СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая профилактика и просвещение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая профилактика и просвещение»

Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие

жестокого обращения в семье

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи: уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;

формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;

понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.


  1. Знакомство. Упр. «Паутинка»

Участники встают  в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»


  1. Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»


I. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.


Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

-постоянный голод и/или жажда;

-кража пищи;

- стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

-требование ласки и внимания;

-пассивность, подавленное настроение;

-агрессивность и импульсивность;

-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-неумение общаться с людьми, дружить;

-трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-низкая самооценка.


II. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

-ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

-беспокойство или тревожность;

-нарушение сна;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-агрессивность;

-склонность к уединению;

-чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

-угрозы или попытки самоубийства;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

-нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

-оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

-постоянное сверхкритичное отношение к нему;

-негативная характеристика ребенка;

-отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.



III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.




Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

-позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-рассказы о том, как их наказывали в детстве;

-признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).


IV. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

-сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

б)не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Последствия:

Дети дошкольного возраста:

-ночные кошмары;

-страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
-открытая мастурбация;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

-беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

-низкая успеваемость;

-замкнутость, стремление к уединению;

-изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

-ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

-стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

-депрессия;

-побеги из дома или учреждений;

-низкая самооценка;

-угрозы или попытки самоубийства;

-сексуализированное поведение;

-употребление наркотиков или алкоголя;

-проституция или беспорядочные половые связи;

-жалобы на боли в животе.


Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

-социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
- использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

-психические заболевания (психоз, депрессия, умственная отсталость);

-критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

-недостаточный самоконтроль или импульсивность;

-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми (родители в детстве сами подвергались жесткому обращению);

-нежеланный ребенок;

-наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

-низкая масса тела при рождении, недоношенность;

-сходство с нелюбимым родственником;

-нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность.


Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.











Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.


  1. Упр. «Ранжирование карточек»


Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.

Карточка «Оля»


К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.


Карточка «Максим»


10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.


Карточка «Светлана»


К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.



  1. Упр. «Утраченные возможности»


Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?

(участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).



  1. Упр. «Мои ценности»

Заполнение бланка.

Мои ценности


Люди

Группы людей

Убеждения/ религия

Места

Дела

Удовольствия

Желания

Прошлое

Объяснить, что заполняется важная для участников информация.

Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.

Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.

Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.

Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».

Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).

Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».

  1. Анализ ранжирования карточек.

Карточка «Максим» - депривация, самая сложная ситуация.

Карточка «Светлана» - работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.

Карточка «Оля» - эмоциональное насилие.


  1. Упр. «Зонт».


Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»

Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»

Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.


  1. Итог.

Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.

Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.

































«Путь доверия»

тренинг для подростков и родителей

(профилактическое мероприятие)







Пояснительная записка


Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, агрессивным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.

 Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.

Многие современные родители лишь в теории знают, в чем заключается правильное воспитание детей. Практика же часто показывает совершенно иные результаты, нередко отрицательные, нежели положительные.

В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми.

Атмосфера тренинга создает условия для безопасного взаимодействия. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей.

Все это способствует созданию в семье атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.


Цель тренинга:

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.


Задачи:

- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;

- способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;

- активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

- улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;

- помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике);


Организуя занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:

— активность участников группы;

— исследовательская позиция;

— партнерское общение;

— участие может быть только добровольным;

— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;

— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.


Тренинг рассчитан на родителей, подростков 10-14 лет.


Продолжительность тренинга 3 часа, включает в себя одно занятие 1 час для родителей (проводится в режиме диспута), и одно занятия 2 часа, совместно для родителей и подростков (тренинг взаимодействия).


Группа участников 12-14 человек.


Первый блок (работа с родителями) является подготовительным этапом для совместной работы с детьми.

На второй блок занятий приглашаются родители с детьми.


Встречу проводит психолог совместно с социальным педагогом (классным руководителем).


Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, карандаши, шкатулка (коробка с прорезью) для листов с ответами, краски, фломастеры, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, мультимедийный проектор, столы по количеству пар родитель-ребенок, длинная веревка.


Ожидаемые результаты: По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.)  легче преодолеваются.




Подготовительный этап


Проведение анкетирования родителей и детей.

Подготовка памятки для родителей.

Подготовка презентации «Положительные эмоции»


Основной этап


Первый блок (работа с родителями)

Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми, определить возможности для позитивного взаимодействия, оценить различные стратегии поведения.


Ход встречи

Задание 1 (15 мин.):

Социальный педагог (Классный руководитель): «Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения зачастую догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважении к нему. Подростки, стоящие перед ответственным выбором жизненного пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренним противоречиями, страхами, комплексами.

