СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтальные лабораторные работы. 7 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит 14 лабораторных работ. Сокращенный вид. Каждая работа оформлена на отдельном листе. Можно распечатать отдельно или две работы на одном листе.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 1 и 2»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 1 по теме:

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

Цель работы: Научиться пользоваться измерительными приборами для измерения физических величин (линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой), термометром); научиться записывать результат измерений с учетом абсолютной погрешности.

Приборы и материалы: линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, брусок, сосуд с водой.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотрите измерительные приборы. Изучите шкалу линейки, мензурки, термометра и заполните таблицу № 1.

Название измерительного прибора

Линейка

Мензурка

Термометр

Физическая величина, измеряемая прибором




Единица измеряемой величины в СИ




Блок пометок шкалы

Пределы измерения




Значения соседних оцифрованных штрихов




Количество делений

между оцифрованными штрихами




Цена деления шкалы в СИ

(Ц.д.шкалы)




Абсолютная погрешность измерения прибора (Δа = 1/2·Ц.д.шкалы)

Δ l =

Δ V =

Δ t =

2. Ознакомьтесь (с помощью учителя) с правилами измерения линейкой, мензуркой, термометром.

3. Измерьте длину бруска с помощью линейки, объём воды в сосуде с помощью измерительного цилиндра, температуру воды в сосуде с помощью термометра.

Запишите результаты всех своих измерений в таблицу № 2 с учетом абсолютной погрешности в СИ.

Измеряемая физическая величина

Измеренное значение величин в СИ

Результат измерения с учетом абсолютной погрешности в СИ


Относительная погрешность приборов


Длина бруска,

l, м


l изм=

l = (lизм ± Δ l) м


l =

Δ l

= ----------- . 100% =

lизм

Объем воды в сосуде,

V, м3


Vизм =

V = (Vизм ± Δ V) м3


V =

ΔV

= ----------- . 100% =

Vизм


Температура,

t, 0С


tизм =

t = (tизм ± Δ t) 0С


t =

Δt

= -------- . 100% =

tизм

Напишите вывод о проделанной работе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: ________ ФИ: __________________________ Класс: 7 ____

Лабораторная работа № 2 по теме:

«Измерение размеров малых тел».

Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, фотография атомов золота.

Ход работы:

  1. Изучите шкалу вашей линейки. Определите цену деления и абсолютную погрешность вашей линейки в СИ. Заполните таблицу № 1.

    Цена деления линейки

    Абсолютная погрешность вашей линейки


    Ц.д. линейки =___ мм = _______ м.



    Δ ℓ = ½ · Ц.д. линейки = ½ · _________ м = ______ м

  2. Положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

  3. Измерьте длину ряда зерен (l) и количество зерен (n) в ряду.

  4. Разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (D) зерна: D = ℓ / n.

  5. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.

  6. Измерьте длину ряда молекул (l) на фотографии.

  7. Сосчитайте количество молекул (n) в ряду.

  8. Определите диаметр молекулы на фотографии и истинный размер, если на фотографии (увеличение в 70 000 раз).

D = ℓ / n Dистинный размер молекулы = Dмолекулы на фото / 70 000

Данные измерений запишите в таблицу с учетом абсолютной погрешности.

Таблица №2


опыта



Тело


Кол-во

частиц в ряду,

n


Длина ряда

, мм

Размер одной частицы, т.е.

диаметр частицы

Dизм,, мм

Размер одной частицы, т.е.

диаметр частицы

Dизм,, м

Результат измерения диаметра тела с учетом абсолютной погрешности

(Dизм ± Δℓ) м

Относительная погрешность

Δ

= --------- . 100%

D изм


1


Пшено










2


Горох










3


Молекула на

фотографии





На фото

Истинный размер





Запишите вывод о проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительное задание: Измерьте толщину листа в книге.

7 класс /Суздальцева Н.В./ Л/Р № 1 ОЦЕНКА

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 11 и 12»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 11 по теме:

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Цель работы: На опыте обнаружить выталкивающие действие жидкости на погруженное в нее тело; научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда).

