СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол методического объединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол методического объединения учителей образовательного цикла "Естествознание"

Просмотр содержимого документа
«Протокол методического объединения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

г. Нижневартовск


протокол


10.01.2017 года №4

Председатель — Красавина Е.Ф.

Присутствовали - 4 человека (явочный лист прилагается).

Общее количество членов методического объединения — 4

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении

Цель: изучение системы оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС

План работы:

1. Система мониторинга достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление учителя химии Красавиной Е.Ф.

  1. Система оценивания образовательных результатов. Методические рекомендации. Алгоритм самооценки

Выступление учителя химии Красавиной Е.Ф.

  1. Портфель достижений ученика

Выступление учителя географии Автушенко Н.В.

  1. Аналитическая справка по итогам 1 четверти

Выступление членов МО Красавиной Е.Ф., Керимова М.К.,

Автушенко Н.В., Кобыльченко Р.А.


  1. Консультационная работа с обучающимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Выступление членов МО Красавиной Е.Ф., Керимова М.К.




            1. По первому вопросу выступила Красавина Е.Ф.. Она рассказала о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы (личностные результаты),

  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных

листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).

Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.

В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).



      1. Далее Красавина Е.Ф. раскрыла особенности технологии оценивания образовательных результатов.

С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов обучающихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  • КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Максимальный уровень




«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень



«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень


«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью


  • ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

  • В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных),


Лист «наблюдение за участием в групповой работе»1

(за один урок наблюдение ведется за одним учеником, за неделю – за всеми учениками, за месяц – за всеми учениками класса)

По материалам кандидата педагогический наук Г.В. Шакиной (г. Саранск)

Схема фиксирования результатов наблюдения

Ученики

Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии

Число вопросов ученикам в ходе дискуссии (диспута, дебатов)

Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание к собеседнику (оппоненту), внимание к чужому мнению)

Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения)


Результаты

Предметные

Предметные, метапредметные

Личностные

Личностные, предметные.

1





Оценка результатов наблюдения.

Максимальный уровень




«Настоящий лидер»

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе , привести группу к результату.

Программный уровень



«Отличный участник»

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением.

Необходимый уровень


«Хороший участник»

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при предоставлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы.

«Мне еще многому надо научиться»

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным.

«Я в начале пути»

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует.


в «Портфеле достижений»

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.


      1. Выступление Автушенко Н.В. на тему «Портфолио достижений обучающегося»

Одной из основных задач обучения и воспитания в средней школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ученика.

Девизом работы с портфолио ученика школы должна стать фраза:

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Примерные разделы портфолио:

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

  • МОЙ МИР

  • МОЯ УЧЁБА

  • МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

  • МОЁ ТВОРЧЕСТВО

  • МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

  • РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

  • СОДЕРЖАНИЕ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  • "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  • "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

  • "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

  • "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  • "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  • "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

  • "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием

  • "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.


РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе.

ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.


Решение:

Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности. Принять к сведению информацию выступлений. Рекомендовать вышеизложенные методические рекомендации системы оценивания планируемых результатов рабочей группе по разработке системы мониторинга в нашей школе.


  1. Анализ предметных результатов деятельности педагогов. Итоги 2 четверти.

Автушенко Н.В. география

учебного периода

Класс

Закончили на

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

2 четверть

18

8

0


100

6

16

2


92

8

15

2


92


6

18



100


13

10



100


17

8



100


10

12

1


96


9

12

4


84


11

10

5


81


9

12

5


81


4

6

4


71


15

10



100


18

7

1


96


11

13



100

Итог


157

157

24


93

Керимов М.К.

учебного периода

Класс

Закончили на

Средн. балл

% качества


"5"

"4"

"3"

"2"

% качества на конец прошлого года

2 четверть

2

10

13


3,6

48


5

7

14


3,7

46


4

13

9


3,8

65




6

8


3,4

43



3

17

5


3,9

80



6

14

6


4

77




15

9


3,6

63



2

11

13


3,6

50



2

17

8


3,8

70



1

9

16


3,4

38


Итог

11

25

120

101


3,7

62


Снижение качества знаний наблюдается практически во всех параллелях, что объясняется усилением контроля со стороны педагога, вызванное плохими результатами ОГЭ прошлого года.


