Пути совершенствования техники чтения
Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Однако за четыре года обучения развивается лишь начальная ступень синтетического чтения. По мнению известного психолога проф. Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение «про себя» складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.
Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс.
Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, - изменение характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеет чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное. Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (или равномерно-внимательное, как его называл Л. Шварц). Изучающее чтение требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%.
Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, то есть о чтении «для себя», чтобы воспринять основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста(70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются в следующих классах. А нам важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча.
Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, – это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе ( в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.
Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.
Начинать обучение элементам молчаливого чтения надо с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а упражнения чтения «глазами» отдельных слов и предложений проводить уже в период чтения «Азбуки».
Освоение чтения молча, необходимо вводить со второго полугодия второго года обучения. Известно, что изучающее чтение вслух и молча должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время погоня за скоростью чтения неоправданна.
Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.
При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем молчаливое. Чтение вслух, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и тем самым совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации.
При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем. А процесс выдачи её отсутствует. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг.
Развивая навык и привычку чтения «про себя» необходимо постоянно и настойчиво контролировать понимание детьми читаемых текстов. Разнообразные формы контроля и понимания призваны поддерживать интерес к чтению и дух соревнования.
В помощь учителю начальных классов. Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста с помощью дидактических тренажёров, тренировочных средств и игрового материала?
Обобщение опыта педагогов
по страницам журнала начальная школа1
Подготовка к чтению текста как новой единицы началась ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.
Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, так как, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения.
Для того чтобы подготовить детей к осмысливанию текста при самостоятельном чтении мы привлекли слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего.
До этапа самостоятельного чтения у ребенка формируются элементарные умения, необходимые для осмысления текста, воспринятого со слуха. Именно поэтому первоначальное обучение чтению в букварный период обязательно сопровождается слушанием детской книги. Кроме того, работая с «Азбукой» («Букварем»), ребенок слушает чтение учителем связных текстов. Предварительное или последующее слушание и самостоятельное чтение ребенка постоянно используется в обучении, помогая осмысливать читаемое.
Поскольку у учащихся шести-семи лет преобладает наглядно- действенное, мы стремились использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделялись упражнения, предполагающие их самостоятельные действия.
Главное – чтоб учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого мы ему показывали признаки: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлялось это в доступной форме, без употребления каких-либо определений. Первое, с чего мы начали, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чем говориться. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывало внимание у детей к целому тексту (показывалось различие между набором предложений и связным текстом).
Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль мы осуществляли с помощью серии упражнений: выбор заголовков из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Вводился такой порядок действий-способов работы: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом. Эти упражнения способствуют формированию умений ориентировки в теме текста.
Приведем примеры карточек-заданий, которые предлагались учащимися, когда проводилась работа по знакомству с текстом и формировались элементарные умения ориентировки в его структуре, понимании.
Карточка
Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и Лгун Волк
стадо
Л. Толстой
Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать «Помогите, волк! волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать:
«Сюда, сюда скорей, волк!». Мужики подумали, что опять как всегда обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчику?
Карточка
Придумай свое заглавие. Запиши.
Е. Чарушин
У Шарика шубка густая, теплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печи, - просто собачья будка, а там соломка постелена. А ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережет, злых людей, да воров во двор не пускает, - за это его все любят да сытно кормят.
Почему Шарику зимой тепло? Подчеркни эти слова.
За что все любят да сытно кормят Шарика?
Раскрась рисунки.
Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формировались с помощью следующих упражнений. Вначале отрабатывалось умение подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается), проводилась работа с деформированным текстом.
При выполнении каждого упражнения, направленного на формирование конкретного умения, сначала осуществлялись ориентировочные действия (дети приглядывались, так ли они сделали, смотрели варианты), а вводились исполнительские действия (окончательная разметка текста), затем осуществляли самоконтроль (дети прочитывали текст, проверяя себя).
В процессе смысловой работы с текстом воспитывалось внимание к слову (подчеркни описание белки; почему автор так называет белок?).
Карточка
Найди и отметь в рассказе текст:
«Как белки зимуют».
