СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну Русского языка для учащихся 5-6 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Русского языка для учащихся 5-6 классов»

























Разработчик:

Бибалаева Зубайдат Курбановна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мичуринская СОШ с. Мичурино ,

Дербентского района Республики Дагестан»

Пояснительная записка


Цели:

  • Повышение интереса школьников к лингвистике;

  • Обучение анализу языковых фактов;

  • Повышение уровня учебной мотивации к предмету.

Задачи.


Образовательные:

  • развивать умение анализировать языковые факты;

  • совершенствовать навыки устной речи.


Развивающие:

  • развивать речевую культуру учащихся;

Воспитательные:

  • подвести учащихся к осмыслению важности изучения русского языка.

Возраст детей: 10-12 лет


Оборудование:


  • ноутбук, проектор;

  • презентация;

  • раздаточный материал.



Форма проведения: игра-путешествие


Место проведения: актовый зал школы





Сценарий мероприятия

1 ведущий: Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале.

2 ведущий: Внимание! Сегодня мы с вами станем свидетелями того, как шестиклассники отправятся в путешествие по удивительной стране Русского языка!

1 ведущий: Немало препятствий ждет их на пути, но смекалка, находчивость, знание русского языка и вы, зрители, помогут им преодолеть все преграды и благополучно добраться до конечного пункта путешествия – города Грамотеев.

2 ведущий: Путешествовать приятнее не одному, а с командой веселых, верных друзей. Сегодня у нас здесь, по крайней мере, есть две такие команды. Попросим их представиться и занять свои места на старте.

( представление команд)

1 ведущий: Наблюдать за ходом путешествия будет и наше уважаемое жюри. В него вошли те, кто уже давно дружит с русским языком и хорошо его знает.

( представление жюри)

2 ведущий: Свое путешествие мы начнем с долины «Лексикология». Но долина эта не простая, она таит в себе немало опасностей. И одна из них – большое количество змей. Чтобы без потерь пройти через нее, вам необходимо ответить на ряд вопросов ( в письменном виде). А пока наши смельчаки сражаются со змеями, мы с вами имеем возможность отдохнуть у прохладного ручья «Несуразных вещей». ( инсценировка - 5 класс)

Вопросы командам:

  1. Что такое лексика? Лексикология? Лексическое значение слова? (привести примеры)

  2. Какие слова называются многозначными?

  3. Приведите примеры омонимов.

  4. Что такое фразеологизм? Чем он отличается от свободного словосочетания?

1 ведущий: Долина позади. Впереди показался лес фразеологизмов. И здесь вас ждет следующее испытание. Дело в том, что это необычный лес. Каждое дерево – это фразеологический оборот. Но вот беда. Деревья так тесно переплелись друг с другом, что вы не сможете пройти сквозь них. Для того, чтобы их распутать, вам необходимо привести в порядок фразеологические обороты. И тогда откроется тропинка, по которой вы сможете пройти сквозь весь лес.

Задание «Восстанови фразеологизм» - вам необходимо закончить фразеологизм, подходящим по смыслу словом:

Пример: Делить шкуру неубитого медведя.

  1. Набито как в бочке селедки

  2. Семь пядей во лбу

  3. Стреляный воробей

  4. Белая ворона

  5. Звезд с неба не хватает

  6. Обвести вокруг пальца

  7. Мозолить глаза

  8. Убить двух зайцев

  9. Яблоку негде упасть

  10. Комар носа не подточит

  11. Бить баклуши

2 ведущий: Молодцы! Дорога открыта. Осталась лишь самая малость. На выходе из леса стоят, преграждая путь, два дуба – великана. Вы знаете, что это необычные деревья, это тоже фразеологизмы. Но они такие древние, что забыли свои имена. Помогите им вспомнить их, и они выпустят вас из леса.

Задание: Обыгрывание фразеологизмов. Каждая команда показывает инсценировку фразеологизма. Противники должны назвать показанный им фразеологизм.

