СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверка навыков словообразования (1 - 4 классы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка навыков словообразования проводится по следующим направлениям:

  • образование множественного числа существительных в именительном или родительном падеже;
  • уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
  • относительных прилагательных;
  • притяжательных прилагательных;
  • превосходной степени прилагательных;
  • глаголов совершенного вида;
  • глаголов прошедшего времени;
  • возвратных глаголов;
  • глаголов повелительного наклонения;
  • имён существительных со значением лица от глагольных основ (названий профессий) с помощью суффиксов –ист-, -щик-, -иц-, -ниц-,

 -арь-, -ник-;

  • существительных – названий детёнышей животных и птиц;
  • сложных (двукоренных слов).

Просмотр содержимого документа
«Проверка навыков словообразования (1 - 4 классы).»

Проверка навыков словообразования проводится по следующим направлениям:

  • образование множественного числа существительных в именительном или родительном падеже;

  • уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;

  • относительных прилагательных;

  • притяжательных прилагательных;

  • превосходной степени прилагательных;

  • глаголов совершенного вида;

  • глаголов прошедшего времени;

  • возвратных глаголов;

  • глаголов повелительного наклонения;

  • имён существительных со значением лица от глагольных основ (названий профессий) с помощью суффиксов –ист-, -щик-, -иц-, -ниц-,

-арь-, -ник-;

  • существительных – названий детёнышей животных и птиц;

  • сложных (двукоренных слов).

1. Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

«Один – много».

Образование мн. ч. существительных в И. п.

Логопед называет слово в ед. ч., а ребёнок – во мн. ч.

Стол – столы. Акула – акулы.

Словарь: кукла, пчела, мяч, стол, вокзал, пенал, гусь, село, силач, секрет, ваза, заяц, коза, глаз, пляж, этаж, манеж и т.д.


2. Образование множественного числа существительных в родительном падеже.

«Чего много?»

Кукла – много кукол.

Пила – много пил.

Скала – много скал.

Холм – много холмов.

Оса – много ос.

Коса – много кос.

Полоса – много полос.

Овца – много овец.

Певица – много певиц.

Спица – много спиц.

Ресница – много ресниц.

Шар – много шаров.

Комар – много комаров.


3. Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных.

«Скажи ласково».

Ухо – ушко. Штаны – штанишки.

Словарь: петухи, книга, муха, гнездо, окно, мышь, поле, ладонь, карман, утюг, луг – лужок, флаг – фложок, стог – стожок, снег – снежок, кофта – кофточка, вода – водичка, кисть – кисточка.

Существительные, оканчивающиеся на «це».

Кожа – кожица.

Словарь: вода, каша, лужа, земля, роща.

Существительные, оканчивающиеся на «ец».

Хлеб – хлебец.

Мороз – морозец.

Слова, оканчивающиеся на «чик».

Блин – блинчик.

Словарь: вагон, палец, ключ, чулан, огурец, кувшин, карман, шкаф, трамвай, костюм.

Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных (в именах.)

Аня – Анечка, Оля – Олечка, Ваня – Ванечка, Соня, Таня, Валя, Юля, Нина, Дима.


4. Образование относительных прилагательных.

«Какой?»

Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.

Масло из подсолнечника – подсолнечное масло.

Машина для гонок – гоночная машина.

Стена из кирпича – кирпичная стена.

День, когда светит солнце – солнечный день.

Стекло бутылки – бутылочное стекло.

Шапка из меха – меховая.

Шапка из шерсти – шерстяная.

Ложка из дерева – деревянная.

Упражнять в образовании относительных прилагательных и причастий суффиксальным способом (с суффиксами – ющ-, -ущ-, -ящ-).

Щи из щавеля – щавелевые щи.

Мешок для вещей – вещевой мешок.

Шлем для защиты – защитный шлем.

Салат из овощей – овощной салат.

Помощь товарища – товарищеская помощь.

Хвост щуки – щучий хвост.

Упражнение. Самостоятельно образуй слова с суффиксами –янн-, -н-, -енн-, -ян-.

Каша из овса - …. . Подушка из ваты - …. .

Каша из тыквы - …. . Закладка из бумаги - …. .

Каша из манки - …. . Шляпа из войлока - …. .



Крыша из жести - …. . Сок из яблок - …. .

