СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая подготовка к концертному выступлению

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сценическая волнения актуальна для любого артиста- как начинающего, так и профессионала. В данной работе представлены советы, способствующие преодолению психологических барьеров при выходе на сцену.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка к концертному выступлению»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №10





Методическая работа




Психологическая подготовка к концертному

выступлению













Составила: Чухраева Т.В.

Преподаватель по классу домры









Брянск 2019г



На сцене случайной может оказаться неудача,

но никогда случайно не возникает успех.



Цель работы: преодоление факторов страха перед сценой, установка на успех, воспитание сценической выдержки и воли.

Величина силы нервной системы влияет на величину эстрадного волнения не прямо, а через состояние тревоги и беспокойства, испытываемое многими учащимися во время выхода на сцену, сопровождающееся изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Уровень беспокойства-тревоги зависит от силы нервной системы, уверенности в себе, правильности самооценки, готовности к концерту.

Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы, происходящие в коре головного мозга, не могут сдерживать возбуждение: поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Причины страха перед сценой.

Волнение всегда имеет определенное объяснение, а дети-школьники могут волноваться из-за чего угодно: учил, но не выучил; пропустил урок; не позанимался по своим или другим причинам; кто-то что-то сказал и.т.д. А ещё наши музыкальные дети учатся в школах, а там свои нагрузки, требования, проблемы. И ребёнку надо выполнить все задания, а если не получилось – зарождается маленький комочек страха, страх переходит в неуверенность в себя.

Преподаватель занимающийся индивидуально с каждым ребёнком, должен быть и учителем, и психологом.

Страх – это чувство ненадежности. Ничего не следует так бояться, как самого страха! Как защитить себя от страха перед сценой?

В моменты стресса в глубине души человек жаждет сочувствия: «Пожалейте меня, я волнуюсь»! Однако в результате разговоров о своих страхах можно оказаться в еще более тяжелом положении, так как волнение, будучи объектом внимания, прогрессирует. Даже думать о нем опасно, а называть тем более.

«Отсутствие самообладания и потеря контроля над своими чувствами вредили многим начинающим исполнителям в начале их творческого пути. При этом неизбежно нарушения в технической стороне исполнения, что проявляется в завышенных темпах исполнения, физической скованности и забывание текста. Но неуспех надо уметь анализировать, превращать его в полезные уроки и мобилизовывать свои силы на победу". (В.Петрушин).


Степень волнения зависит во многом и от типа исполнителя, его нервной организации.

По мнению Н.А.Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. "Доведение нужных движений до полного и абсолютного автоматизма – либо в речевом аппарате, как это требуется актёрам, либо в движениях пальцев рук, как это требуется музыкантам-инструменталистам, либо в движениях тела, как этого требует профессия артиста цирка, придаёт уверенности и является залогом успешного выступления". (В. Петрушин).

Ещё одна причина может корениться в неправильно подобранной программе для выступления. Для публичного показа следует отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Использовать его сильные стороны. Слабые же стороны обязательно обнаружатся на сцене! Судя по моему опыту, так и бывает… Как говорил С. Савшинский, – "Не совсем ясно, толи боязнь забыть порождает волнение, толи волнение разрушительно действует на память". Память нужно постоянно развивать и укреплять. Особенно нужно опасаться "механической" памяти. Зачастую бывает так, что материал выучивается только пальцами. Естественно в волнительной ситуации такой метод даёт сбой, вплоть до провалов памяти. Примеров таких ситуаций масса. Отличный способ избежать этого – научиться исполнять с разных мест, петь фрагменты, заниматься под аккомпанемент без фонограмм.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Его миссия уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердце, т.е. быть своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более психотравмирующего для исполнителя, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверен­ности в своих силах.

Особую роль также играет регулярность выступлений. Обязательно нужно стараться увеличить их число. В случае, если обучающийся исполняет сложный репертуар (как технически, так и художественно), или долго не выступал, – следует предварительно репетировать в более комфортной обстановке.

Ещё один фактор усиливающий волнение – это необычные обстоятельства в которых происходит выступление.

Ярко освящённый зал, большое количество зрителей, акустика, определённое "концертное" поведение (выход на сцену, поклон), – всё это – нетипичная обстановка для исполнителя. Для смягчения негативного влияния такой обстановки, за какое-то время до концерта, полезно создавать "эстрадоподобную" обстановку.

