Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а
Психопрофилактическое занятие
педагога – психолога: Погнаевой М.В.
по психолого-педагогической программе «Я и ты» Тема: «Любой внутренний мир ценен и уникален»
2021
Технологическая карта занятия педагога - психолога.
Группа: обучающиеся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема занятия: «Любой внутренний мир ценен и уникален»
Цель: развитие представления о внутреннем мире человека (его структурных компонентах) и умения осуществлять его самоанализ у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подросткового возраста.
Задачи:
Познакомить обучающихся с представлением «внутренний мир человека», его компонентами: настроение, качества характера (личности), поведение (эмоции/чувства, выражающиеся в поступках).
Способствовать самоанализу своего состояния, поведения обучающихся.
Мотивировать обучающихся к продолжению изучения внутреннего мира человека.
Развивать навыки межличностного отношения в группе обучающихся.
Тип занятия: психопрофилактическое занятие
Формы работы обучающихся: групповая.
Технологии: здоровьесберегающие (динамические паузы), личностно –ориентированные, игровые.
Методы обучения: словесные (организация осуществление мыслительной деятельности обучающихся), диалог наглядные (рассматривание иллюстраций, карточки, алгоритма) практические (организация и управление практической деятельностью обучающихся).
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
К 1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками
К 1.2 -вступает в контакт с педагогами
К 1.3 -поддерживает коммуникацию
К 1.4 -умеет задавать вопрос по теме общения
К 1.5 -умеет отвечать на вопросы
К 2.1 -осознает необходимость получения помощи
К 2.2 -обращается за помощью к окружающим
К 2.3 -принимает помощь
К 2.4 -используют помощь
К 3.1 -собеседника слушает
К 3.2 -вступает в диалог
К 3.3 -поддерживает диалог
К 4.1 -соблюдает субординацию
К 4.2 -использует разные речевые высказывания
Регулятивные:
Р 1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществлении
Р 1.3 -умение работать в группе, сотрудничать
Р 1.4 -принимать активное участие в поиске
Р 2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Р 2.3 -умение удерживать инструкцию
Р 2.4 -умение воспроизводить последовательность действий
Р 3. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль в процессе деятельности
Р 3.2 -умение принимать помощь
Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям
Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку
Личностные:
Л 2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения
Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса
Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников
Познавательные:
П 2. Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
П 2.3 -применение действий в различных видах деятельности
П 3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
П 3.1 -понимание связи и отношений между объектами и процессами
П 3.2 -применение полученных знаний в учебном процессе
Дидактическая структура занятия:
Этап занятия | Длительность этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии |
Организационный момент Ритуал приветствия | 2 мин | | Приветствие обучающихся. | Поздороваться | К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками К 1.2 -вступает в контакт с педагогами К 1.3 -поддерживает коммуникацию |
Вводная часть Сообщение темы занятия. | 7 мин | Фишки синие и розовые. Схематичный рисунок человека. Смайлик синего грустный и розового цвета веселый. Наглядные листы «Внутренний мир человека» и его состав Настроение Качества характера Поведение (Эмоции/чувства, которые выражаются в наших поступках). | Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. То, что окружает нас называется мир внешний (вокруг нас). Внешний мир у нас общий. Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека. Как Вы думаете из чего он состоит? Правильно, вы отвечаете внутренний мир состоит и из нашего настроения, качества характера, эмоций /чувств, которые выражаются в наших поступках. Тема нашего занятия: «Любой внутренний мир ценен и уникален» Давайте сегодня попробуем изучить свой внутренний мир, чем сегодня заполнен мир каждого из нас. Узнаем что вам нравится в своем внутреннем мире, и то над чем надо работать или убирать из своего мира. Выберите себе человечка, который вам понравился. У меня есть фломастеры синий цвет и розовый. Синим мы будем рисовать грустные смайлики, розовым веселые. В течение занятия наш человечек будет заполнять свой внутренний мир. | Обучающиеся слушают педагога. Высказывают свое мнение о том, из чего состоит внутренний мир человека. (Предполагаемые ответы обучающихся: эмоции, чувства, настроение, характер) Обучающиеся разбирают раздаточный материал, фишки. | К 1.3 -поддерживает коммуникацию К 1.4 -умеет задавать вопрос по теме общения К 1.5 -умеет отвечать на вопросы К 3.1 -собеседника слушает К 3.2 -вступает в диалог К 3.3 -поддерживает диалог Р 2.3 -умение удерживать инструкцию Р 2.4 -умение воспроизводить последовательность действий |
