Конспект урока по литературе в 5 классе «Путешествие в страну Литературию».
Учителя русского языка и литературы Самоделовой Д.А.
Цели: обобщить и систематизировать знания, полученные в 5 классе.
Задачи:
организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс»;
активировать интерес к литературе;
способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Тип урока: игра-путешествие
Оборудование: презентация, иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки»; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; кроссворды каждой команде; пазлы.
Подготовка: Класс заранее делится на команды, выбирается капитан. Команды придумывают название, девиз, эмблему.
Технологии: на уроке использованы элементы ИКТ-технологии, элементы игровой технологии, технологии критического мышления.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Учитель. В этом году страна Литературия раскрыла перед нами свои двери, но, чтобы попасть в эту страну, нам предстоит пройти нелегкие испытания: надо показать свои знания в области литературы.
На свете есть чудесная страна,
Где книги добрые живут.
Известна всем читателям она,
И там всегда нас в гости ждут.
В любой стране ты сможешь побывать,
Не выходя из комнаты своей,
Лишь стоит книгу в руки взять,
Наедине оставшись с ней.
3.Постановка цели и задач урока.
Слайд 1
Как вы думаете, какие цели ставят перед собой путешественники?
Что для этого им нужно преодолеть?
А какие цели поставим перед собой мы?
Сегодня на уроке мы преодолеем литературные препятствия, постараемся решить все задачи и покорить вершины страны Литературии.
4. Работа над темой урока.
Ребята, наше приключение начинается и первый наш литературный конкурс:
«Собери ромашку».
Командам даются ромашки в разобранном виде: сердцевина - имя писателя, лепестки - произведения. Надо правильно к сердцевине подобрать лепестки, т. е. назвать произведения писателя.
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Учитель. Молодцы, ребята! С такими знаниями можно смело шагать по улицам и проспектам страны Литературии. Но пока мы с вами только попали в переулок Стихотворный, и нас ждут новые
препятствия.
Конкурс «Ералаш»
Что такое «ералаш» знает каждый. Это беспорядок, путаница.
Так называется и наша следующая игра.
Каждой команде раздаются карточки с четверостишиями, в которых написаны только первые строки, и полоски с возможным продолжением. Надо разложить их так, чтобы каждая оказалась на своем месте, соответствовала смыслу.
Карточка 1
Буря мглою небо кроет.
…………………………
…………………………
…………………………
А.С. Пушкин
Полоски с продолжением
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет
То по кровле обветшалой
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит
То заплачет, как дитя.
Карточка 2
Черемуха душистая
……………………..
……………………..
……………………..
С.А. Есенин
Полоски с продолжением
А зелень золотистая
И ветки золотистые
С весною расцвела
На солнышке горит
Развесившись, стоит.
Учитель. Много интересного узнаем мы в стране Литературии. Вот сейчас нас ждет встреча с загадочными литературными персонажами. Кто они? Из какого литературного произведения?
Слайд 2- 4
Конкурс «Узнай героя»
Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентября оставалось несколько дней. Заблудившись, он мужественно преодолевал все невзгоды и даже сделал географическое открытие.
(Васютка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».)
Отважный но одинокий мальчик восьми лет пожалевший нищих, не побоявшийся наказания отца. Это событие сблизило его с отцом, сделав их по-настоящему близкими людьми.
( Вася из рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе ».)
Взрослый мужчина, который не умел разговаривать, был очень сильный, работал за четверых. Однажды спас несчастного щенка, любил его больше всех на свете.
( Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму». )
Девочка шестнадцати лет помогала пленным, кормила их лепёшками и молоком. Она помогла им сбежать из плена.
( Дина из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». )
Учитель. Вот мы с вами вышли на одну из самых интереснейших улиц страны Литературии - улицу Приключенческую. Здесь нас ждут неугомонные фантазеры, искатели приключений, герои книг Марка Твена и Астрид Линдгрен, Том Сойер и Калле Блумквист.
(Два мальчика выполняют роли Т. Сойера и Г. Финна.)
Том Сойер. Здравствуйте, любители приключений и путешествий, неутомимые фантазеры и мечтатели! На улице Приключенческой вы найдете много интересных книг, которые унесут вас в разные города и страны, даже фантастические. Многие робинзонады вы прочитали в этом году. Давайте вспомним их.
Конкурс «Виват, Робинзоны!»
Кого судьба с родными разлучила
На долгих двадцать восемь лет,
Зато бороться научила
И не бояться трудностей и бед?
На острове безлюдном оказавшись,
Сумел он твердость духа сохранить
И, за устройство быта взявшись,
Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)
Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)
Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)
Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Физкультминутка ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.
Слайд 5-8
Конкурс «Детектив идет по следу»
Учитель. Назовите литературного героя.
Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)
Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)
В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)
Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)
У ч и т е л ь. В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.
Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.
Слайд 9
Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»
Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»).
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).
Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.( Р.Н.С. « Гуси-лебеди»).
Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне.(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)
И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)
Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Конкурс знатоков
Командам предлагаются одинаковые кроссворды, побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок, который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?
(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)
Слайд 10
Конкурс «В сказке часто так бывает»
Учитель. Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.
В сказках часто так бывает.
Что предметы в них летают,
А порою и герои
Вдруг взмывают над землей.
Назвать, конечно, ты готов
Этих чудо-летунов:
Она летает на метле,
А он на пушечном ядре.
Летала в домике своем,
Да не одна, а с верным псом.
Он на ковре взлетит всегда –
Была б сухою борода.
Моторчик на его спине,
Бывал он даже на Луне,
А этот сделался так мал,
Верхом на гусе он летал!
(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)
Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.
Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!
Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства, знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.
Конкурс «Пазлы»
Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
5.Рефлексия.
Учитель. Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.
Мы желаем всей душой,
Вам, девчонки и мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Приём «микрофон»
Своей работой на уроке я…
У меня … настроение
Я смог…
У меня не получилось...
6.Домашнее задание.