По возможности, репетировать в присутствие друзей, коллег; при ярком освящении, в концертном зале и в концертной одежде.

Бывает так, что причиной волнения становится ощущение собственной неполноценности, неуверенности в себе. У каждого музыканта должна быть вера в себя и в собственные силы. Педагогам важно найти "золотую середину". Не подчёркивать неспособность и неумелость ученика и соответственно не перехваливать его.

Не менее важно то, что вокалист во время подготовки концерта и вовремя его, будет сконцентрирован на исполняемом репертуаре, а не на публике. Можно мысленно представить себе пустой зал, забыть о зрителях, петь для себя. Впрочем, полное погружение в исполняемую музыку заставляет забыть об эстрадном волнении.

Даже когда программа вы­ступления кажется, идеально выученной и можно выходить на сцену, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни был хорошо выучен репертуар, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как пра­вило, и выявляется во время публичного ответственного выступ­ления. Возникает проблема, — каким образом эту ошибку мож­но вытащить из внешне вполне благополучно исполняемого произведения? Ведь только тогда, как справедливо указывает в одном их своих трудов Г.Коган, «когда музыкант при желании не смог ошибиться, только тогда игровое движение можно считать закрепленным».

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем.

1. Постараться исполнить репертуар уверенно, с установкой на безошибочное исполнение. Проследить, чтобы ни­где не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ров­ным.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для кон­центрации внимания). Включить радиоприемник на сред­нюю громкость и попытаться исполнить программу. Подобные упражнения требуют большого нервного на­пряжения. Вполне вероятно, что многие могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Ее можно объяснить не только недостаточной выученностью программы, но и слабой функциональной подготовкой, т.е. нетренированностью сердечнососудистой системы. Если при включенном радиоприемнике (любой другой помехе) вокалист может без труда спеть свой репертуар, то его сосредоточенности можно позавидовать и на эстраде с ним вряд ли смогут при­ключиться неприятные неожиданности.
3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но учащийся при этом должен суметь не ошибиться.
4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появле­ния легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать петь в полную силу с максимальным подъемом.


Каждый может забыть несколько слов во время выступления, но вместо разговоров о досадном происшествии и размышлений о нем до конца своих дней, надо сделать единственно разумную вещь – постараться в следующий раз спеть лучше.

Если вокалист поёт с душой, если есть желание доставить удовольствие слушателям, соответствовать их ожиданиям, публика всегда простит ему несколько фальшивых нот и небольшую осечку памяти.

Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при выступлении, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу.

Сцена всегда остаётся повышенным стрессогенным фактором. От учащегося до опытного музыканта сценическое волнение переживает каждый по-своему, когда выходит исполнять и остаётся один на один перед публикой. Надо учиться корректировать сценическое поведение и сценическую культуру, подчиняя нервную систему интеллектуально-творческому внутреннему самоконтролю. До тех пор, пока человек не способен относиться к себе как к объекту восприятия и ясно представлять себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению.

Важно тренировать помехоустойчивость.

Внешние помехи коммуникативного происхождения – чаще со стороны слушателей: кашель, передвижение по залу, звук упавшего, мобильник, неожиданное отключение электроэнергии и.т.д.

Помехи материально-технического плана: микрофон, неудобство одежды, микроклимат зала, сцены. Помехи соматического характера: нераспетость, общее состояние здоровья.

Выдержка, воля, самообладание – эти качества вырабатываются годами ежедневной тренировки. Только приятные эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание сосредоточено на другом, более значимом.















УСТАНОВКА НА УСПЕХ.

«Успех нас первый окрылил!» А.С.Пушкин.


Формирование установки на успех у своих учащихся я начинаю с первого урока. Я ещё не знаю, будет ли этот ребёнок участвовать в концертной деятельности, конкурсах различного уровня, но петь через три-четыре месяца на первом концерте («День Матери», «Отчётный за полугодие»), выходить на сцену и оставаться один на один с зрителем при полном зале взволнованных родителей – это уже предопределено.

Откуда же берёт свои истоки успех? От веры в себя, веры в то, что «ты сможешь». Живительным воздухом является успех. Успех настойчиво и кропотливо формируется. Ребёнку даётся ясное и посильное домашнее задание, на следующем уроке при проверке задания я ищу малейшую зацепку для похвалы, идёт акцент на положительное, даже если оно мало и незначительно. Ребёнок справился, это его маленький личный успех на уроке. От осознания успеха рождается и интерес, который в свою очередь помогает создавать привычку трудиться и, модно говоря - мотивацию к обучению и познанию. Успех на уроке - успех перед мамой - успех на концерте - успех на конкурсе, а далее – успешность по жизни (из общения с бывшими выпускниками, которые представляют собой «сегодняшнее нашей страны»).

