СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в музыкальный театр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Знакомство с особенностями жанра мюзикл.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в музыкальный театр"»

Урок музыки в 5 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой


«Путешествие в музыкальный театр» Мюзикл №16 тема


Автор: Геворкян Берта Оганесовна

учитель музыки МБОУ СОШ №2



Цель урока:


Знакомство с особенностями жанра мюзикла



Задачи:


  • Дать характеристику жанра мюзикл

  • Ознакомление с творчеством американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера и его мюзиклом «Кошки»

  • Выявить особенности музыкального языка и манеры исполнения мюзикла

  • Воспитывать любовь и развивать познавательный интерес к зарубежной и русской музыке

  • Развивать вокально-хоровые навыки

  • Добиться постижения детьми смысла художественного образа песни, ее выразительных средств




Тип урока: комбинированный




Методы и приемы, используемые на уроке:


  • Объяснительно- демонстративный

  • Частично-поисковый

  • Репродуктивный

  • Беседа

  • Рассказ

  • Проблемное задание




Формы организации учебной деятельности:


  • Коллективная

  • Групповая

  • Индивидуальная


Музыкальный материал:


  • Р. Роджерс «До, ре, ми…» из мюзикла «Звуки музыки»

  • Э.Л. Уэббер мюзикл «Кошки» Mungojerrie & Rumpeltiser

  • Э.Л. Уэббер ария Гризабеллы «Память» из мюзикла «Кошки»

  • «Лев и Брадобрей» муз. М.Дунаевский, слова Н. Олев

  • Распевки




Этапы работы:



Этапы работы


Время


1. Приветствие детей

Видео фрагмент


2. Задания «Верно ли утверждение?», работа с текстом


3. Знакомство с композитором Э.Л. Уэббером и его мюзиклом «Кошки»,

Слушание и анализ музыки


4. Распевание детей


5. Вокально-хоровая работа


6. Обобщение, выявление характерных особенностей жанра мюзикла


7. Задания на закрепление материала


8. Синквейн

3 мин.


5 мин.




12 мин.


3 мин.


10 мин.


3 мин.


7 мин.

2 мин.













Конспект урока:


1. Дети входят в класс под музыку (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.


Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…

(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)

Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.

(что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?). Дети с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…

А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра…


2. Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»

Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет» (приложение 1)

Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.


Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.

(приложения 2,3)


По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.


Вопросы

Ответы

1.Что такое мюзикл?



2. Где и когда зародился этот жанр?


3.Когда мюзикл появился в России?


4.Что является литературной основой мюзикла?


5.Каковы сюжеты мюзиклов?



6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?





3. Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль.

Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века.

Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.


Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.


Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.

Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.

Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.

Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…


Прослушивание арии «Память»


Мы сказали, что это ария…

Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?

( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)


Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?

Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?


Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…

Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…

Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?


Повторное прослушивание…


Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.


Учитель рассказывает детям, что в России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе - в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова. Ну и, конечно же, всеми любимый мюзикл «Мери Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского, с музыкой из которого детям предлагается познакомиться…

Учитель ярко и выразительно исполняет песню «Лев и Брадобрей» М.Дунаевского и предлагает детям выучить её. Обсуждается шуточный характер песни, выясняется, кто такой «брадобрей».


4. Но перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат - распеться…

Учитель обращает внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).


Выполняются упражнения:


  • Пение на одном звуке с закрытым ртом

  • Пение на одном звуке на слоги «Да-дэ-ди-до-ду» сначала легато, потом-стаккато

  • Упражнения на дикцию: на слоги «Зи-на» поступенно вверх от тоники до доминанты и обратно, постепенно ускоряя темп

  • Пение скороговорок на одном звуке:

«От топота копыт

Пыль по полю летит,

Пыль по полю летит

От топота копыт»;


«Бык-тупогуб,

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа»;


По звукам гаммы вверх и вниз:

«Ехал грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку «Цап!»


5. Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.

Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по колонкам, индивидуально…


6. Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:

  • Равноправие музыки, танца и разговорного жанра

  • Ведущая роль музыки эстрадного плана

  • Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями

  • В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.


7. Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.

Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд (приложение 4).

8. В заключении урока, учитель просит детей выразить своё отношение к жанру мюзикла, чувства, эмоции, полученные на занятии, в синквейне. Предварительно учитель объясняет, как правильно выполнить это задание.

Ученики озвучивают результаты (синквейны).


Домашнее задание: тест (приложение 5)



Приложение 1

Вопросы к игре «Верно ли утверждение?»


Верно ли утверждение?

Да

Нет

Да

Нет

  1. Мюзикл пришел к нам из Франции

  2. Актеры мюзикла должны уметь хорошо петь и танцевать

  3. Либретто-это название женского голоса

  4. Эндрю Ллойд Уэббер немецкий композитор

  5. Мюзикл появился в 21 веке

  6. Сюжетом мюзикла может быть книга, история, опера

  7. Мюзикл-это театральный жанр, где все герои танцуют и выражают свои чувства, эмоции с помощью мимики и пантомимы

  8. Мюзикл - очень яркий, красочный жанр






Приложение 2

Текст задания для I группы:


Мюзикл (от английского - musical - сокращенное от musical comedy - музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные виды искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Мюзикл как жанр зародился в Америке в конце 19 века и активно развивался в 20 веке. Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Мюзикл шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. Во второй половине 20 века мюзикл проникает на театральные подмостки Европы, а в 60-70х гг. и в Россию. Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра.  Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка.

Вопросы:

  1. Что такое мюзикл?

  2. Где и когда зародился этот жанр?

  3. Когда мюзикл появился в нашей стране?


Приложение 3

Текст задания для II группы:


Литературной основой мюзикла является либретто (литературный текст мюзикла), которое пишется либо как самостоятельная пьеса, либо по мотивам какого-либо другого произведения. При чем основой сюжета может послужить всё, что угодно: классическое литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и т.д.

В мюзикле играют универсальные актеры. Они должны владеть хорошим голосом, уметь танцевать и быть драматическим актером. Внешность актера так же имеет большое значение.

Мюзикл - один из самых зрелищных театральных жанров. В постановке мюзикла часто применяют различные спец. эффекты.

Вопросы:

  1. Что является литературной основой мюзикла?

  2. Каковы сюжеты мюзикла?

  3. Какими качествами должен обладать актер мюзикла?


Приложение 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!