Приборы и материалы: штатив, динамометр, измерительный цилиндр(мензурка), 2 твердых тела, емкость с водой, емкость с концентрированным раствором кухонной соли, нитка, таблица плотностей, салфетки.

Ход работы:

1. Определить цену деления и абсолютную погрешность измерения приборов:

Измерительный прибор

Цена деления прибора

Ц.д.

Абсолютная погрешность измерения

Δа = 1/2· Ц.д.

Динамометр


ΔF = 1/2· Ц.д =

Измерительный стакан


ΔV =1/2· Ц.д =

2. Укрепите динамометр на штативе и с его помощью измерьте вес первого тела в воздухе ( Р0).

3. Измерьте вес первого тела полностью погруженного в воду 1).

4. Определите объём (Vт ) тела №1, используя мензурку. (1 мл = 1 см3= = 0,000001 м3)

5. По полученным данным вычислите выталкивающую силу (FА) как разницу между весом тела в воздухе Р0 и весом тела в воде Р1 по формуле: FА = Р0 – Р1

6. Зная объем тела, вычислите Архимедову силу по формуле:

FА = Pводы = mg = VТ ·ρж· g

где ρводы = 1000 кг/м3, а ускорение свободного падения g ≈ 10 Н/кг.

7. Произведите те же измерения для первого тела, используя насыщенный раствор соли.

8. Повторите опыты со вторым телом.

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу с учетом погрешности.

Таблица



Тело №


Результат измерений веса тела в воздухе

0 ± ΔF)Н

Результат измерений веса тела в жидкости

1 ± ΔF)Н


Объем тела

(VТ ± ΔV) м3



Выталкивающая сила

Fвыт = Р0 – Р1,

Н


Сила Архимеда

FА = VТ · ρж · g,

Н


1


Вода





Солевой р-р





2


Вода





Солевой р-р




Напишите вывод о проделанной работе.

Напишите, от каких величин зависит значение выталкивающей силы, т.е. силы Архимеда. ОЦЕНКА________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа по физике № 12 по теме:

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка – поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпочка.

Ход работы:

1. Определить цену деления и абсолютную погрешность измерения приборов:

Измерительный прибор

Цена деления прибора

Ц.д.

Абсолютная погрешность измерения

Δа = 1/2· Ц.д.

Весы

нет

Δm = 0,01 г

Измерительный стакан


ΔV =1/2· Ц.д =

2. Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

3. Определите объем части пробирки погруженной в воду по формуле: Vт = V2V1 . Не забудьте перевести объем в м³ (1мл =1 см³ = =0,000 001 м3).

4. Затем рассчитайте величину выталкивающей силы (FА), по формуле: FA = Рж = ρж· g·Vт

где ρв = 1000 кг/м³ - плотность воды по таблице. g = 9,8 Н/кг

5. Выньте пробирку с песком из воды, протрите ее и определите на электронных весах ее массу (m) с точностью до 0,01 г.

6. Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку по формуле: Fтяж = Р = mg

7. Насыпьте в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 3-6. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Таблица


опыта

Объём части пробирки помещенной в воду

Vт = V2 - V1,


(V ± Δ V) м3


Сила Архимеда


FA = ρж · g · Vт

Н


Масса

пробирки


(m ± Δ m)кг

Сила тяжести


Fтяж = mg


H


Сравните Fтяж и FA:

или

или

=

Поведение тела:

Тонет

или

Плавает в жидкости

или

Плавает на поверхности

1





FтяжFA


2





FтяжFA


3





FтяжFA


Напишите вывод о проделанной работе

Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности) ОЦЕНКА____________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 13 и 14»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 13 по теме:

«Выяснение условия равновесия рычага».

Цель работы: Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Приборы и материалы: рычаг, закрепленный на штативе, набор грузов (по 102г ≈ 0,1 кг каждый), динамометр, линейка.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность приборов:

Измерительный прибор

Цена деления прибора

Ц.д.

