах

Е) увеличение длины ствола светолюбивых растений в ряду поколений

Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

Е







(ЕГЭ 16) Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Возникновение первых птиц 1) Палеозой

2) Расцвет рептилий 2) Мезозой

3) Расцвет моллюсков 3) Кайнозой

4) Расцвет насекомых

5) Расцвет млекопитающих

6) Распространение птиц

А

Б

В

Г

Д

Е












(ЕГЭ 19) Установите правильную последовательность процессов, происходящих при географическом видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) фенотипическое проявление новых признаков

2) расчленение ареала непреодолимыми преградами

3) репродуктивная изоляция с образованием нового вида

4) накопление мутаций в популяции

5) сохранение новых признаков естественным отбором






(ЕГЭ 19) Установите по­сле­до­ва­тель­ность этапов раз­ви­тия растительного мира на Земле от наи­бо­лее древних к современным:

1) появление одноклеточных зеленых водорослей

2) расцвет папоротниковидных

3) по­яв­ле­ние зелёных водорослей

4) расцвет покрытосемянных растений

5) по­яв­ле­ние цианобактерий

6) по­яв­ле­ние псилофитов

7) появление голосемянных растений

8) появление семенных папоротников









(ЕГЭ 22) Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.

1) появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) дифференциация тела и появление органов ( стебель, листья).


(ЕГЭ 23) Органы барбариса (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.

Элементы ответа:

1) гомологичные органы сформировались в результате дивергенции признаков под действием естественного отбора;

2) относят к сравнительно-морфологическим методам изучения эволюции;

3) видоизменённый в колючку побег у барбариса защищает растение от поедания животными;

4) видоизменённый в усик побег у винограда закрепляет виноградную лозу на опоре


(ЕГЭ 23) Найдено несколько отпечатков на камнях одного и того же растения, жившего около 345 млн. лет назад. По отпечаткам создан облик растения. Изучив геохронологическую таблицу определите, о каком растении идет речь. В какой эре и периоде оно обитало. На стыке каких отделов растений оно находится. Дайте полный ответ на все перечисленные вопросы.

Геохронологическая таблица

ЭРА

ПЕРИОД

ВРЕМЯ


КАЙНАЗОЙСКАЯ

Четвертичный

2

Неоген

25-2

Палеоген

65-25


МЕЗОЗОЙСКАЯ

Меловой

130-65

Юрский

185-130

Триасовый

235-185



ПАЛЕОЗОЙСКАЯ

Пермский

280-235

Каменноугольный

345-280

Девон

400-345

Силур

435-400

Ордовик

490-435

Кембрий

570-490

ПРОТЕРОЗОЙ


650-2600

АРХЕЙ


3500

-эра палеозойская, период пермский, каменоугольный

- отдел папоротниковидные, вайи

-отдел голосемянные – наличие семян


(ЕГЭ 23) Представители какого типа и класса животных изображены на рисунке? Укажите их роль в природе. Каково значение этих животных для палеонтологической и геологической наук?

Элементы ответа

1) На рисунке изображены фораминиферы - представители типа Простейшие, класса раковинные корненожки.

2) Они образуют в морях и океанах известковые отложения .

3) По останкам фораминиферов ученые могут судить о возрасте земных слоев и останков организмов в них. Геологи по останкам некоторых представителей определяют наличие нефти


(ЕГЭ 23) Какие из изображенных ротовых аппаратов принадлежат кузнечику, домовой мухе и комару? Назовите типы этих аппаратов? Какой путь эволюции привел к образованию различных по строению ротовых аппаратов

А


Б

В

Элементы ответа

1) А – кузнечик, грызущий ротовой аппарат

2) Б- комар, колющий ротовой аппарат

3) Д – муха, лижущий ротовой аппарат

4) Путь эволюции – идиоадаптация, возникновение

приспособлений к разным условиям среды


(ЕГЭ 24) Найдите ошиб­ки в при­ве­ден­ном тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых они сделаны, ис­правь­те их.

1) Все многообразие гипотез о происхождении жизни можно свести к двум взаимоисключающим точкам зрения – биогенеза – живое может образоваться от неживого и абиогенеза – живое только от живого.

2) Одной из гипотез абиогенеза оказалась гипотеза советского академика А.И. Опарина, предполагающая возможность зарождения жизни на Земле. 3) Он предположил, что появлению живых организмов предшествует абиогенное образование в атмосфере и океане органических соединений за счет энергии мощных грозовых разрядов, жесткого ультрафиолетового и радиоактивного излучения.