Основная часть Мое настроение | 5 мин | Схематичный рисунок человека. | Предлагаю встать в круг и выразить «Свое настроение» жестом, движением или позой, то с которым вы пришли. Один показывает, а мы все повторяем! После выполнения задания, Вам необходимо оценить (заполнить) свое настроение и отразить это на листе своего внутреннего мира смайликом соответствующего цвета. | Обучающиеся встают. По очереди показывают свое настроение и повторяют действия других участников. После выполнения задания рисуют смайлики соответствующего цвета на силуэт человечка. | Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку. К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками К 1.2 -вступает в контакт с педагогами К 1.3 -поддерживает коммуникацию Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников |
Упражнение « Мои качества» | 7 мин | Напечатанные качества человека. Честность, доброта; отзывчивость; храбрость; ответственность; вежливость; аккуратность; трудолюбие; правдивость; решительность почитание старших; вредность; жадность; злобность; | Какие качества человека вы знаете и сможете назвать. Выберите какие качества имеете вы. За каждое качество рисуется смайлик определенного цвета. | Ответы обучающихся. Рисуют смайлик. | П 2. , П.3 К 1.1,1.2,К1.3 Л2.3,2.4,2.5 Р4.1, Р 2.1 |
Динамическая пауза | 7 мин | Шарики воздушные. | У меня есть воздушные шарики, мы с вами проведем дыхательную гимнастику. Правильное дыхание успокаивает человека и обогащает наш организм кислородом. Полезные упражнения не только позволяют сохранять нам здоровье, но и положительно влияют на наш внутренний мир. Подумайте, если вы используете полезные упражнения для своего здоровья (какие?), давайте также отметим это на нашем внутреннем мире, соответствующими смайликами. | Выполнение по алгоритму. После выполнения задания оценить (полезно или нет дыхательная гимнастика). Отвечают на вопросы педагога. Заполняют макет смайликами соответствующего цвета. | П 2. , П.3 К 1.1,1.2,К1.3 К 3.3, 3.2 Л2.3,2.4,2.5 Р4.1 |
Упражнение «Мои поступки». | 7 мин | Карточки с поступками. Схематичный рисунок человека. Фишки. | Эмоции и чувства влияют на наше поведение, на наши поступки. Посмотрите на картинки и распределите эти поступки на две группы: поступки, которые совершаются при положительных эмоциях/чувствах и отрицательных. Демонстрация картинки с поступками. Обсуждение поступков: как вы думаете какие эмоции/чувства испытывал человек, который так поступал? Расскажите какой хороший поступок вы сделали или планируете сделать в ближайшее время. Подумайте, какие поступки вы совершали на этой недели под воздействием своих разных эмоций, чувств? Выберите необходимое количество фишек соответствующего цвета и приклейте на макет человечка. | Группа обучающихся распределяет карточки по соответствующим категориям. Отвечает на вопросы педагога. Проводит оценивание своих поступков и рисуют смайлики на макет человечка. | Р 3.2 -умение принимать помощь Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками К 1.2 -вступает в контакт с педагогами К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию |
Упражнение «Я к вам пишу…» | | Листы белой бумаги, ручки. | Каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие, подпишите свой лист в правом нижнем углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа. У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Какой этот человек? Может быть вам хочется сказать этому человеку: добрые слова. Но ваше обращение должно состоять из одной-двух фраз. Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А к вам приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человека. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией. Это письмо сделал круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал вам то, каким человеком он вас видит (ваш внутренний мир) со стороны. | Написание письма одноклассникам. Обсуждение. | Р 3.2 -умение принимать помощь Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками К 1.2 -вступает в контакт с педагогами К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию |
Заключительная часть Подведение итогов | | Шарики. | Посмотрите на своих человечков какой у каждого разный внутренний мир. Возьмите шарики и надуйте синий шарик столько раз нужно дунуть в шар, сколько синих смайликов. Розовый шар – сколько розовых смайликов.. Внутренний мир человека может меняться. При ежедневной упорной работе над собой, мы можем преображать свой внутренний мир и избавляться от тех качеств которые нам мешают, тогда можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. | Надувание шариков | замечания, оценку К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками К 1.2 -вступает в контакт с педагогами К 1.3 -поддерживает Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников коммуникацию |
Рефлексия | 5 мин | Шарики. | -Покажите свое настроение на данный момент. Педагог задает вопросы обучающимся: -С чем мы сегодня познакомились на занятии? -Понравилось занятие? -Что запомнилось? | Показ настроения. Ответы обучающихся. | П 3.2, Л 2.4, Р.3.4. |