Абсолютная погрешность измерения

Δа = 1/2· Ц.д.

Динамометр


ΔF = 1/2· Ц.д. =

Линейка


Δl =1/2· Ц.д.=

2

. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.

3. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии (ℓ1), равном примерно 12 см от оси вращения.

4. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить:1 груз; 2 груза; 3 груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

5. Измерьте плечи сил, действующих на рычаг в каждом из трех случаев (в левой части рычага эти значения постоянны для трех опытов).

6. Считая, что каждый груз весит 1 Н (P = F = mg = 0,1 кг ·10 Н/кг = 1 Н), запишите данные и измеренные величины в таблицу.

7. Вычислить отношение сил F1 / F2 и плеч 1 / 2

Запишите результаты измерений и вычислений в таблицу.

Таблица

опыта

Сила на левой части рычага

F (H)


Плечо силы F


1 (см)

Сила на правой части рычага

F (H)


Плечо силы F2


2 (см)

Соотношение сил и плеч

Момент силы

М,

(Н·м)

F F 2 1


M1 = F1 · l1


M2 = F2 · l2

1


2









2







3







Запишите вывод о проделанной работе

Напишите, выполняется ли условие равновесия рычага и правило моментов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА___________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 14 по теме:

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости) , меньше полной; экспериментально определить КПД наклонной плоскости.

Приборы и материалы: брусок, динамометр, доска, штатив с муфтой и лапкой, линейка, грузы.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность приборов:

Измерительный прибор

Цена деления прибора

Ц.д.

Абсолютная погрешность измерения

Δа = 1/2· Ц.д.

Динамометр


ΔF = 1/2· Ц.д =

Линейка


Δl =1/2· Ц.д =

2.Соберите установку по рисунку.






3.Измерьте с помощью линейки путь (s), который проделал брусок нижним краем, и высоту (h) наклонной плоскости. Значения в таблице должны быть в метрах.

4. Положите брусок на наклонную плоскость и измерьте силу тяги (F), которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно втащить его вверх по наклонной плоскости.

5. Измерьте с помощью динамометра вес бруска (Р = Fтяж = mg).

6. Вычислите полезную работу по формуле Ап = Р·h , которая выполняется при подъёме бруска по наклонной плоскости вертикально вверх на высоту h.

7. Вычислите работу Аз = F·s, которая выполняется при подъёме бруска по наклонной плоскости вертикально вверх. Результат измерений и вычислений запишите в таблицу.

8. Вычислите КПД наклонной плоскости по формуле.

Ап

η = -------- · 100%

Аз

Таблица

Высота наклонной плоскости с учетом погрешности

(h ± Δl ) м

Вес бруска с учетом погрешности


(P ± ΔF) Н

Сила тяги с учетом погрешности


(F ± ΔF

Путь, который проделал брусок, с учетом погрешности

(s ± Δl ) м

Полезная работа


Ап = Р · h


Дж

Затраченная работа


Аз = F · s


Дж

КПД


Ап

η = ------- ·100%

Аз















9. Измените высоту наклонной плоскости и для нее определите полезную, полную работу и КПД.

Запишите вывод о проделанной работе. Сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона. ОЦЕНКА ________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 3 и 4»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

Цель работы: Научиться измерять скорость тела при равномерном движении; убедиться в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути.

Приборы и материалы: трубка стеклянная  с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная.

Ход работы:

Порядок выполнения работы

1. Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик (пузырек воздуха) не поднимется к верхнему концу трубки.

2. Одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки.

3. Измерьте линейкой путь, который прошел пузырек воздуха за данное время.

4. Отметьте маркером половину длины трубки (1/2) и

убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.

5. Разделите всю длину трубки  на три равные части (1/3) (отметьте маркером) и убедитесь, что за треть времени движения шарик проходит третью часть длины трубки

6. Разделите всю длину трубки  на четыре равные части (1/4) (отметьте маркером) и убедитесь, что за четверть времени шарик проходит четвертую часть длины трубки.

Запишите в таблицу результаты всех измерений и вычислений.

