СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в царство грибов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием  ИКТ в 5 классе, посвящен изучению представителей царства Грибы. Выяснить грибы - это растения или же животные? Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов позволили ученым микологам выделить их в отделное царство.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в царство грибов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия

Муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан



В рамках декадника Естествознания

Дата проведения:




Методическая разработка открытого урока

по биологии «Растения. Бактерии. Грибы» 5 класс


«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГРИБОВ»



УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШУЛЬГА О.А.







Тема урока: Путешествие в царство грибов.

Дата проведения: Место проведения: 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.

  • Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

  • Воспитательные: развитие мышления, творческой и познавательной деятельности, умения делать выводы, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы урока: словесный - рассказ с элементами беседы, демонстрацией таблиц, гербариев, натуральных объектов.

Приемы: логический - установление черт сходства и различия в строении грибов, растений и животных.

Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, рисунки с изображением грибов.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

3. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых загадочных царств живой природы - царством Грибы. Вы спросите, а в чем же загадочность грибов? Что может быть удивительного в шампиньоне или подосиновике? Ведь многие собирали их, жарили, солили:

Первый письменный документ о грибах, дошедший до нас, относится к IV веку до н.э. Древнегреческий ученый Теофраст, которого считают "отцом ботаники", в своих трудах впервые описал шампиньоны, трюфели и некоторые другие, известные в те времена грибы.

Не смотря на то, что грибы издавна привлекали внимание человека, для ученых-натуралистов они долгое время оставались тайной: что ж такое грибы - животное или растение? Первую попытку классифицировать грибы, сделал Плиний Старший, выделив грибы съедобные и ядовитые, но и он не раскрывал, что представляют собой грибы. Даже "отец систематики" Карл Линней одно время был склонен отнести грибы к животному миру, находя в них сходство с полипами. Известный французский ботаник Вайян называл грибы "дьявольским произведением, нарушающим общую гармонию природы". Он говорил, что грибы - это растения без цветов, проклятое поколение, которое кажется созданным только для того, чтобы смущать самых талантливых исследователей.

В чем же причина, по которой грибы очень долгое время не могли найти свое достойное место в системе живых организмов? Почему ученые долгое время спорили, что такое грибы - животное или растение? Вот на эти вопросы мы сегодня и должны найти ответы.

4. Изучение нового материала.

Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов.

Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животного, растения и даже человека.

Царство Грибов сочетает в себе свойства как растительного, так и животного организма. Составим таблицу, в которой отразим основные признаки, сближающие грибы с растениями и животными.

Сходство с растениями

Сходство с животными

Неподвижность;

Наличие клеточной стенки;

Неограниченный рост;

Питание растворенными веществами путем всасывания;

Размножение с помощью спор.

Наличие в клеточной стенке хитина;

Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу;

Гетеротрофный способ питания;

Запасное питательное вещество-гликоген;

Наличие в продуктах обмена мочевины.

Не смотря на то, что грибы сходны с растительным и животным организмом, у них имеются и общие черты строения. Вы спросите, а что же общего может быть у отвратительной плесени и тела подберезовика, ядовитого и пламенеющего в лесу мухомора и дрожжей? Все это грибы.

Тело гриба представляет собой мицелий (грибницу) - разветвленную сеть тончайших нитей - гиф (от греч. "гиф" - ткань, паутина).

Толщина гиф не превышает 5-6 мкм, а общая длинна, может достигать сотни метров. Ведь чем сильнее разветвлен мицелий, тем большей всасывающей поверхностью он обладает, и, следовательно, гриб получит больше питательных веществ для роста и развития.

Если мы рассмотрим гифы гриба под микроскопом, то увидим, что одни гифы имеют перегородки, делящие их на отдельные клетки, а другие гифы не имеют таких перегородок и тогда тело гриба представляет собой как бы одну разветвленную клетку.

Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебнике (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?