Красавина Е.Ф.

География

учебного периода

Класс

Закончили на

Средн. балл

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

2 четверть

9 а

2

13

11


3,65

58

9 б

4

20

3


4,04

89

9 в

1

9

15


3,44

40


10а

1

20

5


3,85

81


10б

13

9



4,59

100


11а

13

16

1


4,4

97

Итог: 2 четверть 62% 1 полугодие 93%

Химия

учебного периода

Класс

Закончили на

Средн. балл

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

I четверть

8 а

8

14

3


4,2

88

8 б

3

16

7


3,85

73

8 в

3

15

6


3,88

75

9 а

6

12

8


3,92

69

9 б

6

15

6


4

78

9 в


10

15


3,4

40

9 д


1



4

100

Итог


26


83

45


3,89

75%



1

20

5


3,85

81


10а

10б

11а

10

10

2


4,36

91





13

17



4,43

100

Итог: 91%

Биология

учебного периода

Класс

Закончили на

Средн. балл

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

I четверть

5 а

7

15

4


4,12

85

5 б

5

14

5


4

79

5 в

4

10

11


3,72

56

6 а

6

13

5


4,04

79

6 б

4

13

6


3,91

74

6 в

12

11

2


4,4

92

6 г

5

10

7


3,91

68

6 д


1



4

100

Итог

8

43

87

40


4,01

79


Педагог новый. Период адаптации. Проделанная работа по сохранению качества знаний обучающихся: сбор информации у классных руководителей об уровне обученности учеников, привлечение отстающих учеников к дополнительным занятиям, консультациям.

Снижение качества знаний в 8-х классах объясняется усложнением материала по химии, требующих от обучающихся высокого логического мышления, что не у всех обучающихся проявляется на достаточно высоком уровне.

Снижение качества знаний в 9-х классах по географии наблюдается в связи с завышенной изначально оценкой учителя, вследствии адаптационного периода.


Кобыльченко Р.А. учитель ОБЖ

учебного периода

Класс

Закончили на

Средн. балл

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

I четверть

8 а

11

14

0

0

4,44

100

8 б

5

21

0

0

4,19

100

8 в

13

10

0

0

4,57

100

Итог

3

29

45

0

0

4,4

100

II четверть

8 а

22

3

0

0

4,88

100

8 б

16

10

0

0

4,62

100

8 в

15

9

0

0

4,63

100

Итог

3

53

22

0

0

4,71

100


Решение:

1. Определить одним из приоритетных направлений работы педагогов – совершенствование деятельности по повышению качества знаний обучающихся

2.Усилить в своей работе индивидуализацию обучения

3.Рекомендовать составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста ученика или класса в целом, проводить коррекцию знаний по результатам


Консультационная работа с обучающимися по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ проводится учителями Красавиной Е,Ф. и Керимовым М.К. определены дни консультаций. Фиксируется посещаемость. Наблюдается плохая посещаемость обучающимися 9-х классов консультаций. Ведется работа по усилению контроля посещаемости. Осуществляется взаимодействие учителя-предметниками с классным руководителем, администрацией школы, родителями.

учитель

предмет

Класс

день консультации

Красавина Е.Ф.

география

11

Среда 16.00


география

9

Среда 15.00


Химия

9

Пятница 15.00

Керимов М.К.

Биология

9

Суббота 10.00






Было обращено внимание на ВПР в 11-х классах. В связи с чем, было внесено предложение провести с обучающимися входную контрольную работу с целью определения дальнейшей траектории работы с обучающимися по подготовке к ВПР.



Решение:

  • продолжить  консультационную работу с учащимися по подготовке к итоговой аттестации;

  • усилить контроль посещаемости обучающихся консультаций, с этой целью активизировать взаимодействие между педагогом-предметником и классным руководителем, заместителем директора по УР, родителями.

  • Провести в 11-х классах в январе ВПР (пробная версия).


Руководитель МО «Естествознание» ______________/Красавина Е.Ф./



1 По материалам кандидата педагогический наук Г.В. Шакиной (г. Саранск)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!