СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Страну Фразеологию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение определять фразеологический оборот и использовать его в речи

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Страну Фразеологию»

Путешествие в Страну Фразеологию.

(урок закрепления знаний по теме фразеология)


Цели урока:

Формировать умение определять фразеологический оборот и использовать его в речи;

Способствовать развитию кругозора, расширению словарного запаса учащихся;

Воспитание у учащихся бережного отношения к языку.


Обеспечение: мультимедийная презентация;

проектор;

звёздочки за каждый правильный ответ.


Ход урока.


Учитель:

Здравствуйте, ребята.


Учитель:

Скажите, вы любите путешествовать?


Ученики:

Очень.


Учитель:

А что вам нравится в путешествиях?


Ученики:

Мы бываем в незнакомых местах, городах, странах. Мы узнаём о них много интересного.


Учитель:

А, как вы думаете, когда можно путешествовать?


Ученики:

Лучше всего летом.


Учитель:

А можно ли путешествовать круглый год?


Ученики:

Да.


Учитель:

А вы хотите сейчас отправиться в путешествие?


Ученики:

Да.


Учитель:

Тогда давайте совершим путешествие в необычную страну – Страну Фразеологию.


Слайд 1

Учитель:

Лежит эта страна очень далеко. Чтобы туда попасть, мы должны проплыть по Океану Знаний.

Слайд 2

А вот и корабль, на котором мы поплывём. / Щелчок/


Учитель:

Давайте приобретём билеты и отправимся в путешествие.


Слайд 3

Учитель:

Что такое фразеологизмы?


Слайд 3 /щелчок

Ученики:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению.


Учитель:

Как же называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов?


Слайд 3/щелчок

Ученики:

Фразеология.


Учитель:

Где можно найти значение фразеологического оборота?


Слайд 3/щелчок

Ученики:

В словаре.


Учитель:

Молодцы. Вы замечательно справились с заданием. Итак, отправляемся в путь!


Учитель:

Ребята, вы знаете, что на любом корабле есть судовые журналы, куда капитаны записывают наблюдения. Давайте и мы оформим свои журналы.

Запишем число и тему урока.


Слайд 4

Учитель:

И вот перед нами Страна Фразеология. Давайте к ней причалим. Щелчок.


Слайд 5

Учитель:

Первая наша остановка – Бухта Фразеологии. Щелчок.

Местные жители приготовили нам задание. Найдите «четвёртое лишнее», запишите его в тетрадь.


Слайд 6 / Щелчок

Команда 1

  • хоть пруд пруди;

  • кот наплакал;

  • тьма-тьмущая;

  • яблоку негде упасть



слайд 7/щелчок

команда 2

  • во все лопатки;

  • сломя голову;

  • черепашьим шагом;

  • в мгновение ока


слайд 8/ щелчок

команда 3

  • попасть впросак;

  • попасть на седьмое небо;

  • попасть в переделку;

  • попасть в переплет.


Учитель:

Молодцы, вы замечательно справились с заданием местных жителей и получили разрешение идти дальше.


Слайд 9

Следующая наша остановка Скала фразеологизмов. Щелчок.

Будьте внимательнее, чтобы не упасть со скалы.


Угадайте, что это?

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют. (Нос)

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают. (уши)

  3. Он в голове у легкомысленного человека; его советую искать в поле; на него бросают слова и деньги. (ветер)

  4. Его можно проглотить; за него тянут; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь. (язык)

  5. Её толкут в ступе и носят решетом, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; иногда они выходят из неё сухими. (вода)

  6. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь. (каша)


Учитель:

Целые и невредимые мы отправляемся с вами дальше. Щелчок.

Но на нашем пути новое препятствие – очень глубокая река. Чтобы перейти её по мосту, нам надо выполнить новые задания. Справимся?


Ученики:

Да. Конечно.


Слайд 10

В данных словосочетаниях найдите фразеологизмы, выпишите их в тетрадь.

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство,


Учитель:

Мост перейдём, и мы попадаем в Замок

Слайд 11


Учитель:

И здесь нас встречает грозная стража.

Слайд12


Учитель:

Она тоже приготовила для нас задания.


Слайд 13

Перед вами имена античных и библейских героев. Назовите фразеологические обороты с этими именами.

Ахилл – ахиллесова пята

Ариадна – нить Ариадны

Гордий – гордиев узел

Прометей – прометеев огонь

Авгий – авгиевы конюшни

Соломон – соломоново решение.


Учитель:

Ворота замка для нас открыты. И хозяин радушно приглашает нас отдохнуть.


Физкультминутка.

Учитель:

Отдохнувшие, мы с вами отправляемся к фразеологическому водопаду, где нас приглашают на необычную рыбалку.


Слайд 14

Выловите «рыбку» для каждого слова, чтобы получился фразеологизм и запишите их в тетрадь.

Прикусить …. язык

Морочить ….. голову

Клевать ….. носом

Хлопать …. ушами

Умывать …. руки

Кусать …. локти


Слайд 15

Учитель:

Молодцы. А теперь по фуникулёру мы отправляемся во дворец Царицы Фразеологии, где нас уже ждёт дворецкий со своими вопросами.


Слайд 16

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим

- об очень доверчивом человеке говорят (уши развесил)

- если человек очень устал (валиться с ног)

- если у кого-то нет слуха (медведь на ухо наступил)


Учитель:

И вот мы во дворце. Царица любезно приглашает нас в свою картинную галерею.

Какие фразеологизмы изображены здесь?


Слайд 17.

Мокрая курица, смотреть как баран на новые ворота, крокодильи слёзы, тянуть кота за хвост


Слайд 18

Вылететь как пуля, ставить палки в колёса, держать себя в руках, витать в облаках, валять дурака.


Слайд 19

Учитель:

Ну что же, Царица довольна вашими познаниями и предлагает нарисовать к данным фразеологизмам картинки.

(каждый ряд выбирает карточку, на которой написан фразеологизм)

Буря в стакане воды

Глаза разбежались

Семь пятниц на неделе.


Учитель:

Наши художники справились с работой. Давайте посмотрим, что у них получилось. Отгадайте, какой фразеологизм здесь изображён.


Каждый ряд показывает свой рисунок, другие ряды должны отгадать фразеологизм.


Учитель:

Королева в восторге от ваших рисунков и знаний. Поэтому в честь вас в Стране Фразеологии устроили салют.

Слайд 20


Учитель:

Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.

Запишите задание на дом: (по выбору)

1)нарисуйте картинки к фразеологизмам, которые встретились нам во время путешествия;

2) придумайте небольшой рассказ, в котором бы вы употребили эти фразеологизмы.


А теперь давайте подсчитаем, сколько звёздочек набрала каждая команда и поздравим победителей.


Рефлексия.

Спускаясь с корабля, сдайте капитану отзыв о путешествии. На ваших столах лежат смайлики. Выберите из них любой, отражающий ваше настроение во время путешествия.


Не понравился очень понравился так себе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!