Предлагаемые фразеологизмы:

- намылить шею

- переливать из пустого в порожнее

( 7 класс – частушки)

1 ведущий: Деревья расступились и пропустили вас. Мы вышли к речке Смекалке. Но вот неудача. Мостик через речку сломан. Восстановить его поможет ваша сообразительность.

Вопросы командам:

  1. Дана пропорция Б/П=Д/? Что должно стоять на месте вопроса?

  2. Задача-шутка: Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец,»- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. ( дед, шалаш, Анна)

  3. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил.

  1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных (встреча, взгляд)

  2. Как большой дом превратить в маленький? ( дом – домик)

  3. В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал ( поиграл).

  4. С буквой К бери меня на покос. А без буквы К я ужалю в нос ( коса – оса).

2 ведущий: мост починен. Впереди город Грамотеев. Но попасть в город не так-то просто. Дорогу преградили знаки препинания. Они требуют от всех, кто идет в город, знание пароля.

1 ведущий: Чтобы получить пароль, вам необходимо проставить знаки препинания в предложенном тексте, а самое главное – вставить пропущенные в словах буквы. Выполненное правильно вами задание будет пропуском в город.

Деликатная просьба

На каникулы я п..ехал к бабушк.. не на автобус.. а на электричке.

Выхожу из эликтричк.. . Сажус.. на скамейку. Хочется есть. Я д..стаю бут..рброд термос с чаем. Возле клумбы сади..ся рыжий кот, но на меня он не смотрит.

Я п..дношу бут..рброд ко рту. И тут раздаё..ся протяжное но робк..е мяуканье.

В такой деликатной прос..бе не откажеш.., и я угощаю кота к..лбасой.

- Ешь приятель!


2 ведущий: А пока наши команды пытаются попасть в город, свою посильную помощь внесете и вы, зрители.

Игра со зрителями

  1. Угадайте слово:

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (пирог)

  1. Назовите пословицы, связанные с трудом.

  2. Игорь написал на доске прописью: « Сто сорок и сто сорок будет двести». ( Нет, если он правильно расставил ударение)

  3. Для чего понадобилось выучить стихотворение?

Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть.

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать…

  1. Какое слово задумано?

Это однокоренное слово со словом ЛЕТЧИК. Приставка как в глаголе ПЕРЕПРЫГНУЛ. Суффиксы те же, что в слове ЧИТАЛ ( перелетел).

  1. На какой вопрос нельзя ответить ДА? ( ты спишь?)

  2. Названия каких двух месяцев в году оканчиваются на Т? ( август, март)

1 ведущий: Наши команды успешно справились с поставленной задачей. Они в городе Грамотеев. Для того, чтобы остаться в этом городе, они пройдут последнее испытание

Есть отличная затея –

Это конкурс грамотеев!

Но, чтоб зваться «грамотей»,

Посиди и попотей.

Все задания с подвохом,

Зазевался – будет плохо.

Когда по улицам гуляю,

Я на прохожих громко лаю.

А дома у дверей лежу

И всех пришедших в нос лижу.



У сестры моей Наталии

Обруч крутится на талии.

В каждом ухе по сережке,

Чтоб понравиться Сережке.



Старый дом из ели

Весь жучки изъели.



Вьюжные зимы птичек пугают,

В южные страны они улетают.

2 ведущий: Наше путешествие, к сожалению, закончилось. Но не закончилось знакомство со страной Русского языка. В ней столько неисхоженных тропинок, куда давно не ступала нога человека. Дерзайте, путешествуйте! Его Величество Русский Язык будет с нетерпением ждать вас!

( жюри объявляет итоги, и один из участников – самый активный становится почетным жителем города Грамотеев – вручается медаль)

Литература:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.169-170

  2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. Для учащихся 5-7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1989. – с.11,12, 15, 18, 36, 52, 85


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!