Психологический климат детского коллектива
Понятие о психологическом климате в коллективе
Психологический климат (ПК) – «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» (с. 5).
Близкие термины, описывающие те же явления, что и ПК:
«социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и др.»
Два основных фактора формирования ПК:
«социально-психологическая атмосфера общества в целом»;
«микросоциальные условия – специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды (например, экипаж подводной лодки), возрастной и половой состав и т. д.» (с. 5).
Классификация способов взаимодействия людей в процессе общения:
«ПК коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина» (с. 5).
Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляется через четыре основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.
Убеждение – это способ влияния на личность или группу, который затрагивает и рациональную и эмоциональную сферы личности. Процесс убеждения нередко представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания (с.5).
Психическое заражение – воздействие совершенно иного плана. Это явление заложено очень глубоко в психике человека и по своему происхождению является очень древним. В целом, чем выше уровень развития общества и вместе с тем человека как личности, тем критичнее последний по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Иными словами, развитой в личностном плане человек нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует на него ослабленно или совсем не действует. Однако, когда содержание заражения соответствует его убеждению, он может охотно поддерживать заражающее воздействие данной среды, группы, коллектива (с. 6).
Подражание как разновидность психического заражения направлено, главным образом, на воспроизведение индивидом определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Но это только один вариант подражания, и, если бы он был единственным, едва ли его логично было бы рассматривать разновидностью заражения (с. 7).
Психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, есть внушение (с. 8).
Внушаемость – одно из присущих человеку свойств его психики, при этом наиболее высока внушаемость у детей.
Внушение, как один из процессов взаимовлияния людей в общении, может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. При умелом педагогическом использовании внушение может быть сильным воспитательным средством.
Сам факт разнообразия типов, взаимных влияний на деятельность подводит к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в коллективе.
Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц.
Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической или иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно, и в благоприятном ПК.
Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.
Роль психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка
Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка начиная с самых ранних этапов его жизни (с. 16).
Потребность обладать качествами, вызывающими похвалу окружающих, возникает у ребенка на основе потребности в общении, что обеспечивает эмоциональное благополучие (с. 17).
В качестве существенного показателя развития личности выступает ее самооценка.
От того, как окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе. Самооценка – это стержневая характеристика личности, ее ядро. Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам.
От уровня самооценки зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к самовоспитанию. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем субъекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.
Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов деятельности индивида. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других (с. 18).
Очень важна общая направленность оценивания, степень
доброжелательности. Задача, которая решается ребенком в эмоционально напряженной обстановке, - это психологически иная задача, чем та, что решается в нормальной атмосфере.
Эмоциональная агрессивность оценок («Почему так медленно?»,
«Плохо», «Не успеешь!», «Смотри, что делаешь…») вызывает подавленное состояние. Ребенку достаточно несколько раз пережить подобное состояние, чтобы выработать стойкое негативное отношение к определенной деятельности (с. 21).
Необходима осторожность при постановке задач перед такими детьми. Не рекомендуется излишнее подчеркивание результатов; нежелательны как категоричная ориентация на высокие результаты, так и сомнение в возможностях ребенка хорошо сделать работу (с. 24).
силу того, что учитель выполняет функцию оценивания. От того, какую информацию о личности ребенка даст учитель родителям, другим взрослым, сверстникам, во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в этих сферах (с. 25).
класса – член классного коллектива, семьи, часто – группы продленного дня, кружков или секций в школе или вне школы, член дружеской компании во дворе и т.д.
С возрастом число подобных групп и коллективов увеличивается. Так как развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, то синтез этих сфер общения определяет развитие человека.
Но не все группы, с которыми личность соприкасается через общение и деятельность, одинаково на нее влияют. Определяют формирование личности только те группы, которые являются авторитетными, значимыми, осознаются как «Мы», т.е. являются референтными.
Референтными группами называют такие реальные или воображаемые группы, чьи взгляды, ценности и нормы личность воспринимает как свои собственные. Они как бы дают личности систему эталонов.