СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психопрофилактическое занятие

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Любой внутренний мир ценен и уникален" развитие представления о внутреннем мире человека (его структурных компонентах) и умения осуществлять его самоанализ у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подросткового  возраста.

Просмотр содержимого документа
«Психопрофилактическое занятие»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а


















Психопрофилактическое занятие

педагога – психолога: Погнаевой М.В.

по психолого-педагогической программе «Я и ты» Тема: «Любой внутренний мир ценен и уникален»





















2021

Технологическая карта занятия педагога - психолога.

Группа: обучающиеся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема занятия: «Любой внутренний мир ценен и уникален»

Цель: развитие представления о внутреннем мире человека (его структурных компонентах) и умения осуществлять его самоанализ у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подросткового возраста.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с представлением «внутренний мир человека», его компонентами: настроение, качества характера (личности), поведение (эмоции/чувства, выражающиеся в поступках).

  2. Способствовать самоанализу своего состояния, поведения обучающихся.

  3. Мотивировать обучающихся к продолжению изучения внутреннего мира человека.

  4. Развивать навыки межличностного отношения в группе обучающихся.

Тип занятия: психопрофилактическое занятие

Формы работы обучающихся: групповая.

Технологии: здоровьесберегающие (динамические паузы), личностно –ориентированные, игровые.

Методы обучения: словесные (организация осуществление мыслительной деятельности обучающихся), диалог наглядные (рассматривание иллюстраций, карточки, алгоритма) практические (организация и управление практической деятельностью обучающихся).

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

К 1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает коммуникацию

К 1.4 -умеет задавать вопрос по теме общения

К 1.5 -умеет отвечать на вопросы

К 2.1 -осознает необходимость получения помощи

К 2.2 -обращается за помощью к окружающим

К 2.3 -принимает помощь

К 2.4 -используют помощь

К 3.1 -собеседника слушает

К 3.2 -вступает в диалог

К 3.3 -поддерживает диалог

К 4.1 -соблюдает субординацию

К 4.2 -использует разные речевые высказывания


Регулятивные:

Р 1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществлении

Р 1.3 -умение работать в группе, сотрудничать

Р 1.4 -принимать активное участие в поиске

Р 2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

Р 2.3 -умение удерживать инструкцию

Р 2.4 -умение воспроизводить последовательность действий

Р 3. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль в процессе деятельности

Р 3.2 -умение принимать помощь

Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям

Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку


Личностные:

Л 2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения

Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса

Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников


Познавательные:

П 2. Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

П 2.3 -применение действий в различных видах деятельности

П 3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

П 3.1 -понимание связи и отношений между объектами и процессами

П 3.2 -применение полученных знаний в учебном процессе



Дидактическая структура занятия:

Этап занятия

Длительность этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые на занятии

  1. Организационный момент

Ритуал приветствия

2 мин


Приветствие обучающихся.

Поздороваться


К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает коммуникацию

  1. Вводная часть

Сообщение темы занятия.

7 мин

Фишки синие и розовые. Схематичный рисунок человека.

Смайлик синего грустный и розового цвета веселый.


Наглядные листы «Внутренний мир человека» и его состав

  1. Настроение

  2. Качества характера

  3. Поведение (Эмоции/чувства, которые выражаются в наших поступках).


Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей.


То, что окружает нас называется мир внешний (вокруг нас). Внешний мир у нас общий.

Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека.

Как Вы думаете из чего он состоит?

Правильно, вы отвечаете внутренний мир состоит и из нашего настроения, качества характера, эмоций /чувств, которые выражаются в наших поступках.

Тема нашего занятия: «Любой внутренний мир ценен и уникален» Давайте сегодня попробуем изучить свой внутренний мир, чем сегодня заполнен мир каждого из нас. Узнаем что вам нравится в своем внутреннем мире, и то над чем надо работать или убирать из своего мира.

Выберите себе человечка, который вам понравился. У меня есть фломастеры синий цвет и розовый. Синим мы будем рисовать грустные смайлики, розовым веселые. В течение занятия наш человечек будет заполнять свой внутренний мир.

Обучающиеся слушают педагога.


Высказывают свое мнение о том, из чего состоит внутренний мир человека. (Предполагаемые ответы обучающихся: эмоции, чувства, настроение, характер)


Обучающиеся разбирают раздаточный материал, фишки.

К 1.3 -поддерживает коммуникацию

К 1.4 -умеет задавать вопрос по теме общения

К 1.5 -умеет отвечать на вопросы

К 3.1 -собеседника слушает

К 3.2 -вступает в диалог

К 3.3 -поддерживает диалог

Р 2.3 -умение удерживать инструкцию

Р 2.4 -умение воспроизводить последовательность действий


Основная часть

Мое настроение

5 мин

Схематичный рисунок человека.