Т

7. Вычислите величину скорости движения в каждом случае по формуле V = S/t .

Убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное.




аблица.

опыта

Путь в долях от длины (s)

Путь,

s, (м)

Время движения,

t, (с)

Скорость,

V, (м/с)

1

1




2

½




3




4

¼




Запишите вывод о проделанной работе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дополнительно: построить график зависимости пути от времени.

ОЦЕНКА ____________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 4 по теме:

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы: рычажные весы с набором грузов, тела для взвешивания.

Ход работы:

1. Изучите устройство рычажных весов.

2. Уравновесьте весы.

3. Придерживаясь, правил взвешивания, определите массу тела (например, стёрка).

Результат взвешивания запишите в таблицу.

Напоминание: 1 г = 0,001 кг

4. Измерьте массу различных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.

Название тела

Набор гирь, уравновешивающих тело


Масса тела

Масса тела,

m, (г)

Масса тела,

mизм, (кг)

1

стёрка

20 г, 10г, 2г,

200 мг, 50 мг


20 г+10г+ 2г+200 мг + 50 мг = 32г 250мг



32,25г

0,03225кг

2







3







4







5








Запишите вывод о проделанной работе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание

Название тела

Абсолютная погрешность лабораторных весов, Δm

Результаты измерений для каждого тела с учетом погрешности

(mизм ± Δm) кг

1

стёрка



2



3



4



5



ОЦЕНКА ________________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 5 и 6»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа №5 по теме:

«Измерение объёма твёрдого тела».

Цель работы: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), сосуд с водой, линейка, 2 тела правильной и 2 тела неправильной формы.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность измерительного цилиндра:

Цена деления

Абсолютная погрешность

Ц.д. = ____ мл = ____ см3 = ________ м3.

Δ V = ½ Ц.д. = ½· _______м3 = ________ м3

Примечание: 1 мл = 1 см3 = 0,000001м3

2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы потом тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объем жидкости в мензурке (V ).

3. Опустите в мензурку с водой тело неправильной формы до его полного погружения, удерживая его за крючок, и измерьте объем жидкости с телом (V).

5. Определите объем тела по формуле: VТ = V - V.

6. Повторите опыты с другими телами.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Таблица

о

п

ы

т

а


Название тела

Начальный объем воды,

V (см³)

1 мл = 1 см³

Объем воды с телом,

V (см³)

1 мл = 1 см³

Объем тела измеренный

VТ = V - V

(см³)

Результат измерений объема с учетом погрешности,

(VТ ± Δ V) м³

1








2





3

Брусок




4

Цилиндр




7. Измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы (бруска).

a = _______ см. b =________ см. c =________ см.

Определите объём V бруска по формуле V = a·b·c

V = __________________________________ см³ =_____________ м³.

8. Измерьте радиус (R) и высоту цилиндра (H):

R = _______ см, H = ___________ см.

Определите объём V цилиндра по формуле V = πR2H = 3,14·R2H

V = 3,14· _____________________________ см³ =_____________ м³.

Запишите вывод о проделанной работе

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА _____________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 6 по теме:

«Измерение плотности твердого тела».

Цель работы: научиться определять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).

Приборы и материалы: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), штатив с жестким подвесом, деревянный брусок, 3 тела разной плотности.

Ход работы :

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность измерения имеющихся у вас приборов:

Измерительный прибор

Измеряемая величина

Единица измерения в СИ

Цена деления

Абсолютная погрешность

Линейка



Ц.д.линейки =

Δl =

Мензурка



Ц.д. мензурки =

ΔV =

Весы



Не имеют

Δm =

2. С помощью электронных весов определите массу 1 тела.

3. Определите начальный объем жидкости в мензурке (V1) и объем жидкости с погруженным в нее телом (V2). Вычислите объем тела по формуле: VТ = V2V1.

4. По известной формуле вычислите плотность 1 тела.

m

ρ = ------- = --------------------- = __________ г/см³ = ______________ кг/м³.

