Путешествие в Страну Фразеологию.
(урок закрепления знаний по теме фразеология)
Цели урока:
Формировать умение определять фразеологический оборот и использовать его в речи;
Способствовать развитию кругозора, расширению словарного запаса учащихся;
Воспитание у учащихся бережного отношения к языку.
Обеспечение: мультимедийная презентация;
проектор;
звёздочки за каждый правильный ответ.
Ход урока.
Учитель:
Здравствуйте, ребята.
Учитель:
Скажите, вы любите путешествовать?
Ученики:
Очень.
Учитель:
А что вам нравится в путешествиях?
Ученики:
Мы бываем в незнакомых местах, городах, странах. Мы узнаём о них много интересного.
Учитель:
А, как вы думаете, когда можно путешествовать?
Ученики:
Лучше всего летом.
Учитель:
А можно ли путешествовать круглый год?
Ученики:
Да.
Учитель:
А вы хотите сейчас отправиться в путешествие?
Ученики:
Да.
Учитель:
Тогда давайте совершим путешествие в необычную страну – Страну Фразеологию.
Слайд 1
Учитель:
Лежит эта страна очень далеко. Чтобы туда попасть, мы должны проплыть по Океану Знаний.
Слайд 2
А вот и корабль, на котором мы поплывём. / Щелчок/
Учитель:
Давайте приобретём билеты и отправимся в путешествие.
Слайд 3
Учитель:
Что такое фразеологизмы?
Слайд 3 /щелчок
Ученики:
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению.
Учитель:
Как же называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов?
Слайд 3/щелчок
Ученики:
Фразеология.
Учитель:
Где можно найти значение фразеологического оборота?
Слайд 3/щелчок
Ученики:
В словаре.
Учитель:
Молодцы. Вы замечательно справились с заданием. Итак, отправляемся в путь!
Учитель:
Ребята, вы знаете, что на любом корабле есть судовые журналы, куда капитаны записывают наблюдения. Давайте и мы оформим свои журналы.
Запишем число и тему урока.
Слайд 4
Учитель:
И вот перед нами Страна Фразеология. Давайте к ней причалим. Щелчок.
Слайд 5
Учитель:
Первая наша остановка – Бухта Фразеологии. Щелчок.
Местные жители приготовили нам задание. Найдите «четвёртое лишнее», запишите его в тетрадь.
Слайд 6 / Щелчок
Команда 1
хоть пруд пруди;
кот наплакал;
тьма-тьмущая;
яблоку негде упасть
слайд 7/щелчок
команда 2
во все лопатки;
сломя голову;
черепашьим шагом;
в мгновение ока
слайд 8/ щелчок
команда 3
попасть впросак;
попасть на седьмое небо;
попасть в переделку;
попасть в переплет.
Учитель:
Молодцы, вы замечательно справились с заданием местных жителей и получили разрешение идти дальше.
Слайд 9
Следующая наша остановка Скала фразеологизмов. Щелчок.
Будьте внимательнее, чтобы не упасть со скалы.
Угадайте, что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют. (Нос)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают. (уши)
Он в голове у легкомысленного человека; его советую искать в поле; на него бросают слова и деньги. (ветер)
Его можно проглотить; за него тянут; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь. (язык)
Её толкут в ступе и носят решетом, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; иногда они выходят из неё сухими. (вода)
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь. (каша)
Учитель:
Целые и невредимые мы отправляемся с вами дальше. Щелчок.
Но на нашем пути новое препятствие – очень глубокая река. Чтобы перейти её по мосту, нам надо выполнить новые задания. Справимся?
Ученики:
Да. Конечно.
Слайд 10
В данных словосочетаниях найдите фразеологизмы, выпишите их в тетрадь.
Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство,
Учитель:
Мост перейдём, и мы попадаем в Замок
Слайд 11
Учитель:
И здесь нас встречает грозная стража.
Слайд12
Учитель:
Она тоже приготовила для нас задания.
Слайд 13
Перед вами имена античных и библейских героев. Назовите фразеологические обороты с этими именами.
Ахилл – ахиллесова пята
Ариадна – нить Ариадны
Гордий – гордиев узел
Прометей – прометеев огонь
Авгий – авгиевы конюшни
Соломон – соломоново решение.
Учитель:
Ворота замка для нас открыты. И хозяин радушно приглашает нас отдохнуть.
Физкультминутка.
Учитель:
Отдохнувшие, мы с вами отправляемся к фразеологическому водопаду, где нас приглашают на необычную рыбалку.
Слайд 14
Выловите «рыбку» для каждого слова, чтобы получился фразеологизм и запишите их в тетрадь.
Прикусить …. язык
Морочить ….. голову
Клевать ….. носом
Хлопать …. ушами
Умывать …. руки
Кусать …. локти
Слайд 15
Учитель:
Молодцы. А теперь по фуникулёру мы отправляемся во дворец Царицы Фразеологии, где нас уже ждёт дворецкий со своими вопросами.
Слайд 16
Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим
- об очень доверчивом человеке говорят (уши развесил)
- если человек очень устал (валиться с ног)
- если у кого-то нет слуха (медведь на ухо наступил)
Учитель:
И вот мы во дворце. Царица любезно приглашает нас в свою картинную галерею.
Какие фразеологизмы изображены здесь?
Слайд 17.
Мокрая курица, смотреть как баран на новые ворота, крокодильи слёзы, тянуть кота за хвост
Слайд 18
Вылететь как пуля, ставить палки в колёса, держать себя в руках, витать в облаках, валять дурака.
Слайд 19
Учитель:
Ну что же, Царица довольна вашими познаниями и предлагает нарисовать к данным фразеологизмам картинки.
(каждый ряд выбирает карточку, на которой написан фразеологизм)
Буря в стакане воды
Глаза разбежались
Семь пятниц на неделе.
Учитель:
Наши художники справились с работой. Давайте посмотрим, что у них получилось. Отгадайте, какой фразеологизм здесь изображён.
Каждый ряд показывает свой рисунок, другие ряды должны отгадать фразеологизм.
Учитель:
Королева в восторге от ваших рисунков и знаний. Поэтому в честь вас в Стране Фразеологии устроили салют.
Слайд 20
Учитель:
Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.
Запишите задание на дом: (по выбору)
1)нарисуйте картинки к фразеологизмам, которые встретились нам во время путешествия;
2) придумайте небольшой рассказ, в котором бы вы употребили эти фразеологизмы.
А теперь давайте подсчитаем, сколько звёздочек набрала каждая команда и поздравим победителей.
Рефлексия.
Спускаясь с корабля, сдайте капитану отзыв о путешествии. На ваших столах лежат смайлики. Выберите из них любой, отражающий ваше настроение во время путешествия.
Не понравился очень понравился так себе