«Белки радуются весне».
«Заботы белок летом».
У старой сосны
И. Соколов-Микитов
…У освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые проказницы-белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. С елки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжелые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов…
Подчеркни описание белок.
Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова. О ком (о чем) весь рассказ? Запиши.
Карточка
Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, затем, в конце рассказа (1, 2, 3).
Л. Толстой
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна потекла вода.
Проверь себя:
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
Карточка
Что же здесь не так Составь рассказ правильно. (Поставь порядковые номера.) Расскажи его.
Первая охота
В.Бианки
Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.
Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!
А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.
Ящерка сидела на каине, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
Разновидностью упражнений с использованием графических схем и устных рисунков является обозначение абзацев вместе с подобранными к ним заголовками:
Подбери заголовки к абзацам.
1, 2 …
3 …
4 …
Учащиеся после устной работы записывают заголовки в карточки (а где их нет, в обычную рабочую тетрадь). Это упражнение вариативно: образцы называют сами учащиеся или по готовым абзацам определяют смысловые части рассказа и озаглавливают их. Сначала работа проводится коллективно, затем самостоятельно. Чтение сопровождается составлением текста по прочитанным рассказам, которые для учащихся служат образцом. При этом за тем, чтобы учащиеся, составляя свой текст, не просто пересказывали все подряд, но поясняли свою структуру текста: какое они выбирают начало, о чем расскажут потом, чем продолжат и как кончат текст. Пересказам помогали планы, схемы, рисунки, сделанные к произведениям. Предлагаемые упражнения включались в процесс повторного чтения и так называемого вторичного осмысленного восприятия, помогая осуществлять исполнительские действия с текстом.
Если учитель избирает сначала анализ текста только путем выборочного чтения и выделения изобразительного ряда слов (художественное произведение) или ключевых, основных слов (научно-познавательный текст), то практические предметные действия проводились при третьем чтении.
Работая над целостным восприятием текста, мы стремились вначале сформировать умение понимать предметную (фактическую) сторону – факты, события, то есть, как говорят психологи, план значений. Когда видели, что уже все учащиеся справляются с этим работы, включали более сложные упражнения, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событии, поступков, персонажей, высказать к ним свое отношение.
Осмысливание фактов предполагает сформированность умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения.
Поэтому, формируя осознанное чтение в разных его формах (вслух молча), мы подбирали тексты, которые обеспечили бы ребенку возможности понимания на разных уровнях.
Зная, на каком уровне понимания находится ребенок, можно осуществить дифференцированное обучение. В нашем опыте были предложены для обучения пониманию дидактические материалы, предлагающие осмысление предложений и связных текстов.
Задания в виде карточек непосредственно направлены на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений: А – понимание предметного содержания текста; Б – понимание обобщенного понимания; В – понимание скрытой мысли (подтекстаысли () В - понимание кста; Б - понимание дназначены для самостоятельного чтения и формирования умений: А - понимание адших ш), вытекающей из содержания, то есть понимание основной мысли (смысла) текста; В1 – определение личностного отношения к прочитанному. Задания построены таким образом, чтобы одновременно с обучением осуществлялись контроль, обратная связь между учеником и учителем. Каждой серии посвящается несколько текстов. Когда усвоены предшествующие задания (серии А, Б), подключаются задания всех (или большинства вариантов (А, Б, В, В1).
Задания подключаются по мере овладения учеником той или иной ступенью понимания текста.
Прочитав тексты и задания к ним, учащиеся должны выбрать ответ, пометив знаком «плюс» свое согласие и знаком «минус» несоответствие вопроса содержанию текста.
Вначале, как говорилось, предлагались задания серии А.
Карточка
Электрический ток
Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она ярко загорится. Течет в проводах электрический ток. Эта невидимка все может – и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.
Выбери правильный ответ.
А. Передается ли электрический ток по проводам?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю.
По мере овладения уровнем А включались задания, предлагающие понимание обобщения (уровень Б).
