8 класс Урок № 3 дата: ________
Тема: Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
Цели урока: сформировать представления об основных этапах эволюции человека; раскрыть роль социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, интерактив.
Предметные результаты обучения:
описывать основные этапы эволюции человека;
характеризовать роль биологических и социальных факторов на разных этапах развития человека.
Метапредметные результаты обучения:
-
познавательные — строить логическую цепочку рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции человека; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительных источников информации;
-
регулятивные — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
-
коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию.
Личностный результат обучения:
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Расскажите об особенностях систематики человека.
2. Назовите черты сходства человека и животных.
3. Назовите черты различия человека и животных.
4. Что такое раса?
5. Расскажите о внешних особенностях человеческих рас (европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды).
II. Изучение нового материала
Беседа учителя с учащимися о происхождении человека:
1) Что такое эволюция органического мира?
2) Что вам известно о происхождении человека?
Далее учащиеся выполняют самостоятельное задание:
Самостоятельная работа:
Прочитайте текст в учебнике на стр. 14 и запишите определения:
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Антропогенез – процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи и общественных отношений.
Далее учитель рассказывает об первом этапе эволюции человека. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:
Происхождение человека:
Затем учитель рассказывает о стадиях антропогенеза. Учащиеся заполняют таблицу:
Группы | Время жизни | Представители | Эволюционные приобретения |
Протоантропы | 6-1 млн. лет назад | Австралопитек Человек умелый | Постоянное передвижение на двух ногах, использование предметов и огня, изготовление орудий труда. |
Архантропы | 1 млн. – 300 тыс. лет назад | Человек прямоходящий | Увеличение и усложнение головного мозга, членораздельная речь, высокая технология обработки камней и изготовление орудий |
Палеоантропы | 300 – 50 тыс. лет назад | Неандертальцы | Изготовление одежды из шкур, поддержание огня (жили в пещерах в ледниковый период), более совершенные орудия труда |
Неоантропы | 60 тыс. лет назад – наст. время | Кроманьонцы, человек разумный | Более развит головной мозг, хуже мышечное развитие, социальная эволюция |
II. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
III. Домашнее задание
§ 3, учить записи в тетради.