Электронный журнал

Развиваем компетенции / Накануне экзамена
Психологическая готовность выпускников к ГИА
Ирина Москаленко
педагог-психолог Центральной психолого- педагогической комиссии г. Москвы
Важное в статье Проблемы во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и их родителей негативно сказываются на качестве подготовки к экзаменам.
Интеллектуальная и психологическая нагрузка снижает стрессоустойчивость подростка.
Поддерживайте уверенность в силах ребенка, проводите тренинги по профилактике стресса.
«Экзамен» – само это слово тревожит взрослых, что говорить о подростках. Выпускники спрашивают себя – «А сдам ли я ГИА?». У родителей на первом месте другой вопрос: «Что сделать, чтобы ребенок сдал экзамен?».
Государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) проходит каждый школьник. Во время подготовки к ГИА он испытывает колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, что не может не сказаться на его стрессоустойчивости.

Важно
Жизнь детей в экзаменационный период эмоционально напряжена. Нужно уменьшить число стрессовых ситуаций и снизить уровень тревожности

Завышенные требования родителей, подкрепленные «поддержкой» педагогов, ломают и расшатывают уровень эмоциональной устойчивости ученика, что способствует нервным срывам.
Рассмотрим слабые стороны взаимоотношений участников образовательной деятельности.
Родители недостаточно осведомлены о ГИА и не умеют поддержать ребенка в сложной ситуации.
Пример. «В наше время не было никаких тестов». «Сам не знаю, что делать», «В свое время мне никто не помогал», «Все через это проходят». |
Используют неконструктивные формы общения.
Пример. «А я тебе говорил, что гулять надо меньше», «У меня у самого дел по горло, еще ты тут со своими экзаменами», «Не сдашь – пойдешь дворником работать». |
Педагоги несвоевременно выявляют обучающихся со слабой подготовкой, низким уровнем стрессоустойчивости и применяют неконструктивные способы общения (запугивание, угрозы, нравоучения). Часто они недостаточно осведомлены о специальных условиях сдачи ГИА детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускники испытывают страх перед экзаменом. Уровень психологической защиты снижается, когда со стороны родителей и педагогов нет нужной поддержки, не соблюдается режим дня и питания, отсутствуют навыки саморегуляции. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли), обострению хронических заболеваний на фоне стресса.

Внимание
От правильно организованного режима труда и отдыха зависит успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья. При напряженном умственном труде особенно необходима физическая нагрузка

Сделайте слабые стороны сильными, и подготовка к экзаменам даст положительный результат. Навыки конструктивного общения пригодятся всем. Проводить работу только с обучающимися и их родителями недостаточно. Начать следует с себя, т. к. большинство сложных ситуаций возникает по вине самих педагогов. Следите за стилем общения, чтобы не стать причиной волнения выпускников. Он должен быть вариативным и опираться на сильные и слабые стороны каждого ученика.
Детям часто мешает то, что они сосредоточены на последствиях, а не на конкретной деятельности. Формулируйте цели правильно.
Пример. Неверно: «Ты должен получить отличную оценку, ответь во что бы то ни стало». Верно: «Докажи теорему и реши задачу». |
Фразы, искажающие восприятие и снижающие психологическую защиту

Возможность провала на экзамене часто становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности. При таком восприятии ГИА не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и значимости в глазах окружающих.
Чтобы этого избежать, нужно проводить тренинги по снятию стресса и поддерживать уверенность в силах ребенка. В это время ему особенно важно ощущать за спиной надежный тыл и заботу.
Подростки редко бывают абсолютно уверенны в родительской любви. Объясняется это просто: взрослые из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, полагая, что ребенок поймет, с какой целью это делается. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, они начинают сомневаться в отношении к ним. Неуверенность влечет за собой снижение самооценки, мотивации, веры в свои силы.
Прямо говорите ребенку о том, что он любим. Рассказывайте о своих чувствах и беспокойствах – они более понятны, чем нравоучения.
Для справки Компоненты психологической готовности к экзамену Составляющие психологической готовности выпускника к ГИА: поведенческий компонент – знание, что делать на экзамене, как готовиться; эмоциональный компонент – индивидуально-личностные особенности, отношение к ГИА; когнитивный компонент – объем знаний выпускника, с которыми он подходит к экзамену; способность к саморегуляции – умения и навыки по саморегуляции в период подготовки к ГИА. |