Формулировка задания
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры. 2) Я запутался в поводках упал и они разбежались. 3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму. 4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
Что следует знать
- Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
- Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И .
- Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.
Помните:
За выполнение задания 16 может быть выставлен 1 балл.
Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
- В ответах может быть разное сочетание примеров с предложениями ССП и ПП с однородными членами
Запятая не ставится
Примеры
- Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.
- [О и О].
- [О да О].
- [О или О].
- [О либо О].
Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др.
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).
Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
Пойду посмотрю расписание занятий.
Сегодня либо завтра отправлю письмо.
Взял да и сделал наоборот.
Приеду сегодня или завтра .
2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:
Горный поток и шумел , и пенился , и бился о скалы.
[ и О , и О, и О ].
3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И :
Горный поток шумел , и пенился , и бился о скалы.
[ О , и О, и О ].
4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится, но не перед первым союзом. Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении:
[ни О, ни о, ни О ].
[и О, и о, и О ].
[или О, или о, или О ].
[либо О, либо о, либо О ].
[то О, то о, то О ].
[не то О, не то о, н е то О ].
[то ли О, то ли О, то ли О ].
Примеры:
Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.
Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.
5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.
Примеры:
Сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.
М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре .
6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О].
Примеры:
Поворчал он, да и не посмел ослушаться.
7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …
Примеры:
- Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О].
- Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О].
- Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О].
- Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О].
- Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].
Обратите внимание:
Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью.
Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными.
Г ! Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).
Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И
Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И.
Пример:
Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. ( М. Булгаков)
(В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)
Отсутствие запятой перед союзом и в ССП
Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.
- Общий второстепенный член предложения.
В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -].
- Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.
Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)
- Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.
4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня?
5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна!
6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!
7. Неопределённо-личные предложения.
В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману)
- Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.
9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)
Алгоритм выполнения задания 16
Алгоритм выполнения задания 16
- Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
- простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
- сложное (в нём две и более грамматические основы).
2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:
- если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
- если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.
2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.
4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
- Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье. 2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью. 3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся. 4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками. 5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным...
- Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье. 4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.
- Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.
- Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.
- Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны.
2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи.
3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома.
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его.
- Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его.
- Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
- Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
- Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
- Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
- Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
- Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
- Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
- Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
- Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.
- Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.
- Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
- Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
РЕШУ ЕГЭ!
Список литературы
- Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
- Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»).
- Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.