Пути преодоления неуспеваемости учащихся.
Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами, на протяжении всего педагогического процесса.
Мы знаем, как общество в любые времена относилось к школе, где есть неуспевающие учащихся, считалось, что это школа, выпускающая брак, работает недостаточно эффективно.
Неуспевающие учащиеся – это кандидаты на второгодничество, которое ложится тяжелым бременем на школу в моральном, экономическом и социальном отношениях.
Школа несёт моральную ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо она не сумела дать им нужное воспитание и образование, она, именно школа, на этот период сделала их неудачниками и тем самым искалечила их судьбу.
Школа несёт ответственность перед родителями неуспевающих учащихся, ибо родители отдали своих детей в школу в надежде, что она воспитает их как нравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей, а школа вместо этого сделала этих детей неудачниками изгоями общества. Другими словами это брак.
Неуспеваемость учащихся по тому или иному учебному предмету ложиться тяжелым бременем на учителя. Ведь учитель должен уделять им дополнительное внимание и время (которое не оплачивается). Неуспевающие учащиеся сдерживают темы изучаемого материала. Учитель должен специально для них готовить особые задания, неоднократно повторять пройденный материал, т.к. классы разного уровня по восприятию того или иного материала и память у всех разная.
Каждый учитель должен задуматься, а почему по моему предмету такой низкий уровень качества знаний; почему мой предмет не любят или меня в предмете; почему я, не обращусь к науке: к технологиям, методам, формам урока, чтобы мой материал был доступен всем и всем интересен. К сожалению, мы забыли очень многое из того, чему нас учили, слишком уверовали в себя: я работаю честно – вот формула, которая сейчас у нас существует, а когда после посещения урока, спрашивают, какими инструментами пользовались, какой урок по форме – ответить трудно.
Однако самое страшное зло неуспеваемость наносит самому ученику. Ведь неуспевающий ученик, а тем более второгодник, невольно считает себя неудачником, он перестает верить в свои силы и возможности, он не развивает, а губит те добрые задатки к способностям, которые были даны ему природой.
Ученик не прочувствовал в процессе обучения в школе успех, а он как любой нормальный человек очень нуждается в каком-то успехе, чтобы утвердить себя, как значительную личность. Не достигнув успеха в обучении, школа и учителя толкают его искать такой успех в каком-то другом направлении, зачастую аморальной и даже преступной деятельности (что, к сожалению, наблюдается в нашей школе).
Статистика показывает, что большая часть преступников, особенно среди подростков и молодежи – это бывшие неуспевающие учащиеся. Как раз среди неуспевающих учащихся наиболее распространены такие вредные явления, как курение, пьянство, наркотики, распущенность и ранняя проституция.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что неуспеваемость учащихся, это большое зло со всех точек зрения.
К сожалению, среди нас, учителей, довольно широко распространено мнение, что это неминуемое зло - неуспеваемость учащихся всегда была и будет. При этом, уважаемые коллеги, мы видим причины неуспеваемости отдельных учащихся в них самих, в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании учиться и т.д. Себя большей частью не виним в наличии неуспевающих по предмету, ну, что я могу сделать, если он не хочет учиться. Нельзя видеть только плохое, разве он виноват, что у него такие условия жизни, что его бросила мать, а бабушка вынуждена работать и уделить должное внимание не может, что его родили в 18 лет и чувство материнства его мать не испытала и т.д.
И если в начальной школе ещё можно держать ситуацию на контроле, то, естественно, в старших классах всё сложнее. Поэтому и надо уметь на своих уроках дать такое задание ученику, чтобы мотивировать его на успех, а не унижать незнанием. Ну, не может он так, как все. Еще С.Л. Рубинштейн говорил, что «добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильнее стороны, - те силы в нём, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель.
За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить.
Факторы, влияющие на успеваемость.
Если сделать общий вывод по всем причинам неуспеваемости, то на ее возникновение влияют следующие факторы:
1. Условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста (развивают и поддерживают ли родители в своих детях познавательные интересы, готов ли ребенок к школьному обучению, вырабатывается ли и поддерживается ли на должном уровне учебная мотивация и т.д.)
2. Условия для интеллектуального развития в дошкольных учреждениях – как происходит развитие познавательных интересов, знаний, учений и навыков, которыми должны владеть дети дошкольного возраста.
3. Многое зависит от учителей начальной школы. Например, корни таких проблем, как интеллектуальная пассивность, несформированность навыков и способов учебной деятельности, недобросовестное отношение к учебному труду, тянутся из дошкольного детства и времени обучения в первом классе.
4. Учителям средней школы уже труднее бороться с неуспеваемостью учащихся. Им приходится много времени тратить на ее преодоление, потому что у неуспевающих или слабоуспевающих школьников уже закрепились те или иные формы поведения и учебной деятельности. Учителям, пытающимся решить эту проблему, приходиться сталкиваться с бессознательным упорством учеников, не желающих трудиться. И честно говоря, настойчивости и сил у педагогов часто не хватает.
5. Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, а поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.
Причины неуспеваемости:
- Низкая мотивация
- Интеллектуальная пассивность
- Неправильные навыки учебной деятельности
- Неправильное отношение к учебному труду
- Неразвитые познавательные интересы
- Но очень многое зависит от педагогов: существует очень большое количество педагогических технологий, которые могут помочь усвоить учебный материал на уроке.