В это время взросления общение подростков с родителями складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают протестовать против ранее выполнявшихся требований взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальное или кажущееся ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Родители, также обремененные своими проблемами, в мечтаниях и установках создают идеализированный образ собственного ребенка и его жизненного пути. Но, столкнувшись с реалиями — проявлениями лени, недобросовестности, низкой мотивацией продолжения образования - родители разочаровываются, и начинается «полоса конфликтов». Конфликт возникает на почве утверждения «взрослости» подростка, стремящегося к самостоятельности (в чем родители усматривают ущемление собственного авторитета). Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание обычно отвергается. Таким образом, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей.

У каждого из вас на столах — листочки. Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос: «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком?»

(По окончании раздумья и записи, листочки собираются в коробку, из которой они попеременно достаются и озвучиваются.)

Социальный педагог (Классный руководитель): «Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень много зависит: можно остаться врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви — километры шагов» (Сенека).


Задание 2 (10 мин):

Психолог: «Любой кризис в семье несет конфликтную ситуацию. Сколько боли, разочарования приносит он самым близким, самым родным людям! Даже если все это скрывать под маской: ничего, мол, не случилось, внутри семьи возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, у членов семьи возникает чувство ненависти, нарастают стрессовые состояния. В таких семьях более всего страдают дети

Давайте попытаемся понять, что же такое конфликт (групповая работа).

Задание: задумайтесь, вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными ситуациями. Пусть каждый из вас закончит предложение словами:

«Конфликт — это...».

Далее следует озвучивание вариантов, они, например, могут быть такими:

«...болезненное состояние всех его участников», «...опустошение, разочарование», «...неизбежность, когда есть повод», «...столкновение, после которого люди могут отдалиться друг от друга», «...то, после чего за себя всегда стыдно», «...способ разрешать наболевшее».

Психолог: «Итак, конфликт — это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей. Самое страшное в конфликте — чувства, которые испытывают люди в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.

Посмотрите, во что превращается жизнь семьи, состоящей из 3-4 человек, в небольшой городской квартире. Сколько ссор, криков, слез, взаимных обвинений, проклятий! В селе частенько отцы бьют своих сыновей. Вот как об их пагубности писал известный психолог Вэльюсен: «Порка — это первый вершок аршинной дубины насилия. Именно из нее рождаются драки, а в конце концов — убийства, изнасилования, терроризм».


Задание 3 (5 мин):

Социальный педагог (Классный руководитель): Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов. (Родители называют качества.)

Социальный педагог (Классный руководитель): Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости, ответственности.


Задание 4 (10 мин):

Психолог: Сейчас, уважаемые участники, вам предстоит осмыслить то, что вы считаете самым опасным, самым разрушительным в конфликте с ребенком. Я надеюсь, это поможет вам в будущем в практике семейного воспитания. Сейчас каждый из вас получит лист, на котором написаны незаконченные предложения. Вы должны дописать их сами. По содержанию они должны отражать ваши ощущения от конфликтов с ребенком. В процессе выполнения задания обсуждать высказывания запрещается. После выполнения свои анонимные листы вы опустите вот в эту шкатулку, и мы выборочно представим их всем.

«Уважаемые родители! Отразите ваши ощущения от конфликтов со своим ребенком, завершив предложения, приведенные в тексте:

•«Я должен...»

•«Я больше всего боюсь...»

•«Мне очень трудно забыть...»

•«Я хочу...»

•«Чего мне по-настоящему не хватает, так это...»

•«Когда я сердит, я...»

•«Особенно меня раздражает то, что...»

•«Меня беспокоит...»

•«Для меня самое лучшее, когда...»

•«Я долго не могу забыть...»

•«Я понимаю, что...»

•«Мне бывает стыдно за...»

(По окончанию зачитываются и обсуждаются ответы)

Психолог: В завершении задания предлагаю вам несколько, на наш взгляд, ценных советов, помогающих нахождению конструктивных путей выхода из конфликта (раздаются памятки для родителей).


Задание 5 (10 мин): Очень важны в семье эмоции, которые могут проявляться всеми членами. От позитивной или негативной составляющей этих эмоций зачастую зависят и взаимоотношения.

- Какие эмоции вы испытываете во время и после конфликта с ребенком? (Родители отвечают, обмениваются мнениями, анализируются итоги анкетирования родителей и детей).

Социальный педагог (Классный руководитель): Взаимопонимания очень трудно добиться, когда в семье в отношениях чувствуется негатив. Нам бы сейчас хотелось показать вам насколько важны положительные эмоции в каждой семье.

(Показ презентации «Положительные эмоции»)


Итог:

Психолог: Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой, может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.

В семьях «психологическая пощечина» может подтолкнуть ребенка к неадекватным поступкам. Они замыкаются в себе или уходят из дома, становятся агрессивными, теряют смысл жизни, испытывают стресс, что может подтолкнуть их к мысли об уходе из жизни. Не оставляйте их одинокими в своих проблемах.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Важно осознавать, что взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения.

Основная задача семейного воспитания — помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Американский детский психотерапевт X. Джайнотт, предлагает нам следующие принципы воспитания детей:

  • внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;

  • избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;

  • проявлять мысли и чувства без агрессивности;

  • родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.