Предлагаю встать в круг и выразить «Свое настроение» жестом, движением или позой, то с которым вы пришли. Один показывает, а мы все повторяем!


После выполнения задания, Вам необходимо оценить (заполнить) свое настроение и отразить это на листе своего внутреннего мира смайликом соответствующего цвета.

Обучающиеся встают. По очереди показывают свое настроение и повторяют действия других участников.




После выполнения задания рисуют смайлики соответствующего цвета на силуэт человечка.


Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку.

К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает коммуникацию

Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения

Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса

Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников


Упражнение

« Мои качества»

7 мин

Напечатанные качества человека. Честность, доброта; отзывчивость; храбрость; ответственность; вежливость; аккуратность; трудолюбие; правдивость; решительность

почитание старших;

вредность; жадность; злобность;

Какие качества человека вы знаете и сможете назвать.

Выберите какие качества имеете вы. За каждое качество рисуется смайлик определенного цвета.


Ответы обучающихся. Рисуют смайлик.


П 2. , П.3

К 1.1,1.2,К1.3

Л2.3,2.4,2.5

Р4.1, Р 2.1

Динамическая пауза

7 мин

Шарики воздушные.

У меня есть воздушные шарики, мы с вами проведем дыхательную гимнастику. Правильное дыхание успокаивает человека и обогащает наш организм кислородом.

Полезные упражнения не только позволяют сохранять нам здоровье, но и положительно влияют на наш внутренний мир.


Подумайте, если вы используете полезные упражнения для своего здоровья (какие?), давайте также отметим это на нашем внутреннем мире, соответствующими смайликами.

Выполнение по алгоритму. После выполнения задания оценить (полезно или нет дыхательная гимнастика).




Отвечают на вопросы педагога. Заполняют макет смайликами соответствующего цвета.


П 2. , П.3

К 1.1,1.2,К1.3 К 3.3, 3.2

Л2.3,2.4,2.5

Р4.1

Упражнение

«Мои поступки».

7 мин

Карточки с поступками. Схематичный рисунок человека. Фишки.


Эмоции и чувства влияют на наше поведение, на наши поступки. Посмотрите на картинки и распределите эти поступки на две группы: поступки, которые совершаются при положительных эмоциях/чувствах и отрицательных.

Демонстрация картинки с поступками.

Обсуждение поступков: как вы думаете какие эмоции/чувства испытывал человек, который так поступал?


Расскажите какой хороший поступок вы сделали или планируете сделать в ближайшее время.


Подумайте, какие поступки вы совершали на этой недели под воздействием своих разных эмоций, чувств? Выберите необходимое количество фишек соответствующего цвета и приклейте на макет человечка.

Группа обучающихся распределяет карточки по соответствующим категориям.

Отвечает на вопросы педагога.


Проводит оценивание своих поступков и рисуют смайлики на макет человечка.


Р 3.2 -умение принимать помощь

Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям

Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку

К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения

Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса

Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию


Упражнение «Я к вам пишу…»



Листы белой бумаги, ручки.

Каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие, подпишите свой лист в правом нижнем углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа.

У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Какой этот человек? Может быть вам хочется сказать этому человеку: добрые слова. Но ваше обращение должно состоять из одной-двух фраз. Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А к вам приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человека. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией. Это письмо сделал круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал вам то, каким человеком он вас видит (ваш внутренний мир) со стороны.

Написание письма одноклассникам.

Обсуждение.


Р 3.2 -умение принимать помощь

Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям

Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку

К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения

Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса

Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию




Заключительная часть

Подведение итогов


Шарики.

Посмотрите на своих человечков какой у каждого разный внутренний мир. Возьмите шарики и надуйте синий шарик столько раз нужно дунуть в шар, сколько синих смайликов. Розовый шар – сколько розовых смайликов..


Внутренний мир человека может меняться.

При ежедневной упорной работе над собой, мы можем преображать свой внутренний мир и избавляться от тех качеств которые нам мешают, тогда можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми.

Надувание шариков

замечания, оценку

К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками

К 1.2 -вступает в контакт с педагогами

К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения

Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса

Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию

Рефлексия

5 мин

Шарики.

-Покажите свое настроение на данный момент.


Педагог задает вопросы обучающимся:

-С чем мы сегодня познакомились на занятии?

-Понравилось занятие?

-Что запомнилось?



Показ настроения.

Ответы обучающихся.


П 3.2, Л 2.4, Р.3.4.