Продолжительность жизни грибов может варьировать от нескольких дней до нескольких лет. Также велико и разнообразие в строении и размерах грибов. Так, например, одноклеточные грибы - дрожжи - имеют микроскопические размеры, а многоклеточный мицелий трутовика пронизывает ствол дерева от основания до вершины, образуя сложно устроенные плодовые тела внушительных размеров.

Грибы - это гетеротрофные организмы, т.е. им необходимы готовые органические вещества.

Грибы - сапротрофы - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.

Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.

Грибы - хищники - встречаются редко; охотятся на мелких почвенных червей - нематод, коловраток, мелких насекомых.

Людей всегда интересовал вопрос, откуда же появляются грибы? Их появление связывали с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих остатков растений и животных.

Размножение грибов происходит бесполым и половым путем.

Бесполое размножение грибов осуществляется либо вегетативным путем: кусочками мицелия (попав в благоприятные условия, кусочки мицелия начинают разрастаться в новые особи), и почкованием; либо при помощи спор, которые образуются в специальных органах - спорангиях.

При половом процессе происходит образование зиготы, из которой путем ряда делений формируются споры, из которых в дальнейшем формируются новые особи.

Прогуливаясь по лесу, мы можем заметить, что некоторые грибы встречаются под определенными видами деревьев: подосиновики - под осинами, подберезовики - под березами и т.д. В чем же здесь загадка? Это явление объясняется тем, что между грибницей и корнями деревьев возникает симбиоз, который полезен как растению, так и грибу. Гифы гриба, разрастаясь, проникают внутрь клеток корня растения, такое образование называется - микориза (от греч. "микос" - гриб, "риза" - корень). Мицелий гриба снабжает растение водой и минеральными веществами, поглощенными из почвы. Растение, в свою очередь, снабжает гриб органическими веществами, необходимыми для роста и развития.

Значение грибов в природе:

  • участвуют в образовании гумуса

  • разлагают органические остатки

  • пища для животных

  • грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений.

  • участвуют в образовании микоризы, тем самым увеличивая поглотительную способность корней растений.

для человека:

  • использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности

  • получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.

  • использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений

  • вызывают заболевания и отравления

  • вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов

  • разрушают древесину.

Современная классификация грибов основана на "международном кодексе ботанической номенклатуры" 1994 года.

Отдел Хитридиомикота - насчитывает около 900 видов - (внутриклеточные паразиты водорослей, реже высших растений).

Отдел Зигомикота - насчитывает около 1 тыс. видов - (например, серая плесень - мукор).

Отдел Аскомикота - насчитывает около 30 тыс. видов - (дрожжи, пеницилл, сморчки, строчки, трюфели, зеленые мучнисто-росяные грибы).

Отдел Базидиомикота - насчитывает около 25 тыс. видов - (съедобные и ядовитые шляпочные грибы, паразитные, ржавчинные и головневые грибы).

5. Закрепление изученного материла

Тест "Грибы - общая характеристика".

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

  1. Грибы - это низшие растения.

  2. Все грибы - многоклеточные организмы.

  3. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

  4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей-гифов.

  5. В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.

  6. Микориза - это то же, что и мицелий.

  7. Грибы размножаются только бесполым путем.

  8. Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.

  9. Грибы растут в течение всей своей жизни.

  10. Из некоторых грибов можно получать антибиотики.

6. Домашнее задание

Учебник стр. 20-22.

Список используемой литературы:

  1. Актуальные проблемы биологии. Сборник статей №1 / сост. Морзунова И. Б. М.: "Дрофа", 2009.

  2. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология 7 кл. Многообразие живых организмов: Учебник. - М.: Дрофа, 2002.

  3. Малеева Н. В., Чуб В. В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7 классов. - М.: МИРОС, 1994.

  4. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М.:Прсвещение,1994

  5. Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: "Рауб" - "Илекса", 1998.

Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. - М.: Аванта+, 2001.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!