Состояние готовности к исполнению имеет очень важное функциональное значение. Установка самосознания – от полной концентрации на мыслях о себе «любимом» до полной концентрации на мыслях об объекте: художественном образе исполняемого произведения, о темпе и характере. Работает метод от простого к сложному, от сложного к самостоятельному, от самостоятельного к творчеству.

Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу, верой в свои знания, которые воплощаются в действии, с желанием доставить своим номером удовольствие слушателям, соответствовать ожиданиям родителей и преподавателя – это и есть надёжность концертного выступления, тогда легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще вокалист выходит на концертную эстраду, тем реже страдает от сценического волнения. Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем ансамбле.

«Там, на нехоженых дорожках следы невиданных зверей…….» - а теперь играй!









ДЕНЬ КОНЦЕРТА


Тактично обращаю внимание родителей на организацию и соблюдение режима дня ребёнка в ответственный день концерта. Так как наши музыканты ещё дети и каждый миг им может дать благоприобретение в малейшем, то накануне концерта нужно освежить в памяти слова учителя, на что обращалось внимание, просто посмотреть свой текст, исполнить песню без музыкального сопровождения, вспомнить оттенки и.т.д. Спеть произведение под фонограмму представляя себя на сцене, не забыть про антураж, представив концертную ситуацию в своей комнате (воображение для этого уже развито). Провести самоконтроль: обратить внимание мысли и слуха на своё исполнение, включить позицию стороннего наблюдателя (слышать себя со стороны, акустический слух) и самостоятельно устранить случившиеся потери.

В день концерта важна каждая мелочь: покушать заранее, перед выходом из дома проверить взята ли сменная концертная обувь, носовой платок, на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства, в зимнее время согреть руки в тёплых варежках.

Распеться в комфортных условиях, желательно на другой программе, но если таковой нет, то повторить свою программу Хотя, необходимо отметить, что разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый музыкант вправе выбирать то «лекарство», которое оказывает и на него и на его сценическую волевую выдержку положительное воздействие.

Ещё несколько советов

Перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сердцебиение приходит в норму, я чувствую себя гораздо спокойнее. Перед тем, как начать выступление, нужно мысленно представить самое начало про себя. Таким образом, начать в нужном характере гораздо легче.

«Действенным» средством против волнения в определённой мере является вода. Необходимо за 10-15 минут сделать пару глотков чистой воды.

Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи и переживания. Педагоги редко задумываются, насколько глубоко западают в душу их первые слова, сказанные ученику. Насколько важны выражение лица, манера общения, интонация голоса педагога. Хорошо, если все прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражен, обескуражен? Одно можно сказать: упрекам, претензиям, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым. Отрицательные последствия более, чем вероятны. Поэтому в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим.

Иное дело, если спустя какое-то время, когда ученик поостынет, спокойно разобраться в классе, что же все-таки не получилось. Но первые минуты после выступления самые не подходящие для анализа, т.к. если случились «огрехи», они и так терзают ученика. Часто недовольство преподавателя вызывает то, что учащийся сделал что-то по-своему, на свой лад. Но ведь бывают неудачи, от которых иной раз больше пользы, чем от самого точного выполнения указаний педагога.

В заключение могу добавить, что волнение – обязательный компонент концертного выступления, именно оно повышает эмоциональный тонус исполнения, и открывает второе дыхание, даёт необычный творческий подъём, раскрывает индивидуальность исполнителя!











Список используемой литературы

1. Иванников В.А. «Психологические механизмы волевой регуляции». М.:Издательство МГУ 1991., с.142
2. Кирнарская Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты XXI век», 2004., с.469
3. Метнер Н.К. «Повседневная работа пианиста и композитора» М.: Музгиз, 1963.
4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога». 5-е издание – М.: Музыка,1988г., 240с.
5. Савшинский К.С. «Режим и гигиена работы пианиста». Л.: Сов. композитор, 1963,114 с.
6. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-и томах. Т.3. «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения»/Вступительная статья Б. А.Покровского; общая редакция А. М. Смелянского. М.:Искусство, 1990., 508с