СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Простые и составные предлоги" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Простые и составные предлоги" 7 класс»



Тема: Простые и составные предлоги.

Цели урока:

1) Образовательная: продолжить знакомство с предлогом как частью речи; дать понятие о простых и составных предлогах.

2) Развивающая: способствовать развитию речи учащихся путём устных ответов с использованием опорных схем; развивать логическое мышление, память.

3) Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, используя элементы занимательности.

Оборудование: презентация, кластер, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

(учитель задаёт вопросы, ученики должны поднимать руки на положительный ответ)

-Кто сегодня встал в хорошем настроении?

-А кто сделал зарядку?

-Кто не выполнил домашнее задание?

-Кто пришёл на урок за новыми знаниями?

Учитель: Тогда здороваемся и начинаем наш урок. Сегодня наш урок необычный. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас всё получится.

По мере ваших ответов, я буду давать вам уже знакомые карточки «Эрудит», количество которых и определит какую оценку вы сегодня получите.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания. (3 мин.)

-Давайте проверим домашнее задание – упр.342. Какое задание дано в упражнении. Серёжа, прочитай задание (Вставьте предлог «от» или «для»).

Лосьон для защиты от укусов комаров.

Состав для выведения пятен.

Жидкость для растяжки обуви.

Таблетки от кашля.

Крем для чистки обуви.

-Ещё я вам давала домой карточки «Получи только «5». Выходите к доске и напишите ответы. По условиям карточки правильным считается тот ответ, у кого все ответы верны.

Карточка «Получи только «5»

1. Предлог – это служебная часть речи

2. Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.

3. В предложении предлог является дополнением.

4. Предлог благодаря является производным.

5. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.

6. Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис.

7. По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными.

(Ставим «+» если согласны с утверждением, «-« если не согласны)

Правильный вариант:

1. +

2. +

3. –

4. +

5. +

6. +

7. +

(У кого из учеников все ответы правильные, получают карточку «Эрудит»)

-Итак, какую мы тему изучаем? (ответы учеников: «Предлоги»)

2) Сценка (3 мин.) (участники выходят к доске: Корчигин Сергей и Камалов Айрат)

Сергей, сидя на стуле:

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «ПО»?

Что значит – «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Подходит Айрат:

Что ты, Корчигин, как же ты без предлогов жить-то будешь?

Сергей:

Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!

Айрат:

Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут! А вы согласны? Докажите!

Айрат (с места): Возьмём, например, три слова: машина, повернула, угол. Без предлога «за» предложение не получится. А с предлогом мы поймём, о чём идёт речь. Машина повернула за угол.

Учитель: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме: кластер (3 мин.)

Восстановленный вариант:

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги бывают однозначные и многозначные.

Многозначные выражают разные значения, употребляясь с несколькими падежами. (рассказывает Айрат)

Предлоги бывают производные и непроизводные.

Производные образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные. (рассказывает Сергей)

Если ученик ответил правильно, ему даётся карточка «Эрудит».

3) Постановка проблемы. (5 мин.)

Учитель: У вас на столах небольшой текст. Читаем его вслух. (Сергей читает текст) Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла небольшая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

(ответы учеников)

Сергей: В 1ом предложении выделено слово «в течении». Это существительное в П.п. «течении» с предлогом «в».

Айрат: В 3ем предложении выделено слово «в течение». Вместе с «в» оно является производным предлогом.

Учитель: Ребята, скажите, что такое грамматические омонимы?

Сергей: (Грамматические омонимы – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, печь – существительное и печь – глагол.)

Учитель: В тексте есть грамматические омонимы?

Айрат: (Да, «в течении» и «в течение» - грамматические омонимы.)

(Кто из ребят справился с заданием, получает карточку «Эрудит»)

Учитель: Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классная работа.



3. Изучение нового материала.

1) Определение темы и целей урока. (2 мин.)

Учитель: Выпишите из текста предлоги в тетрадь. (Ученики выписывают предлоги в тетрадь из текста – в, на, в течение, со)

- Сравните, чем они отличаются по структуре? (в, на, со – это предлоги, состоящие из одного слова, в течение – это предлог, состоящий из двух слов.)

-Как вы думаете, как они будут называться? (в, на, со – простые предлоги, а в течение – составной предлог.)

-Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Тема сегодняшнего урока: Простые и составные предлоги.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? Сформулируйте цель урока. (Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.)

Учитель: Запишите новую тему в тетрадь.

2) Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник параграф 55 стр.141

1) Чтение теоретического материала. (2 мин.) Айрат читает правило. Беседа по прочитанному.

2) Выполнение упражнения 344 (5 мин.) в тетрадь.

(Задание к упражнению читает Сергей: Выпишите словосочетания сначала с простыми предлогами, потом с составными. Предлоги заключите в прямоугольник. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Какие из предлогов чаще употребляются в деловой речи? (устно)

1. Останется позади дома, сделаем наподобие корзинки, ошибаться вследствие невнимательности, утеплить ввиду холодов. (Сергей)

2. Крепнет по мере роста, мчится вдоль по шоссе, собираемся по случаю праздника, собраться по поводу постановления. (Айрат)

Учитель: Какие из этих предлогов чаще употребляются в деловой речи? (ввиду, по случаю, по поводу)

(Кто из ребят справился с заданием, получает карточку «Эрудит»)

3) Физкультминутка. (2 мин.)

4) Самостоятельная работа. (5 мин.)

(Учитель раздаёт карточки ученикам.)

Учитель: Выпишите в тетрадь предлоги из предложений в два столбика: простые и составные.

1. В течение всего дня шёл дождь.

2. В заключение вечера был концерт.

3. Река в течении своём делает много поворотов.

4. В продолжении повести мы узнаем о судьбе героев.

5. Из-за болезни я не мог посещать школу.

6. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.

7. Над морем становится по-прежнему тихо.

8. Антон приехал к нам из города.

(Ученики читают предложения и называют простые и составные предлоги)

Простые Составные

в, в в течение

из-за в заключение

в в отличие от

над

к, из

(Кто из ребят справился с заданием, получает карточку «Эрудит»)

5. Синтаксический разбор предложения. (5 мин.)

(Один из учеников выходит к доске, выполняет синтаксический разбор предложения)

Иногда доносились ночные шорохи и звуки, приглушённые лесом.

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими и причастным оборотом)

(Второй ученик выходит к доске и пишет над словами часть речи)

(Кто из ребят справился с заданием, получает карточку «Эрудит»)

6. Рефлексия. Итоги урока. (5 мин.)

(Каждый ученик высказывает…)

- На уроке я узнал(а)…

- Мне на уроке удалось…

- Мне было трудно…

- Самым интересным на уроке было…

7. Домашнее задание. Параграф 55 упр.345, выучить правило.

8. Оценивание. (3 мин.)

- Как вы работали на уроке?

- Сколько «Эрудитов» получили? Подсчитайте.

- Настроение нарисуйте на полях в виде смайликов.

-Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны. Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!