Карточка
Ежик и кот
Ежик куда-то спешил. Он смешно семенил ногами. Вдруг ежик увидел кота. Ежик попыхтел и пошел к нему. Кот захотел понюхать незнакомца. Но он уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ежик презрительно фыркнул вслед. А чрез минуту они мирно лакомились хлебом с молоком. Это был кошачий ужин.
Выбери правильный ответ.
А. 1. Ежик торопился.
2. Кот испугался.
3. Ежик испугался.
Б. 4. Ежик и кот подружились.
В рассказе «Галка» первые три вопроса раскрывают предметное содержание, последующие два – содержат обобщение.
Учащийся знаком «плюс» должен отметить 1-й и 5-й ответы.
Карточка
Галка
Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камушки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.
Выбери правильный ответ.
А. 1. Галка хотела пить.
2. В кувшине было много воды.
3. Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
Б. 4. Галка бросала камни в кувшин от безделья.
5. Галка была умна и придумала, как напиться.
Как правило, ошибочных ответов по серии А не наблюдалось.
Далее в содержании уже вычленяется поступок, определяется его причина; ученик учится высказывать свое отношение к поступку. Упражнения так же сопровождаются практическими действиями.
В простейших рассказах дети сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно пытались выделить главное в тексте. Эти упражнения проводились после общего анализа текста, который осуществлялся учителем совместно и учащимися.
Карточка
Прочти рассказ. пронумеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1, 2, 3, 4, 5-й?
Кто помог бабушке
Как старушка несла воду?
Кого встретили ребята?
Что сказал Толя?
Куда возвращались Толя и Витя?
Горькая вода
В. Осеева
Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов – и остановится отдыхать.
- Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.
Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.
- Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?
Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.
Определи, что говорится в произведении, его содержание.
(Продолжение)
Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему стращно хотелось пить.
Толя решил зайти в первую избу и попросить воды.
Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку.
- Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду.
Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А водя показалась ему горькой.
Б. Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет.
А Толя? (Да, нет.)
Как встретила Толю старушка? Ответь галочкой (V) это место.
Что чувствовал Толя когда пил воду? Подчеркни эти слова.
В. Объясни название рассказа.
Передай содержание рассказа и свое отношение к мальчикам.
Карточка
Найди поступок и его причину.
Косточка
Л. Толстой
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну из слив и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть, и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
А. Отметь (V) описание поступка.
Б. Подчеркни причину.
Почему Ваня заплакал?
В. Какие чувства вызвал у тебя Ваня?
Взял – схватил. Какое слово больше подходит? Почему?
Следующая ступень работы – определение смысла рассказа. Этой работой мы занимались на протяжении всего второго года обучения, опираясь на самостоятельное чтение детей.
Карточка
Читаем рассказ. Определяем основную часть в рассказе.
В. Осеева
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой, - видно ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
А. Какой случай описан в рассказе? Как это началось? Отметь в рассказе это место (V).
В. Дружба до первого дождя – настоящая ли это дружба? (Да, нет.)
Какими словами из текста ты озаглавил бы рассказ? Подчеркни их.
Карточка
Определяем, что главное.
Два товарища
Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве. Другой упал на землю. Он притворился мертвым. Медведь понюхал его и ушел. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: «Ну, что тебе медведь говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде».
В. Что главное?
1. Не бросай товарища в беде.
2. От медведя можно спрятаться на дереве.
3. Медведя можно перехитрить.
Как же следует поступить, если учитель не распологает набором специальных карточек.
В этом случае следует выбрать соответствующий текст из учебной книги и записать его на доске. К этому тексту учитель заранее составляет задания, аналогичные использованным в наших карточках. Учащиеся, прочитав текст, под определенным номером задания ставят свои обозначения на листочках, в тетрадях, альбомах и т.п., свидетельствующие о их понимании прочитанного (знаки «+», «-», «V»; рисунки, другие пометки).
Таким образом осуществляется обратная связь «ученик – учитель», контроль и самоконтроль и формируются конкретные предметные действия, способы действия с текстом и необходимые уровни его осмысления.
1 Преодоление трудностей, Из опыта обучения чтению, Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З., 1990.