VТ

5. Используя таблицу плотностей, определите вещество, из которого сделано тело.

6. Повторите опыт для остальных тел и запишите результаты в таблицу с учетом абсолютной погрешности.

Таблица

опыта

Название тела


Результат измерения массы тела с учетом погрешности

(mизм ± Δm) г


Результат измерений объёма тела с учетом погрешности

(VТ ± ΔV ) см3

Плотность тела, ρ


Вещество

(по таблице)


г/см3


кг/м3

1







2







3







Запишите вывод о проделанной работе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно.

Вычислите плотность бруска и узнайте, из какого вещества он изготовлен (не забудьте: Vбруска = L·d·h).

Название тела


(mизм ± Δm) г


(Vизм ± ΔV ) см3

Плотность тела, ρ


Вещество

(по таблице)

г/см3

кг/м3


Брусок







ΔV = (Δl / L + Δl / d + Δl / h)Vизм = ________________________________________________________ 

ОЦЕНКА __________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 7 и 8»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 7 по теме:

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жесткость пружины.

Приборы и материалы: : штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Ход работы:

  1. Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

  2. Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

  3. Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка -указатель пружины. Это будет длина недеформированной пружины (l 0 ).

  4. Подвесьте груз известной массы (100г) и измерьте длину пружины под нагрузкой (l ).

  5. Найдите удлинение пружины формуле: │∆ℓ│= ℓ - ℓ0

  6. Повторите опыт добавляя к первому грузу второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз значения длины пружины под нагрузкой (l ) и найденное удлинение пружины│∆ℓ│.

  7. Так как сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине, это означает что Fтяж = Fупр .

Значит, силу упругости можно найти по формуле:

Fупр = Fтяж = mg = m · 9,8 Н/кг

  1. По результатам измерений заполните таблицу и постройте график зависимости силы упругости Fупр. от удлинения │∆ℓ│.

  2. Пользуясь графиком, определите среднее значение жёсткости пружины kср по формуле: kср = Fсрупр / │ ∆ℓср

Таблица

опыта



m, кг

Длина недеф-ой пружины

l 0 , м

Длина пружины под нагрузкой

l , м


Удлинение пружины

│∆ℓ│= ℓ - 0,

м


Сила упругости

Fупр = mg,

Н

Fупр, Н



График

1

0,1








5


4


3


2


1

0

































































│∆ℓ│, м






2

0,2




3

0,3




4

0,4




Запишите вывод о проделанной работе.


ОЦЕНКА_____________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 8 по теме:

«Определение центра тяжести плоской пластины».

Цель работы: найти точку, служащую центром тяжести пластины.

Приборы и материалы: линейка, плоская картонная фигура произвольной формы, отвес (грузик на нити), булавка (одностержневая), штатив с лапкой и муфтой, пробка.

Правила техники безопасности

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с булавкой, не пораньтесь сами и не пораньте соседа. Если вдруг ранение произойдет, обратитесь за помощью к учителю.

Тренировочные задания и вопросы

1. Какую силу называют весом?

а) сила, с которой Земля притягивает к себе тела;

б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия;

в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

2. Вес тела определяется формулой:

а) Fупр = k •∆l б) Р = m·g в) m = ρ·V

3. Как направлен вес тела?

а) вертикально вниз; б) вертикально вверх; в) вправо.

4. Вес тела обозначается

а) m б) Р в) Fтяж

5. Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?

а) ≈ 120Н б) ≈ 12 кг в) ≈ 60кг

6. К чему приложен вес тела?

а) к телу б) к опоре в) к подвесу

Ход работы:

  1. Зажмите в лапке штатива пробку в горизонтальном положении.

  2. Проделайте по краям кар­тонной пластины три отверстия.

  3. Вставив булавку в одно из отверстий, подвесьте пластину к пробке, закрепленной в лапке шта­тива.

  4. К той же булавке прикрепите отвес (см. рисунок).

  5. С помощью карандаша от­метьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие на линии отвеса.

  6. Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию остро отточенным карандашом (см. рисунок а)).