Крыша из черепицы - …. . Сок из лимона - …. .

Крыша из шифера - …. . Сок из клюквы - …. .


Упражнение. Самостоятельно образуй слова с суффиксами –ов-, -ев-.

Кофта из шёлка - … . Пюре из фасоли - …. .

Кофта из сатина - … . Каша из гороха - …. .

Кофта из ситца - … . Пюре из бобов - …. .



Занавеска из тюля - …. . Грелка из резины - …. .

Куртка из плюша - …. . Проволока из цинка - …. .

Посуда из фаянса - …. . Хижина из тростника - …. .



5. Образование притяжательных имён прилагательных.

1. Закончи каждое второе предложение притяжательным прилагательным.

Голова у лисоньки лисья, а у рыси, конечно, … .

Голова у оленя оленья,

Голова у тюленя … .

Голова у собаки собачья,

Голова у кошки … .

Голова у медведя медвежья,

Голова у верблюда … .

Голова у белочки беличья,

Голова у кролика … .

Голова у кита китовая,

Голова у крота …,

Голова у ерша …,

Голова у ежа … .


2. Ответь на вопрос о том, у кого чья голова, образуя имена прилагательные с суффиксом –ин-.

У курицы голова куриная; у грача - …;

у петуха - …; у сокола - …;

у соболя - …; у ястреба - …;

у мыши - …; у лошади - …;

у гуся - …; у муравья - …;

у журавля - ; у осы - …;

у соловья - ; у пчелы - … .


3. «Чья мама?»

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Мама Тимы – Тимина мама.

Мама Тёмы - … .

Мама Кати - … .

Мама Кости - … .

Мама Насти - … .

Мама Тимоши - … .

Мама Светы - … .



6. Образование превосходной степени прилагательных.

«Сравни».

Узкий – уже.

Плохой – хуже.

Близкий – ближе.

Низкий – ниже.

Нежный – нежнее.

Нужный – нужнее.

Важный – важнее.

Жадный – жаднее.

Словарь: прилежный, жёлтый, влажный, сложный, осторожный, бережный, дружный, звонкий, крутой, мелкий.

7. Образование глаголов совершенного вида.

«Улитка и ёжик».

Улитка и ёжик ходили в лесной детский сад. Улитка делала всё очень медленно, а ёжик – быстро.

Словарь: лепила (слепил), ела (поел), пила (попил), гуляла (погулял), бегала (побегал), копала (выкопал), засыпала (заснул), отдохнула (отдохнул), рисовала (нарисовал).


«Что сделать?»

Упражнять в образовании глаголов совершенного вида (с помощью приставки про-)

Слушать – прослушать.

Читать – прочитать.

Шли – прошли.

Словарь: следить, давать, ехали, ходит, учить, носить, менять, двинуть, расти, верить, говорить, лететь, лечить, лезть.


8. Образование глаголов прошедшего времени.

«Я – они».

Упражнять в образовании мн. ч. глаголов прош. вр.

Я сейчас пою, а раньше все пели.

Словарь: топаю, дую, гуляю, подметаю, обедаю, покупаю, бегаю, танцую, хлопаю, читаю, скучаю, катаю, мою, купаю, надеваю.


9. Образование возвратных глаголов.

«Он и я».

Упражнять в образовании возвратных глаголов 1-го л. ед. ч.

Он умывается, и я умываюсь.

Он боится, и я боюсь.

Словарь: готовится, купается, надеется, обувается, катается, учится, лечится, вытирается, ложится, веселится.




«Буду сам».

Упражнять в образовании возвратных глаголов от глаголов повелительного наклонения.

Мойся – буду мыться.

Одевайся – буду одеваться.

Обувайся – буду обуваться.

Умывайся – буду умываться.

Катайся – буду кататься.

Словарь: плескайся, стучись, улыбайся, старайся, торопись, ложись, причёсывайся, кружись.

10. Образование глаголов повелительного наклонения.

«Приказы».

Упражнять в образовании глаголов повелительного наклонения.

Я вёз – и ты вези.

Я увёз, и ты увези.

Я отвёз, и ты отвези.

Я подвёз, и ты подвези.

Я полз, и ты ползи.

Я грузил, и ты грузи.