Рефлексия (10 мин) (можно вопросы дать в анкете):

- Что нового Вы для сегодня узнали?

- Что особенно трудно было выполнить?

- Отметили ли вы ошибки в решении конфликтов в своей семье?

- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?





Второй блок (работа с родителями и подростками)

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье; развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников.


Ведущим встречи может быть психолог, социальный педагог или классный руководитель.


Ход встречи

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

В начале занятия необходимо выработать правила, по которым будет существовать группа.

Правила принимаются всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

• не боялся стать объектом насмешки и критики;

• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.

ПРАВИЛА

1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.

3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.

4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.

5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.

6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.


Упражнение 1 (15 мин): “Паутинка”.

Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.

В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?

  • Что она любит делать?

  • Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.


Упражнение 2 (15 мин): «Родственные связи и обязанности»

Цель: осознание родственных связей и обязанностей, понимание того, что чтобы не случилось, есть люди, которые поймут и поддержат, также осознание того, что бывают ситуации, в которых одному человеку справиться сложно, и если у него есть семья, то с ее помощью можно преодолеть многое. В целом упражнение нацелено на выстраивание системы семейной помощи подростку в кризисной ситуации.

Ведущий: «Каждому из нас важно знать: что бы не случилось, есть люди, которые поймут, простят, поддержат, не дадут «пропасть».

Прочитать сказку «Репка»

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!»

Разделить участников на команду «родители» и команду «дети».

Дать задание обоим командам: « Представьте себе, что репка это ребенок, который, попал в конфликтную ситуацию. На листочках каждая группа напишите, чем могут помочь в этой ситуации бабушка с дедушкой, родители. сестра (брат), кошка, собака, мышь (хомяк)».

(Обсуждение ответов обеих команд, обмен мнениями).

Ведущий: «Как вы думаете, кем для вас может в жизни являться мышка, в конфликтной ситуации?», «Кто (или что) может быть этой мышкой?»

(Обмен мнениями)


Упражнение 3 (25 мин): “Рисунок вдвоем”

Цель: установка благоприятного психологического климата, привлечение внимания родителей и детей друг другу, дать родителям и детям возможность почувствовать радость сотрудничества.

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”.

Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара).

У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (10 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.



Упражнение 4 (30 мин): «Зазеркалье»

Цель: Установление благоприятного психологического климата, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль; предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

Участники выстраиваются в два круга: внешний и внутренний (родители и дети) друг напротив друга, образуя пары.

Ведущий (родителям): «Посмотрите перед собой, это Ваше отражение, поднимите руки, отражение также поднимет руки, опустите голову, отражение также опустит голову (можно предложить родителям проделать еще несколько действий, а подросткам их отразить(3-5 мин), затем поменяться ролями)».

Ведущий: «Сейчас, составьте портрет того, кто находился в Зазеркалье:

- Кто отражался в зеркале? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится?»

(Представление отражений, обсуждение совпадений или расхождений в совпадениях, обмен мнениями о том).

Ведущий: «Что вам дало путешествие в Зазеркалье? О чем бы вы хотели спросить свое «отражение»?

Упражнение 5 (10-15 мин): “Мост над пропастью”

Цель: Определение конструктивного разрешения ситуаций возникающих между родителями и детьми, выстраивание модели адекватного поведения, формирование чувства близости, развитие чувства безопасности

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди. (Паре «Родитель-Ребенок», которые будут ждать за дверью, выдается лист бумаги и ручка и предлагается придумать по одному вопросу, которые они хотели бы задать каждой паре участников о взаимоотношениях детей и взрослых).

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

Задать вопрос детям, о том кто в основном принимал решения в паре? Было ли им комфортно, выполнять упражнение? Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? (Последний вопрос можно задать всем участникам тренинга.

Затем разбираются вопросы парам, придуманные участниками.


Упражнение 6 (5-7 мин): «Письмо любви»

Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей.

Разделить участников на 2 команды (родители и дети), каждой команде предложить написать (или нарисовать) «Письмо любви» участникам второй команды (в итоге получится 2 письма: родителей к детям, детей к родителям) в письмах попросить отразить: чувства, желания, обещания.

Письма зачитываются и обсуждаются.


Рефлексия (5-7 мин):

Цель: Обмен мнениями настроениями чувствами.

- Что нового Вы для сегодня узнали?

- Что особенно трудно было выполнить?

- Какие моменты были самыми важными, трогательными а может даже и смешными сегодня?

- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?



Итогом встречи может быть анкета, в которой будут затронуты следующие вопросы:

АНКЕТА

1. Какой опыт Вы приобрели, посещая группу?

2. Проанализируйте, как изменился Ваш взгляд на отношения внутри семьи?

3. Каким Вы видите общение и взаимодействие в Вашей семье в будущем?

4. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?

6. Ваши пожелания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!