  7. Повторите опыт, используя два других отверстия в пластине.

  8. Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры (см. рисунок б), в). Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Запишите вывод о проделанной работе


ОЦЕНКА ______________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 9 и 10»

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 9 по теме:

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, каретка с тремя отверстиями, направляющая рейка, набор грузов (каждый 0,1 кг).

Ход работы:

1. Определите цену деления шкалы и абсолютную погрешность динамометра.

Ц.д.динамометра = ______ Н ΔF = 1/2·Ц.д. динамометра = ______ Н.


Мы знаем, если тело и опора неподвижны или движутся прямолинейно и равномерно, то:

N = Fтяж = Р = mg и Fтяги = Fтр.скольжения

2. Измерьте динамометром вес каретки и одного груза (Р). Это и будет значение силы нормального давления (N).

3. Положите каретку на горизонтально расположенную направляющую рейку. На каретку поставьте груз.

4. Прикрепив к каретке динамометр, как можно более равномерно тяните ее вдоль рейки.

Заметим, что во время движения каретки указатель динамометра колеблется, поэтому за результат измерения принимают среднее положение указателя между его крайними отклонениями. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения (Fтр.скольжения).

5. К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения(Fтр.скольжения) и силу нормального давления(N). С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

6. Результаты измерений занесите в таблицу с учетом погрешности.

7. Вычислите для каждого опыта коэффициент трения.

Таблица





Тело

Результат измерения силы нормального давления каретки с грузами

N = Fтяж = Р = mg,

(N ± ΔF) Н

Результат измерения силы трения скольжения

Fтр.скольжения = Fтяги,

(Fтр.скольжения ± ΔF) Н

Коэффициент трения

μ = Fтр.ск. / N

1

Каретка с 1 грузом




2

Каретка с 2 грузами




3

Каретка с 3 грузами




4

Каретка с 4 грузами




Напишите вывод о проделанной работе.

Посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос: как зависит сила трения скольжения от силы нормального давления.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: _______ ФИ: __________________________ Класс: 7 _____

Лабораторная работа № 10 по теме:

«Измерение давления твёрдого тела на опору».

Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, зависит ли оно от площади опоры, и если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Ход работы:

1). Определите цену деления и абсолютную погрешность приборов:

Измерительный прибор

Цена деления прибора

Ц.д.

Абсолютная погрешность измерения

Δа = 1/2· Ц.д.

Динамометр


ΔF = 1/2· Ц.д =

Линейка


Δl =1/2· Ц.д =

2

). При помощи динамометра измерьте силу тяжести бруска Fтяж.

3). Измерьте размеры всех граней бруска

(a - длину, b - ширину, c - высоту).

Смотрите на рисунок.

Запишите значения в таблицу в метрах.

4). Используя полученные данные, вычислите площадь наименьшей грани бруска по формуле:

Sнаименьшей = c · b = ___________________________________________________

5). Вычислите давление p, которое производит брусок на стол наименьшей гранью:



pнаименьшей грани = F/Sнаименьшей = _________________________________________

6). Сделайте те же измерения для наибольшей грани.

Sнаибольшей = a · b =_____________________________________________________



pнаибольшей грани = F/Sнаибольшей = ________________________________________________

7). Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу с учетом погрешности.

Обратите внимание:

ΔSнаим = (Δl / c + Δl / b)·S ΔSнаиб = (Δl / a + Δl / b)·S Δp = (ΔF / F + ΔS / S)·p

Таблица

Грань

Сила тяжести бруска

(Fтяж ± ΔF) H

Длина бруска

± Δl)м

Ширина бруска

(b ± Δl

Высота бруска

(с ± Δl

Площадь грани

(S ± ΔS) м2

Давление

(p ± Δp) Па

Наименьшая








Наибольшая




Напишите вывод о проделанной работе. Напишите, как давление твердого тела зависит от площади опоры при неизменной силе давления.


ОЦЕНКА ____________

7 класс Суздальцева Н.В. Л/Р


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!