11. Имён существительных со значением лица от глагольных основ (названий профессий) с помощью суффиксов –ист-, -щик-, -иц-, -ниц-, -арь-, -ник-.

«Назови профессию».

Упражнять в образовании существительных с суффиксом -ист-.

Играет на пианино – пианист.

Водит такси – таксист.

Служит в танковых войсках – танкист.

Делает массаж – массажист.

Играет в теннис – теннисист.

Играет в хоккей – хоккеист.

Играет в футбол – футболист.

Катается на велосипеде – велосипедист.

Занимается карате – каратист.

Играет в шахматы – шахматист.

-щик-.

Кто стеклит окна? (Стекольщик).

Кто моет машины? (Мойщик).

Кто чинит часы? (Часовщик).

Кто делает мебель? (Мебельщик).

Кто ищет воров, занимается сыском? (Сыщик).

Кто сваривает трубы? (Сварщик).

Кто регулирует уличное движение? (Регулировщик).

Кто управляет паромом? (Паромщик).

-арь-.

Кто печёт хлеб? (Пекарь).

Кто пашет землю? (Пахарь).

Кто работает в аптеке? (Аптекарь).

Кто работает в библиотеке? (Библиотекарь).

Кто звонит в колокола? (Звонарь).

Кто стоит в футбольных воротах? (Вратарь).

Кто лечит? (Лекарь).

«Женские профессии».

Подбери имена существительные женского рода.

Мужчина – художник, а женщина – художница.

Мужчина – писатель, а женщина - … .

Мужчина – продавец, а женщина - … .

Мужчина – певец, а женщина - … .



12. Образование существительных – названий детёнышей животных и птиц.

1. Образуй по образцу слова-названия детёнышей разных животных.

Запомните, ребята,

Что у слона – слонята,

А у других зверей?

Скажите-ка скорей!


У лисы - …; у медведя - …;

у оленя - …; у верблюда - …;

у лося - …; у зайца - …;

у льва - …; у бурундука - …;

у тигра - …; у кролика - …;

у мышки - …; у барсука - …;


2. А что у птиц за дети?

Ведь много птиц на свете!

У утки – утята;

у гуся – гусята;

у вороны - …; у орла - …;

у грача - …; у ястреба - …;

у голубя - …; у журавля - …;

у совы - …; у лебедя - …;

у аиста - …; у галки - …;

у страуса - …; у стрижа - … .


«Назови детёныша».

Тигр – тигрята.

Лошадь – жеребята.

Бобёр – бобрята.

Зубр – зубрята.

Тетерев – тетеревята.

Снегирь – снегирята.

Кенгуру – кенгурята.

13. Образование сложных (двукоренных слов).

«Сложные слова».

Упражнять в образовании сложных слов.

У сороки белые бока – белобокая сорока.

Птица с белым хвостом – белохвостая птица.

Платье белое как снег – белоснежное платье.

Кошка с белыми ушами – белоухая кошка.

Собачка с белыми ногами – белоногая собачка.

Берёза с белым стволом – белоствольная берёза.

Рыба, живущая глубоко в воде – глубоководная рыба.

Девочка с голубыми глазами – голубоглазая девочка.

Мальчик со светлыми волосами – светловолосый мальчик.

«Образуй слова».

Сам катится – самокат.

Сам варит – самовар.

Сам сваливает – самосвал.

Сок выжимает – соковыжималка.

Сок варит – соковарка.

Мясо рубит – мясорубка.

Мясо режет – мясорезка.

Скоро варит – скороварка.

Пыль сосёт – пылесос.

Снег падает – снегопад.

Листья падают – листопад.

Сад разводит – садовод.

Лес рубит – лесоруб.

По скалам лазает – скалолаз.


«Сложные слова».

У снегиря красная грудка – красногрудый снегирь.

У девочки чёрные брови – чёрнобровая девочка.

У птицы чёрный хвост – чёрнохвостая птица.

У вороны чёрные перья – чёрноперая ворона.

У человека добрая душа – добродушный человек.

У человека доброе сердце – добросердечный человек.

Лошадки с белой гривой – белогривые лошадки.

Человек, который мир любит – миролюбивый человек.

У дятла острый клюв – остроклювый дятел.

У гуся красные лапы – краснолапый гусь.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!