4) Образовавшиеся биополимеры, концентривовались в прокариоты, в которых продолжилась эволюция органических молекул. 5)Появились молекулы, которые придавали устойчивость коацерватам и способные к самовоспроизведению – белки. 6) В 20 веке американский ученый С. Миллер смоделировал условия первобытной Земли и осуществил абиогенный синтез некоторых органических соединений.


(ЕГЭ 24) Найдите ошиб­ки в при­ве­ден­ном тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых они сделаны, ис­правь­те их.

1) Первые организмы, появившиеся 3,0 — 3,5 млрд. лет назад, жили в бескислородных условиях, были анаэробными гетеротрофами. 2) Они использовали органические вещества биогенного происхождения в качестве питательных веществ, энергию получали за счет бескислородного окисления и брожения.

3) Важнейшей идиоадаптацией в эволюции живого стало появление процесса фотосинтеза, когда для синтеза органических веществ стала использоваться энергия солнечной света. 4) Согласно теории симбиогенеза, симбиоз большой анаэробной клетки с аэробными бактериями оказался взаимовыгодным и привел к образованию митохондрий. 5) Симбиоз с цианобактериями привел к появлению хлоропластов, их появление привело к развитию по пути с автотрофным типом обмена веществ и обособлению части организмов в царство Растений. 6) Важным этапом в эволюции клетки стало обособление ядра, отделение генетического аппарата клетки от реакций обмена веществ. 7) Различные способы авторотрофного питания привели к формированию царства Грибов и царства Животных.


(ЕГЭ 25) Какие физиологические особенности проходных рыб позволяют им совершать длительные миграции, связанные с изменением солёности воды?

Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) В зависимости от концентрации соли рыбы либо пьют воду (как морские виды), либо воздержи-ваются от неё (как пресноводные).

2) Их жабры и почки способны перестроиться с одного способа осморегуляции на другой: в морской воде у них действует такая же система осморегуляции, как у морских рыб, в пресной – как

у пресноводных (их кровь в морской воде гипотонична, а в пресной – гипертонична).

3) Накопленный в теле рыбы резервный жир помогает им преодолевать пороги, водопады и быстрые встречные течения, обеспечивая энергией


(ЕГЭ 26) Почему невозможно абиогенное образование органического вещества в современных условиях. Дайте аргументированный ответ.



(ЕГЭ 26) Как в процессе эволюции могли произойти вирусы, и на каком этапе эволюции. Дайте аргументированный ответ.

-регрессивная – мелкие аблио-паразиты утратили все, кроме НК

-клеточная – НК вышла из под контроля клетки (плазмиды, прыгающие НК

Коэволюции – на заре возникли, вмете с клеткой но другой путь


(ЕГЭ 23) Определите, какое из изображенных животных эволюционно моложе остальных и как оно называется? Какой тип и класс животных произошел от предков этого животного? Какими буквами они обозначены? В какой палеонтологической эре эти предки переживали свой расцвет?




(ЕГЭ 23) Представители какого типа и класса животных изображены на рисунке? Укажите их роль в природе. Каково значение этих животных для палеонтологической и геологической наук?


Элементы правильного ответа

1) Буквой А обозначена мокрица, предками которой были трилобиты- представитель обозначен буквой Б

2) Трилобиты – предки современного типа Членистоногие, класса Ракообразные

3) Их расцвет относится к палеозойской эре



(ЕГЭ 26) Приведите примеры ароморфозов (не менее четырех) у растений и докажите, что это ароморфозы.

1) Автотрофный тип питания (появление фотосинтеза) – привел к синтезу и потреблению собственных органических веществ и выделению свободного кислорода .

2) Появление многоклеточности – привело к дифференциации клеток, тканей вегетативных и генеративных органов, специализации их функций

3) Появление проводящих систем обеспечило выход на сушу, возможность роста растений в высоту

4) Появление цветка обеспечило защиту генеративных органов растения, привлечение опылителей, широкое расселение по Земле

5) Появление семени у древних папоротников и голосеменных растений привело к независимости процесса оплодотворения от воды, защищенности зародыша, эффективности распространения и появлению запаса питательных веществ, необходимых для развития зародыша.


(ЕГЭ 26) Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

1) Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.

2) Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).

3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.


(ЕГЭ 26) Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Элементы ответа:

1) повышение концентрации кислорода в атмосфере произошло благодаря возникновению у одноклеточных организмов (цианобактерий) способности к фотосинтезу;

2) накопление кислорода сделало возможным появление аэробов и кислородного этапа энергетического обмена;

3) накопление кислорода обеспечило образование защитного озонового экрана и выход организмов на сушу;

4) кислородное окисление обеспечило эффективность обмена и появление многоклеточных организмов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!