Тема урока: Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.
Цель урока: расширить кругозор учащихся; развивать речь, навык составления публичного выступления, изучить его структуру и строить сообщение в соответствии с целью и ситуацией общения; учить выступать перед сверстниками на учебную тему, адекватно использовать мимику, жесты; пробуждать одухотворенность, энергетику, эмоциональность для привлечения внимания аудитории.
Оборудование: план выступления, карточки: «вопрос-ответ»
Ход урока
1.Организационный момент
2.Опрос по домашнему заданию
Запись 4-5 пословиц на доске
3.Актуализация опорных знаний
1.Фронтальный опрос по карточкам «вопрос-ответ»
Один ученик читает вопрос, другой – ответ.
2.Наблюдение над языковым материалом
- Отгадайте загадку.
Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть. (Имя)
- Какую пословицу об имени вы знаете?
- Как вы ее понимаете?
- Объясните приведенные пословицы?
1)Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.
2)С именем Иван, без имени – болван
3)Аринушка Маринушки не хуже.
4)Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.
5)В людях Илья, а дома – свинья.
6)На всякого Егорку есть поговорка.
4.Постановка целей и задач урока.
-Определите тему урока.
5.Работа над темой урока.
1.Слово учителя.
- Часто нам приходится выступать перед людьми с сообщениями, речами, докладами.
-Что надо сделать, чтобы нас интересно было слушать?
( Нужно обязательно подготовиться по теме выступления: подобрать интересный материал, записать его с учетом того, перед кем вы будете выступать. В выступлении можно использовать мудрые изречения, интересные факты.)
Тема вашего сегодняшнего выступления – происхождение имен.
«Астрологи с древних времен уделяли огромное внимание выбору имени рожденного ребенка. Конечно, в первую очередь это касалось богатых семей.
Бедные люди не могли позволить себе такой роскоши. Но все понимали, что имя дают как определенную защиту от превратностей судьбы, и если имя выбрано верно, можно надеяться, что судьба человека будет гораздо более успешной», - считает астролог М.Андреева.
Вы подготовили выписки о происхождении вашего имени. В начале урока познакомились с фольклорным материалом на эту тему.
2.Работа с материалом учебника.
а) Выполнение упражнения №261
- Расскажите, каковы особенности словаря русских личных имен.
б)Выполнение упражнения №263
3.Составление плана выступления.
Учитель. – Теперь нам предстоит составить план и подобрать начало выступления. Стиль выступления будет публицистический или научный.
План
1.Имя есть у каждого.
2.Меня зовут…(история о том, как мне имя выбирали.)
3.Происхождение моего имени.
4.Я стараюсь быть достойным своего имени.
4.Выбор начала для выступления
Имя есть у каждого, потому что без имени человек не может существовать.
«Без имени ребенок – чертенок», - гласит русская народная пословица.
«Никто его не видел, а каждого оно есть», - говорят в народе.
5.Подготовка выступлений.
6.Выступления учащихся
6.Рефлексия.
Беседа
- Чье выступление вам показалось наиболее интересным?
- Что нового вы узнали об именах?
- Послушайте стихотворение.
Говорит Санюша маме:
«Как хочу я взрослым стать,
Чтоб быть сильным самым-самым,
Чтоб тебя оберегать».
Улыбнулась Саше мама:
«Вырастай, сыночек мой.
Будешь сильным самым-самым,
Мой защитник дорогой!
(По материалам Интернета)
- Почему мама назвала его защитником ? ( Это связано с происхождением имени. Александр переводится как «защитник».)
- Как вы понимаете пословицу: «Не имя красит человека, а человек имя»?
7.Домашнее задание.
1.Рассказать родителям о происхождении некоторых имен.
2.Выполнить упражнение №264.